Безопасность

Как изменить порочную практику

Жирков Вячеслав Александрович,
генеральный директор Агентства Безопасности «ГВАРДИЯ»

Проблематика охранной деятельности накапливается с появления в 1992 году Закона, регулирующего оказание охранных услуг. К заложенным, в том числе и намеренно, противоречиям в законодательстве, добавляются новые, а конкретное исполнение размытых норм зачастую остаётся между строк нормативных актов.

В результате отрасль услуг негосударственной сферы безопасности стагнирует несколько десятилетий вместо того, чтобы стать одним из локомотивов экономики. Частная охрана использует в работе передовые технические разработки: охранно-пожарные сигнализации, интеллектуальное видеонаблюдение, контроль доступа и т. д. В большинстве случае оборудование разрабатывается и производится в России, что особенно ценно с точки зрения современных вызовов. Само по себе оказание любого вида охранных услуг — процесс сложный, трудоёмкий и, надо признать, сегодня — не слишком благодарный. А неэффективное законодательство, регулирующее закупки, — только одна из причин, мешающих становлению цивилизованного рынка охраны.

Основной критерий оценки для выбора победителя торгов — это, в подавляющем большинстве случаев, цена. Таким образом, выигрывать должны те предприятия, которые сумели минимизировать свои издержки. Но это только в теории. На практике побеждают те, кто изначально не планирует нести расходы, необходимые для исполнения обязательств по заключенным контрактам. На самом деле это мошенничество, а  не демпинг (легальный рыночный механизм), , которое не позволяет добросовестным участникам конкурировать на равных с недобросовестными поставщиками.

Главными издержками в цене за физическую охрану являются заработная плата охранников и налоги. Также необходимо учесть и расходы на организацию круглосуточного ситуационного центра и массу других «тыловых» служб, без которых оказание услуги охраны невозможно по сути. Однако, выгодоприобретателями запутанного и неэффективного законодательства становятся те предприятия, которые не платят налоги, не исполняют законодательство о труде, не несут вообще никаких расходов на инфраструктуру. Именно такие игроки сегодня буквально оккупировали госзакупки во всей стране. И, что ещё хуже, — именно они определяют работу всего рынка охраны, а не только сферы госзаказа. Это сложившаяся практика, и, к глубокому сожалению, лозунг: «не выгодно — не участвуй» здесь не работает. Добросовестные предприниматели вынуждены бороться с недобросовестными на заранее невыгодных условиях, чтобы попросту выжить.

Попытки «битвы с системой» одиночек, как и организованные обращения общественных объединений, не приносят ровно никакого результата. ФАС, прокуратура, трудовая инспекция, суды и представители власти на местах не способны повлиять на результаты некачественных торгов. На деле же, в условиях борьбы за распределение бюджетов, интереса решать проблемы охраны ни у кого нет, кроме самих охранников.

К чему это приводит?

К неудержимому погружению охранной деятельности из серой в уже откровенно чёрную сферу. Страдает безопасность государства, миллионы людей работают вне рамок трудового законодательства, что накапливает социальное напряжение, казна не получает налоги, процветает коррупция. А те, кто пытается работать добросовестно и открыто, сами себя определяют в зону риска, ведь, чтобы выжить, вынуждены принимать сложившиеся правила игры. Выход из этой ситуации только один — кардинальное изменение законодательства, регулирующего охранную деятельность и законодательство о госзакупках.