Эксперты

Антитеррористическая защищенность объектов

Макаров Валерий Борисович, к.э.н., профессор, руководитель рабочей группы по аудиту безопасности хозяйствующих субъектов и антитеррористической защищенности объектов (территорий) Комиссии по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности РСПП РФ

При обнаружении угрозы совершения террористического акта на объекте (территории), получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) или при совершении террористического акта на объекте (территории) должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории), либо уполномоченное им лицо незамедлительно информирует об этом территориальный орган безопасности, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также орган (организацию), являющийся правообладателем объекта (территории), и (или) вышестоящий орган (организацию).

При направлении настоящих требований информации об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) или о его совершении с помощью средств связи лицо, передающее информацию, сообщает:

а) свои фамилию, имя, отчество (при наличии) и занимаемую должность;

б) наименование объекта (территории) и его точный адрес;

в) дату и время получения информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении;

г) характер информации об угрозе совершения террористического акта или характер совершенного террористического акта;

д) количество находящихся на объекте (территории) людей;

е) другие оперативно значимые сведения по запросу территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 

Лицо, передавшее информацию об угрозе совершения террористического акта или о его совершении, фиксирует фамилию, имя, отчество (при наличии), занимаемую должность лица, принявшего информацию, а также дату и время ее передачи.

При направлении такой информации с использованием средств факсимильной связи лицо, передающее информацию, удостоверяет сообщение своей подписью.

Контроль за выполнением требований

к антитеррористической защищенности объектов (территорий)

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее ФЗ №35) террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Пункт 4 части 2 статьи 5 ФЗ №35 устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Согласно пункту 17 части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов.

В связи с данным положением, порядок контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), включая должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, а также виды проверок, основания, периодичность и сроки их проведения установлены Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий)…..

Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется руководителями органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), или уполномоченными ими лицами в виде проверок.

И это говорят все «Требования», которые введены в действие Постановлениями Правительства. В том числе и 410, и 8, и 1006, и 272.

НО, ведь это далеко не все. Есть МВД, ФСБ, МЧС, Росгвардия, Прокуратура наконец. Есть и АТК (Антитеррористическая комиссия).

Начну с самого легкого и короткого – ФСБ.

Чем руководствуются не известно, чем заканчивается известно.

Дальше тоже – легко и коротко – МВД.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право выдавать руководителям и должностным лицам организаций предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан.

Следующий контролирующий орган – это МЧС.

Учитывая, что одним из основных принципов противодействия терроризму является минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма (п. 12 ст. 2 ФЗ №35), то соблюдение правил и норм пожарной безопасности является основным принципом деятельности на объекте для снижения до минимального уровня последствий террористического акта.

Отсюда и требования № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ПП № 390 от 2012 г. «О противопожарном режиме», Приказ от 2003 г. № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», СНиП 21-01 -97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

РОСГВАРДИЯ – ей сейчас вменяется контроль за антитеррористической защищенностью объектов (территорий) топливно-энергетического комплекса и  объектов (территорий), которые подлежат охране самой Росгвардией.

ПРОКУРАТУРА. Это, как говорится, особая статья.

Согласно части 1 статьи 21, части 1 статьи 26 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Прокурорский надзор в сфере противодействия терроризму осуществляется на основании вышеуказанных положений федерального закона, а также приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22.10.2009 г. №339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму».

В ходе прокурорских проверок на предмет антитеррористической защищенности объектов (территорий) проверяются: 

1) паспорт антитеррористической защищенности с указанием даты подготовки и актуальности, его согласованность с соответствующими органами;

2) системы антитеррористической защищенности и оповещения, их оснащенность;

3) результаты обследований, проверок состояния антитеррористической защищенности объекта (территории);

4) здания (строения, сооружения), места общего пользования, в которых при определенных условиях могут одновременно находиться более 50 человек;

5) фактический и требуемый объемы финансовых средств для осуществления мероприятий по антитеррористической защищенности.

Предпоследний из проверяющих органов – Антитеррористическая комиссия.

Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете»).

Согласно п.1 Положения об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденного Председателем национального антитеррористического комитета 17.06.2016 г., антитеррористическая комиссия является органом, образованным в целях координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений. АТК создаются при органах местного самоуправления, в круг задач входит: координация деятельности по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений: мониторинг политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму; разработка мер по профилактике терроризма, устранению причин и условий, способствующих его проявлению, обеспечению защищенности объектов от возможных террористических посягательств, а также по минимизации и ликвидации последствий террористических актов, осуществление контроля за реализацией этих мер; анализ эффективности работы; организация взаимодействия с общественными объединениями и организациями в области противодействия терроризму; подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов; решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.

Ну и, наконец руководитель органа (организации), являющихся правообладателями объектов (территорий), или уполномоченными ими лицами в виде проверок.

Плановая проверка антитеррористической защищенности объекта (территории) проводится не реже одного раза в 3 года в соответствии с планом-графиком проверок, утверждаемым руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории).

Должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), уведомляется о проведении плановой проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) не позднее, чем за 30 дней до начала ее проведения посредством направления копии соответствующего приказа (распоряжения).

Внеплановая проверка антитеррористической защищенности объекта (территории) проводится по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), и (или) вышестоящего органа (организации) в следующих случаях:

а) при несоблюдении на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, в том числе при поступлении от граждан жалоб на несоблюдение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и (или) бездействие должностных лиц органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), в отношении обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);

б) при установлении повышенного, высокого или критического уровней террористической опасности, устанавливаемых на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 “О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства”;

в) при необходимости актуализации паспорта безопасности объекта (территории);

г) в целях осуществления контроля за устранением недостатков, выявленных в ходе проведения плановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Срок проведения проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) не может превышать 5 рабочих дней.

По результатам плановой или внеплановой проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) оформляется Акт проверки с отражением в нем состояния антитеррористической защищенности объекта (территории) и предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков.

В целях устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения плановой или внеплановой проверки антитеррористической защищенности объекта (территории), должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), составляется План мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, копия которого направляется в орган (организацию), проводивший проверку.

И все бы хорошо, но в большом количестве случаев руководитель органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории) и должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории) – это одно и то же физическое лицо. И ему вменяется, и предупредить себя за 30 суток до проверки, и проверку провести, и Акт проверки оформить с отражением выявленных нарушений и недостатков, и План мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков составить. И все это сохранить на свою голову до прихода проверки от государственных органов. Все чаще это прокуратура и Росгвардия.

До настоящего времени отсутствует единый подход к выполнению функции государственного контроля со стороны контролирующих органов по вопросам антитеррористической защищённости объектов различного назначения (определено только в Минтрансе и Минэнерго). На деле контроль их выполнения каждое ведомство (Министерство) осуществляет «САМОСТОЯТЕЛЬНО». А, следовательно, органы исполнительной власти в регионах несут паритетную с собственником объекта ответственность за возникающие на объектах (территориях) происшествия.