Общее

Обеспечение безопасности проживания жителей многоквартирных домов, вызовы и возможности в условиях СВО

Редакция предоставляет Вам итоговые материалы круглого стола, подготовленные Каленовым Андреем Васильевичем (руководитель рабочей группы по проблемам развития инженерных и технических средств безопасности, заместитель директора Ассоциации предприятий технических средств безопасности, член КС НСБ России).

Мероприятие прошло в смешанном очно/заочном формате 12 декабря 2023 года в здании РСПП в г. Москва.

Организаторами выступили:

Комиссия РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и НСБ;

Комитет МТПП по молодежной политике;  

Ассоциация предприятий технических средств безопасности.

Участие в мероприятии приняли: представители Совета Федерации России, Правительства Москвы, Правительства Московской области, Правительства Санкт Петербурга, Минстрой России; представители СМИ; представители муниципальных органов власти Москвы, Московской области и
Санкт Петербурга; представители научных заведений, РСПП, ОПОРа России, общественных организаций и домофонных компаний.

Итак, представляем основные материалы, доклады и выступления.

В приветственном слове:

руководителя Комиссии Рогожкина Николая Евгеньевича участникам встречи была подчеркнута значимость поднимаемых вопросов для безопасности города и прав граждан на безопасное и комфортное проживание. А также отмечен широкий охват тем и высокий уровень экспертов.

председателя Комиссии МТПП по молодежной политике, президента МРОО «Возрождение» Савчука Маршалла Викторовича участникам круглого стола была отмечена значимость вовлечения молодежи в процесс обеспечения безопасности проживания в многоквартирных домах, повышение компетенции, а также важность участия молодого поколения в подготовке, отправки помощи участникам СВО и в трудоустройстве, вернувшихся с СВО, инвалидов.

На круглом столе были представлены:

модель доктринально-стратегических основ создания государственной системы безопасности проживания и антитеррористической защищенности многоквартирных домов Паниной Еленой Николаевной (Директор научной школы «Прикладные научные исследования в области социально-экономической безопасности РФ в сфере управления многоквартирными домами»), доктрина была защищена в качестве диссертаций, изложена более чем в 30 научных трудах.

модель экосистемы безопасного города, Каленовым Андреем Васильевичем (Руководитель
рабочей группы по проблемам развития технических средств безопасности Комиссии РСПП по
безопасности предпринимательской деятельности). Модель была разработана Ассоциацией предприятий технических средств безопасности (АПТСБ) и ЦСП «Платформа» как диалоговой площадки, на которой возможно взаимодействие между жителями города, девелоперами и управляющими компаниями, федеральными регуляторами (Минстрой, Минпром), муниципальными властями на основе совместной проработки вопросов обеспечения безопасного и комфортного проживания в многоквартирных домах.

программа подготовки кадров в рамках создания государственной системы безопасности проживания и антитеррористической защищенности многоквартирных домов на местном уровне Ерзиным Константином Касимовичем (Муниципальный депутат МО «Красненькая
речка» Санкт-Петербург):

для органов исполнительной власти: «Разработка мероприятий по ЧС и антитеррористической
защищенности МКД и оборудование МКД техническими и иными средствами спасения»;

для органов прокуратуры: «Разработка мероприятий по исполнению законодательства в сфере
обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан при нахождении на территории МКД»;

для органов государственного жилищного надзора и муниципального контроля: «Разработка
планово-предупредительного ремонта МКД и обеспечение устойчивости МКД к внешним воздействиям»;

для МЧС: «Обеспечение сохранности жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций и совершении терактов».

На встрече были обсуждены аспекты внедрения новых технологий и защиты инвестиций в многоквартирные дома, а также проблемы, связанные с пожарной безопасностью, внедрением инновационных технологий. Представителями МЧС г. Москвы, экспертами РСПП, МТПП и ОПОРА России предложены проекты внесения изменений в законодательство России и нормативные документы.

Представителями Главного управления МЧС России по г. Москве Алексеем Валентиновичем Миханом, Заместителем начальника управления начальником отдела организации надзорных и профилактических мероприятий в области пожарной безопасности УНПР ГУ МЧС России по г. Москве, полковником внутренней службы и Юрием Петровичем Хондожко, Начальником ФГБУ СЭЦ ФПС по г. Москве, полковником внутренней службы предложен ряд инициатив, направленных на улучшение ситуации с защитой граждан от возникновения пожароопасных ситуаций в области проведения государственного контроля (надзора) за состоянием пожарной безопасности в многоквартирных домах, оснащения мест общего пользования жилых многоквартирных домов высотой до 28 метров автоматическими установками пожарной сигнализации и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, порядок организации общественного контроля за соблюдением гражданами требований пожарной безопасности в местах общего пользования многоквартирных жилых домов, обеспечения доступности средств обеспечения пожарной безопасности для населения и малоимущих граждан.

Аранибаром Антоном Хорхиевичем, адвокатом, помощником сенатора Совета Федерации России, Аргатюком Романом Михайловичем, генеральным директором НП ОБЖД «Безопасный дом», Хитровым Андреем Альбертовичем, руководителем Межрегиональной рабочей группы по созданию системы государственного регулирования в сфере безопасности проживания и антитеррористической защищенности МКД были подняты вопросы по механизмам
защиты инвестиций в инфраструктуру многоквартирных домов.

В частности, был рассмотрен вопрос о гарантиях инвестиций предприятий технических средств безопасности. Так, например, домофонные компании исторически интегрированы в систему ЖКХ, что создает правовые коллизии, как в части признания инвестиций, произведенных такими инвесторами как общего имущества, а по сути, оно остается в собственности инвестора, так и в области тяжеловесности процедур выбора собственниками жилья в МКД организаций, отвечающих за безопасность, что приводит к случаям коррупции и мошенничества. В результате таких действий
инвесторы теряют не только свое оборудование и не получают возврата инвестиций, но и остаются без объемов работы.

Участниками был рассмотрен ряд вопросов о патриотическом воспитании молодежи и
помощи участникам СВО.

Сушецкая Людмила Сергеевна, руководитель БАНО «Золотые руки Ангела» сообщила о
том, что их организация собирает и доставляет гуманитарную помощь бойцам, воюющим на Донбассе, и жителям новых регионов России. На насущные проблемы, связанные с волонтерской деятельностью в условиях СВО, а именно: недостаточный сбор пожертвований для изготовления
гуманитарной помощи бойцам, воюющим на Донбассе (тактические носилки, пятиточечники,
маскировочные сети и т.п.); нехватка помещений, в которых можно изготавливать гуманитарную
помощь; обучение молодежи (школьников, студентов); невозможность трудоустройства инвалидов (в частности, ампутантов), участвовавших в СВО.

Миргородская Алена Олеговна, журналист, рассказала о производстве патриотических
документальных фильмов «Стальная дивизия» и «Операция «Вывод».

Участниками круглого стола принято Решение:

Подготовить и направить резолюцию в ведомства по профилю. В том числе в Правительство Российской Федерации, Минстрой России, Государственную Думу, Совет Федерации России, правительства Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и другие регионы России для получения компетентных экспертных мнений и предложений.

Участниками круглого стола были сформулированы следующие Предложения:

1. В части обеспечения гарантий инвестиций в многоквартирные дома:

– Предложить ведомствам высказать свои предложения по вопросу о выделении рынка технических, химических и биологических средств безопасности в отдельную специальную защищенную законом отрасль;

– Предусмотреть возможность формирования «прямых» правоотношений собственников жилых помещений и поставщиков дополнительных услуг, являющихся инвесторами;

– Законодательно уточнить признаки отнесения имущества к составу общего, в том числе запрета на отнесение к составу общего, имущества, созданного за счет инвестиционных средств инвестора;

– Оптимизировать правила проведения общих собраний собственников, путем расширения круга лиц, которые могут выступать его инициаторами, проведения собрания.

В части наделении органа жилищного контроля (Государственная жилищная инспекция) функцией регулятора:

 Ввести отказ в принятии протоколов общего собрания на хранение в случае поступления от собственников МКД заявления об оспаривании протокола общего собрания в связи с подозрениями о его фальсификации.

Блокирующие уведомления от собственника или действующего поставщика должны стать для
Госжилинспекции сигналом о наличии спора по вопросу о законности протокола общего собрания
и основанием немедленно приостановить переключение кода поставщика до решения вопроса о
законности протокола общего собрания компетентными органами.

При наличии документально подтвержденных фактов подделки подписей в протоколе или
бланках голосований (заключение эксперта, отказ от подписи самого собственника) и соответствующего заявления собственника и (или) иного лица передавать материал в территориальный отдел МВД РФ для принятия процессуального решения в порядке ст. 144-145 УПК РФ о наличии признаков преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ.

Сделать обязательным направление уведомления о намерении обратиться в суд (ч. 5 ст. 181.4 ГК РФ) не только в адрес собственников МКД, но и в орган жилищного надзора (ГЖИ). Аналогично наделить таким правом предшествующего поставщика услуги в случае отсутствия его надлежащего извещения о проведении собрания по вопросам, касающимся прекращения договора.

При проведении общих собраний по вопросу о выборе специализированной организации, осуществляющей обслуживание технических средств безопасности (запирающие устройства, домофоны, шлагбаумы, системы видеонаблюдения) во всех случаях в повестку дня в обязательном порядке включать вопрос о составе расходов на демонтаж оборудования и установку нового оборудования, бремени несения этих расходов.

Усилить государственный, муниципальный и общественный контроль, в части проведения капитального ремонта входной группы подъездов с заменой входных дверей.
При замене входных металлических дверей руководствоваться исключительно нормами ГОСТ 31173-2016 «Блоки дверные стальные. Технические условия. Двери противопожарные, частично
остекленные, в комплекте с доводчиком, ручкой, замком».


2. В части создания проекта «Промышленность сферы безопасности проживания и антитеррористической защищенности многоквартирных домов»:

2.1 Рекомендовать Минпрому России и Минстрою России, при участии РСПП, ТПП РФ и ОПОРА России рассмотреть создание проект «Промышленность сферы безопасности проживания и антитеррористической защищенности многоквартирных домов».

Признать целью проекта – укрепление внутреннего суверенитета страны, включая технологический, направленного на обеспечение безопасности проживания населения страны в МКД и антитеррористическую защищенность МКД.

Признать возможностями проекта:

– развитие малого и среднего бизнеса в области производства как материалов и продукции для содержания и ремонта МКД, так и технических средств спасения людей из домов;

– перевести экономику промышленных предприятий с «кредитной и займовой» на экономику с прямым финансированием собственниками МКД в области производства как материалов и продукции для содержания ремонта МКД, так и технических средств спасения людей из домов;         

– формирование цифрового реестра промышленных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса в области производства как материалов и продукции для содержания ремонта МКД,
так и технических средств спасения людей из домов, объединяющих в себе предприятия обрабатывающей промышленности, оборонного комплекса, электронной и других отраслей промышленности;                                                                                                                                              

– использование не кредитного финансирования промышленных предприятий, а в качестве инвесторов использовать собственников МКД, в качестве инвестиционных средств – плату за содержание и ремонт МКД;                                                                                                                              

– уход от кредитования и снятие кредитной нагрузки с предприятий.

2.2 Включить в Федеральный проект «Развитие производства новых материалов» отрасль «Безопасность проживания и антитеррористической защищенности многоквартирных домов» 27-ым
проектом.

2.3 Предложить в качестве одной из предвыборных программ кандидата в Президенты РФ Путина Владимира Владимировича Доктрину безопасности проживания и антитеррористической
защищенности многоквартирных домов, разработанную Научной школой «Прикладные научные
исследования социально-экономической безопасности в сфере управления многоквартирными
домами».

2.4 Предложить руководителю предвыборного штаба кандидата в Президенты РФ Путина Владимира Владимировича включить в предвыборный штаб членов рабочей группы по проблемам развития технических средств безопасности Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и членов Комитета МТПП по молодежной политике, претворяются в жизнь
вышеуказанную доктрину, а именно:

а) Каленов Андрей Васильевич, руководитель рабочей группы по проблемам развития
технических средств безопасности Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской
деятельности;

б) Панина Елена Николаевна, соавтор доктрины безопасности проживания и
антитеррористической защищенности многоквартирных домов;

в) Савчук Маршалл Викторович, председатель Комиссии МТПП по молодежной политике,
президент МРОО «Возрождение»;

г) Аранибар Антон Хорхевич, сопредседатель Комиссии МТПП по молодежной политике,
адвокат, помощник сенатора СФ РФ Святенко И.Ю.

3. В части проекта «Безопасность проживания и антитеррористической защищенности МКД»:

– Признать одним из основных направлений инвестиций в значимые промышленные проекты – инвестиции в систему кадрового планирования и подготовку кадров отрасли «Безопасность проживания и антитеррористической защищенности МКД», в т.ч. специалистов со средним профессиональным образованием.

– Включить в программу «Профессионалитет» проекты профориентации г. Москвы и г. Санкт-Петербурга по оценке баланса спроса и предложения кадровых ресурсов в отрасли «Безопасность
проживания и антитеррористической защищенности МКД» на региональном и местном уровне в
старших классах школ по следующим направлениям:

«Технические средства спасения населения из многоквартирных и жилых домов»;

«Химическая, медико-биологическая, санитарно-эпидемиологическая и радиационная защита населения в многоквартирных домах в процессе их эксплуатации»;

«Обеспечение устойчивости многоквартирных домов к поражающим факторам»;

«Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере безопасности проживания и антитеррористической защищенности многоквартирных и жилых домов».

– В целях формирование нового портрета, профессиональных глав МО и МС как глав суверенного государства, подготовить программу обучения отраслевых профессиональных депутатов, глав администрации.

– Внедрить институт Уполномоченного по безопасности проживания и антитеррористической
защищенности многоквартирных домов, в том числе как систему социализации участников СВО.

– Рекомендовать создание научной школы «Государственное регулирования в сфере безопасности проживания и антитеррористической защищенности многоквартирных домов».

Отметить важность инициативы научной школы «Прикладные научные исследования в области социально-экономической безопасности РФ в сфере управления многоквартирными домами»
(Санкт-Петербург, Панина Е.Н.) по созданию научного фундамента отрасли «Безопасность проживания и антитеррористической защищенности многоквартирных домов».


4. В части обеспечения пожарной безопасности:

– Инициировать внесение изменений в постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» исключающих действие ограничительных мер по осуществлению контрольной (надзорной) деятельности в отношении многоквартирных жилых домов и управляющих
компаний:

Пункт 11(3) после слов «гидротехническим сооружениям II класса» дополнить словами «, а
также в случае, если объектами контроля являются многоквартирные жилые дома либо деятельность контролируемых лиц, связанная с их эксплуатацией, вне зависимости от присвоенной
им категории риска»;

Абзац седьмой подпункта «б» пункта 3 Постановления № 336 изложить в следующей редакции: «при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания об устранении нарушений обязательных требований, а также сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер»;

Подпункт «б» пункта 3 Постановления № 336 дополнить абзацем одиннадцатым следующего
содержания» «по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения
обязательных требований в случае, если объектами контроля являются многоквартирные жилые
дома либо деятельность контролируемых лиц, связанная с их эксплуатацией».

– Провести в январе-феврале 2024 года круглый стол с руководителями торговых предприятий
для проработки механизмов, позволяющих обеспечить доступность средств обеспечения пожар-
ной безопасности для населения (продажа автономных пожарных извещателей и огнетушителей в
проходных местах торговых залов).

– Обратиться в Правительство Москвы с предложением по разработке программы оснащения
мест общего пользования жилых многоквартирных домов высотой до 28 метров автоматическими
установками пожарной сигнализации и системами оповещения и управления эвакуацией людей
при пожаре.

– Обратиться в Правительство Москвы с предложением по внесению в постановление Правительства Москвы от 21 февраля 2022 г. № 213-ПП «О порядке оказания в городе Москве адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении» (далее – Постановление) следующих изменений:

приложение № 1 к Постановлению дополнить пунктом 1.4.2.3 следующего содержания: «1.4.2.3 Многодетным семьям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации либо в социально опасном положении на приобретение автономных дымовых пожарных извещателей по месту их реализации участниками обслуживания электронного социального сертификата»;

в пункте 1.4.1 Приложения № 2 к Постановлению после слова «обуви» добавить словосочетание «автономных дымовых пожарных извещателей».

–Инициировать подготовку проекта нормативного правового акта Правительства Москвы,
устанавливающего порядок организации общественного контроля за соблюдением гражданами
требований пожарной безопасности в местах общего пользования многоквартирных жилых домов,
а также назначения за совершение указанных нарушений административных наказаний.

– В связи с вступлением в законную силу с 1 апреля 2025 года требований статей 24 и 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 370-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающих необходимость подтверждения квалификационным требованиям лиц, привлекаемых к осуществлению деятельности в области, а
также лиц, ответственным за эксплуатацию зданий или сооружений организовать следующие мероприятия:

Обратиться в Правительство г. Москвы с предложением о доведении до подведомственных
учреждений и организаций, подрядных организаций требований ст. 24 и 37 Федерального закона
от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

Некоммерческой организации «Союз участников пожарно-спасательной отрасли “ПРОФЕССИОНАЛ”» подготовить методические рекомендации (чек-листы) по требованиям стандартов, регламентирующих вопросы проектирования, монтажа, эксплуатации систем противопожарной защиты для использования в работе муниципальных депутатов, советов домов, управляющих компаний, активистов.


5. В части помощи в работе волонтеров СВО:

– В связи с тем, что Каленов Андрей Васильевич (руководитель рабочей группы по проблемам развития технических средств безопасности Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности), Савчук Маршалл Викторович (председатель Комиссии МТПП по молодежной
политике, президент МРОО «Возрождение»), Аранибар Антон Хорхевич (сопредседатель Комиссии МТПП по молодежной политике, адвокат, помощник сенатора СФ РФ Святенко И.Ю.) оказывают активную поддержку и сами собирают и доставляют гуманитарную помощь бойцам, воюющим на Донбассе, и жителям новых регионов России, обратиться к социально ответственным промышленникам и предпринимателям, религиозным объединениям и общественным организациям патриотической направленности для оказания финансовой и организационной помощи, необходимой для сбора пожертвований, для получения в пользование помещений, для обучения молодежи, для трудоустройства инвалидов, участвовавших в СВО, в том числе отрасли технических
средств безопасности.

6. В части поддержки мероприятий и фильмов патриотической направленности:

– обратиться к руководству РСПП с предложением устроить творческую встречу с киногруппой и в одном из залов РСПП (на большом экране) показать одну-две серии из цикла «Стальная дивизия», а также фильма «Операция «Вывод»;

– обратиться к социально ответственным промышленникам и предпринимателям для оказания
финансовой помощи в съемках последующих документальных фильмов цикла «Стальная дивизия».