Новости

Школа креативных индустрий

Артёменкова Татьяна Анатольевна, доктор педагогических наук, руководитель Школы креативных индустрий г. Ярославль

За последние десять лет в Российском обществе произошли большие перемены. Именно поэтому контекст современного человеческого бытия в значительной мере изменился. Появились и бурно развиваются новые технологии, требующие быстрого освоения и внедрения, в экономическом секторе появились новые профессии, новые возможности и новые ограничения.

Одно из новых и перспективных направлений экономического развития в России связано с появлением и быстрым ростом сектора креативных индустрий, который во многих странах мира уже достаточно высоко развит.

По доле креативных индустрий в ВВП страны первое место занимает Италия (6,1%), затем Великобритания (5,8%) и Австралия (5,7%). Среднемировой уровень 3%. В России по данным АСИ на начало 2022 года этот показатель был 4,87%, то есть выше среднемирового уровня. Уже сегодня можно говорить и о вкладе креативных индустрий в развитие рынка труда, который составляет  почти 4% европейского населения занятого  в этих сферах, а это более 8 миллионов рабочих мест. В мире креативные индустрии обеспечивают свыше 30 миллионов рабочих мест.

Но, справедливости ради, стоит отметить, что преимущественно креативные индустрии развиваются в столичных регионах. В России лидером по доле креативных индустрий в экономике города остается Москва. По данным департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы, на креативные индустрии приходится 6,3% ВРП, что более чем в 2 раза превышает средний показатель по России.

На периферии развитие креативных индустрий идёт значительно медленнее.

Сегодня сложно не согласиться с тем, что сфера креативных индустрий, как и любое новое явление, требует глубокого осмысления, систематизации, отработки смыслов и на этой основе развития технологий.

Что же сегодня относят к сектору креативных индустрий?

ЮНЕСКО относит к креативным индустриям следующие направления: издательское дело, музыку, кино, ремёсла и дизайн.

На основе классификаций зарубежных стран Институт статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ) выделил 16 креативных индустрий, которые сейчас развиваются в России.

К креативным индустриям у нас относятся театральные и изобразительные виды искусства, кинематограф, телевидение и радио, музыка, издательское дело, компьютерные игры, новые медиа, архитектура, дизайн, мода и реклама.

Безусловно, для того, чтобы названные сферы могли развиваться опережающими темпами, необходимо создать профессиональный кадровый потенциал. Ключевым понятием в этой связи можно считать понятие профессионализма, который должен подтверждаться документом о соответствующем образовании. В этой связи в России начал работать федеральный проект «Придумано в России» в рамках которого постепенно в каждом субъекте РФ должны начать работу Школы Креативных Индустрий как начальное звено в подготовке кадров для креативной экономики, как организации, направленные на раннюю специализацию по направлениям креатинах индустрий.

В этих школах смогут на бюджетной основе получать дополнительное образование по шести направлениям креативных индустрий ученики в возрасте 12 – 17 лет. К настоящему времени в России уже открыто 32 ШКИ, получены первые результаты и первый опыт.

Уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что в каждом субъекте РФ Школы креативных индустрий – это неповторимые явления, которые, имея общие черты, значительно отличаются друг от друга, в чем и заключается их особая ценность. Очень важно отметить, что креативность как явление и ШКИ как частность, невозможно вместить в строгие рамки шаблонов.

В соответствии с Законодательством об образовании, каждая образовательная организация самостоятельна в разработке стратегии развития, выборе образовательных направлений и разработке образовательных программ.

Школа креативных индустрий Ярославля не является исключением. Она так же, как и другие региональные ШКИ, имеет все признаки уникальности и неповторимости, которые выработаны коллективом преподавателей-наставников и отражены в «Стратегии развития ШКИ-Ярославль».

В первую очередь в стратегии развития ШКИ-Ярославль разработана и зафиксирована образовательная модель.

Смысловым центром образовательной модели является содержание обучения, смыслы, которые вкладываются в процесс обучения. Содержательную основу образовательной программы составляет локальная культура Ярославского региона и лучшие явления культуры России. Студийцам ШКИ-Ярославль будет предложено глубокое изучение (по системе «погружения») явлений Ярославской региональной культуры, а затем и Российской. Именно на этой основе молодым людям предстоит создание проектов и креативных продуктов.

В школе открыты четыре направления: звукорежиссура, фото и видео-производство, дизайн, интерактивные цифровые технологии (AR – дополненная реальность  и VR – виртуальная реальность). Молодые люди в возрасте от 12 до 17 лет начали обучаться на бюджетной основе и в течение двух лет пройдут все модули образовательной программы.  Всего по четырём направлениям в ШКИ Ярославля обучается 80 человек. Молодые люди учатся на самом современном оборудовании под руководством педагогов-практиков. Ранее подобное образование на бюджетной основе раньше было доступно только студентам профильных колледжей и вузов.

Для создания нового, неповторимого и оригинального продукта, студийцам необходимо будет развивать новый для многих из нас тип мыслительной деятельности, а именно креативное мышление. Этому направлению работы в образовательной модели уделяется отдельное внимание. Имея представление о содержании обучения (культура региона и России) и овладев навыками креативного мышления, студийцам предстоит освоить методы создания креативного культурного продукта. А учитывая важную идею Федерального проекта «Придумано в России», именно идею создания школ креативных ИНДУСТРИЙ, встаёт необходимость обучения студийцев основам бизнеса и продвижения созданных культурных продуктов. Таким образом, следующая составляющая образовательной модели ШКИ-Ярославль – это обучение основам креативного предпринимательства.

Ну и конечно, обучение в ШКИ – это обучение технологиям производства креативного проекта и продукта, а именно в нашем случае – это фото и видео производство, дизайн, звукорежиссура и интерактивные цифровые технологии.

В образовательной модели ШКИ-Ярославль заложены именно такие смыслы и таким образом выстроены приоритеты работы со студийцами. По мнению коллектива наставников (а в нашем случае – это профессионалы высокого уровня, имеющие опыт работы в бизнесе по своим направлениям) именно опора на названные четыре равноправные составляющие образовательной модели ШКИ позволит подготовить подростков к выбору креативной профессии в дальнейшем. В противном случае, идея школы креативных индустрий имеет опасность перерасти в банальный «фото-кружок».

Команда педагогов-наставников ШКИ-Ярославль ни в коей мере не умаляет достоинств «фотокружков». Они необходимы. Но смысл Школы креативных индустрий не в том, чтобы научить подростка работать с камерой, смысл в том, чтобы сформировать кадровый потенциал для новой креативной экономики.

Таким образом, основу образовательной модели ШКИ-Ярославль составляют четыре равнозначных опоры:

– яркая, самобытная локальная культура Ярославского региона;

– креативное мышление молодых людей;

– основы креативного бизнеса;

– технологии креативного производства.

Реализация представленной образовательной модели позволит уже в первые годы работы ШКИ выйти на такие важные направления развития, как создание системы непрерывного образования: ШКИ – СПО – ВПО – ДПО, создание на базе ШКИ центра молодёжного креативного творчества, вовлекающего большое количество детей из разных муниципальных образований региона, создать инкубатор молодёжных креативных startup-ов с фиксацией товарных знаков на созданные креативные продукты, а так же создать на базе ШКИ центр развития и продвижения региональных креативных брендов.

Сегодня все ШКИ России находятся практически на взлётной полосе. Удачного им полёта, новых высот и достижений во благо отечественной культуры.