Эксперты

О мерах по совершенствованию, развитию возможностей и интеграции субъектов частной охранной деятельности в общенациональную систему обеспечения безопасности РФ

Михаил Гаврилов,  вице-президент Ассоциации предприятий безопасности «Школа без опасности»,председатель подкомитета по развитию индустрии безопасности, член Экспертного совета Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности

Сложности в международных отношениях и возрастание агрессии проявлений враждебности в противостоянии стран Евросоюза, США и их сателлитов Российской Федерации, обострившиеся в связи с проведением специальной военной операции по освобождению и защите новых территорий России, значительно сказываются на проблемах и потребностях в обеспечении безопасности. Некоторые из них требуют не только переосмысления, но и более решительного принятия новых эффективных форм, отказа от устаревших, непродуктивных регулятивных ограничений, критического пересмотра  и корректировки ранее принятых программ, планов и решений.

Организационные, экономические модели видовой деятельности в негосударственной сфере безопасности, в т. ч. предложенные введением института частной собственности, к сожалению, не избежали подобной участи и также оказались заложниками последствий отработавших, на сегодняшний день, установок исчерпавших свои  реальные и потенциальные возможности.

Не получая должного развития законодательной, правовой основы по расширению своих возможностей в новых условиях, оставаясь без должного внимания в системе механизмов социальной помощи и защиты, иных формах институционального обеспечения и взаимодействия, жёстко ограниченные рамками видовых требований, они не имеют возможности преодолеть уровень второстепенных субъектов, как в экономике, так и в обеспечении безопасности страны.

В течение ряда лет, и особенно в последние годы, на основе анализа деятельности частного охранного сообщества, обсуждались с участием представителей государственных структур, проблемы, противоречия, перспективы, связанные не только с состоянием  охраны, но и возрастанием  потребности в услугах по обеспечению безопасности российских граждан, общества, государства.

Аргументированно (де-факто) засвидетельствовано, что частные охранные организации и их объединения, практически выполняя усложнившиеся задачи охраны объектов, здоровья и жизни граждан, объективно вынуждены выходить за ограничительные рамки видовой деятельности и определённых им функций, содействуя обеспечению общественной и национальной безопасности, что свидетельствует о том, что они вполне могут состояться в качестве полноценного отраслевого субъекта.

Вызовы и угрозы национальной и общественной безопасности, с которыми столкнулась Россия в ходе проведения специальной военной операции на Украине резко актуализировали вопросы решения этих проблем. Демонстративные террористические, диверсионные нападения на населенные пункты приграничных с Украиной территорий, на гражданские объекты, с прямой причастностью ВСУ и властных структур Украины к организации и боевому обеспечению таких действий, требуют более кардинальных мер в использовании возможностей всех субъектов НСБ и тем более, частных охранных организаций в защите жизни российских граждан, объектов и территорий. 

Сложившаяся обстановка свидетельствует о кратно возросшей нагрузке на все структуры, связанные с обеспечением национальной и общественной безопасности, идет ли речь о стратегически важных государственных объектах или об учреждениях образования, здравоохранения, других организациях социального предназначения, в т. ч. объектах частных предприятий, организаций и другой собственности.

Фактор состояния защищенности граждан, общества, государства, материальных и духовных ценностей от преступных и иных противоправных посягательств, социальных, национальных, этнических междоусобных конфликтов и различных чрезвычайных ситуаций всегда стоял в ряду первоочередных в определении устойчивости государства, его способности противостоять подобным и другим угрозам. Именно такой уверенности в своей защищённости хотят почувствовать не только население приграничных территорий, но и все российские граждане.

Возросший уровень террористических угроз и диверсий, сохраняющиеся криминальные проявления, активизация экстремистских организаций, не снижающийся оборот наркотических веществ, контрабандной продукции, оружия, опасных средств и ряд других проблем создают  опасные ситуации, требующие значительного привлечения сил в противодействии и борьбе с ними с длительным пребыванием таких подразделений не только на территориях, но и в каждом селении, городе, важном объекте для обеспечения нормализации и стабильности обстановки.

Негосударственная сфера безопасности (НСБ), в лице её субъектов, в условиях обострившегося открытого военного противоборства с враждебно настроенными странами и их блоками, активно поддерживает позицию необходимости расширения мер в реализации политики Российской Федерации, направленной на повышение роли всех её субъектов по укреплению экономики и обеспечению безопасности страны.

Потенциальные возможности видовой деятельности субъектов НСБ, при государственных законодательных гарантиях их поддержки, расширении прав и полномочий, создании привлекательной системы экономической заинтересованности, способны в короткие сроки нарастить свои организационные, кадровые, технические возможности, обеспечить готовность и способность эффективно реализовать свой потенциал и конкурентные преимущества в выполнении более сложных задач, как  в охране, так и обеспечении безопасности.

В таких условиях, выстраивание взаимоотношений государственных структур и субъектов негосударственной сферы безопасности, руководствуясь принципами всеобщей и неделимой безопасности, должно на практике обусловить расширение равного всестороннего взаимодействия между ними, устранение субъективных разделительных подходов в принципиально важных вопросах в целях более успешного решения задач и возникающих проблем в обеспечении общественной и национальной безопасности.

Важно осознать, что коллективный Запад в лице НАТО и ЕС, возглавляемый США, даже в среднесрочной перспективе, не собирается отказываться от враждебной политики в отношении Российской Федерации. Следует быть готовыми к самым опасным и безумным авантюрам этого агрессивного военно-политического блока и его устремлении в разрушении Российской Федерации.

Поэтому пересмотр существующих неоправданных государственных и частных межеваний в обеспечении безопасности, в т. ч. охранной деятельности, принятия необходимых для развития силовой составляющей России мер, становится не просто актуальным, а срочно необходимым в повестке дня. Субъективность противостояния имеющихся ведомственных позиций и частных взглядов по данному вопросу должны уступить место объективному пониманию востребованной временем и критической ситуацией необходимости на всех уровнях.

Переход к чётко сформулированной единой государственной политики по использованию субъектов НСБ в обеспечении общественной и национальной безопасности оперативно разрешит вопросы по устранению несовершенств в действующем законодательстве, регулирующего профессиональную деятельность субъектов НСБ, положительно скажется на активности органов исполнительной власти в вопросах организации их работы применительно к задачам обеспечения безопасности на местах, будет способствовать появлению единого государственного органа, представляющего интересы субъектов НСБ на единой платформе управления, координации деятельности, защите их прав и интересов.

Сообщество российской частной охраны в лице объединений СРО, РСПП, Общероссийского профессионального союза, ассоциаций, других частных охранных объединений готово предложить комплекс мер, направленных на совершенствование правового, организационно-штатного, материально-технического, учебно-научного, кадрового и ресурсного потенциалов частной охранной видовой деятельности. Их принятие и реализация  позволят наиболее продуктивным, оптимальным способом, включить частную охрану в выполнение задач обусловленных появившимися опасными угрозами, террористическими проявлениями, связанными с военной обстановкой на территориях России.

Интеграция субъектов НСБ в общенациональную систему защиты общества, личности и государства от угроз военного, националистического, криминального, другого общеопасного характера имеет все возможности стать своевременной мерой в интересах повышения уровня общественной сплочённости в противодействии этим угрозам.

Для наращивания сил и средств частных охранных организаций от государства не потребуются масштабные организационные, материально-технические, агитационные меры, за исключением разрешительного решения вопросов по оказанию содействия в их вооруженности и специальной оснащенности. Привлечение трудового ресурса, другие кадровые вопросы, также не повлекут каких либо скандальных мобилизационных сложностей, значительных бюджетных расходов на процессы учебно-боевой нагрузки при переподготовке (подготовке) кадров в специальных центрах и пр.

Так, например, в кратчайшие сроки (в течение месяца), был решен вопрос обеспечения охраны образовательных организаций, с привлечением более трёх тысяч профессиональных кадров на освобождённых новых территориях России. Имея опыт, частное охранное сообщество готово наращивать объёмы услуг по охране других объектов социального предназначения.

Вместе с тем, даже при выполнении данного локального поручения, отданного Президентом России об организации охраны образовательных объектов частными охранными организациями на территории вновь вошедших в состав Российской Федерации субъектов, возникла потребность в пересмотре ряда законодательных положений в отношении организационных, охранных функций, полномочий ЧОО и  охранников, т. к. практически потребовалось исполнение более расширенного комплекса мер, включая потребность в вооруженной защите, при обеспечении охраны и безопасности объектов, территорий, организаций и граждан.

Вопросы использования частной охраны, всё больше ориентированные на обеспечение безопасности, уже явно не укладываются в ограничительные положения ряда действующих законодательных актов. Они требуют предоставления расширенных полномочий в период выполнения трудовой функции по применению физической силы, спецсредств и оружия (административного задержания, досмотра, доставления задержанных в соответствующие органы, а также наличия узаконенных вооруженных мобильных групп реагирования, вооруженного патрулирования на территориях, маршрутах, охране грузов и пр.).

Наличие перегруженного видового разнообразия субъектов охраны на российском рынке охранных услуг в условиях военных действий и возросших потребностей в обеспечении мер безопасности на освобождённых территориях, диктует необходимость отхода от надуманных барьерных различий и особенностей при взятии под охрану объектов, вызывает потребность пересмотра критериев  их отнесения к государственному, ведомственному и негосударственному (частному) видам охраны.

В государственной Думе Российской Федерации прозвучали предложения о подготовке и принятию закона о легализации частных военных компаний. В пример поставлены успешные действия ЧВК «Вагнер» при освобождении важных в военном отношении стратегических населенных пунктов Соледар, Артёмовск и др. Отмечена их высокая профессиональная подготовка, что может послужить примером в вопросах управляемости и оперативности действий не только подразделениям ведомственной и вневедомственной, охраны, но и армейским подразделениям (по материалу выступления С. Миронова, руководителя фракции).

Развивая эту тему в целях повышения эффективности использования потенциальных возможностей частного охранного бизнес-сообщества и других субъектов НСБ в мероприятиях по обеспечению безопасности, решению вопросов организационного и правового характера, было бы целесообразным:

– обсудить на целевом форуме (расширенном заседании) вопросы развития  партнёрства государства и негосударственных структур в современных особых условиях внутренней и внешней обстановки;

– проведения совместной комплексной оценки состояния безопасности объектов, территорий и возникших новых рисков в условиях ведения специальных операций (действий) с использованием возможностей субъектов НСБ, в т. ч. по обеспечению безопасности работы органов военно–административного управления на освобождённых территориях, мер касающихся защиты и охраны  критически важных структур в экономической, социальной сферах, безопасности  населения с целью определения единых стратегических приоритетов;

– определения направлений дальнейшего развития НСБ, её субъектов по интеграции в общенациональную систему обеспечения безопасности, защиты государства, общества, личности от угроз военного, общеопасного  характера в интересах достижения требуемого уровня общественной безопасности в стране, в т. ч. первоочередных изменений структуры НСБ и её субъектов с созданием новых видов учреждений и организаций по осуществлению функций охраны и защиты;

– дополнению либо принятию новых правовых основ по законному участию частных и других негосударственных субъектов и их структур в мероприятиях по проведению специальных операций (действий), с функциями вооружённой охраны и обеспечения безопасности.

– более чёткого определения ответственности государства и частного бизнеса при выполнении задач, как в ходе операций по борьбе с терроризмом, бандитизмом, национализмом, защите российских граждан, их жизни и интересов, так и на смежных территориях других государств, откуда исходит угроза;

– принятия дополнительных мер и повышения ответственности федеральных, региональных, муниципальных органов власти по обеспечению гарантий частному предпринимательству (организациям и работникам), в первую очередь по вопросам финансирования расходов, включая пересмотр страхования от возросших рисков, предоставления выплат, связанных с получением ранений, травм и гибелью при выполнении трудовых обязанностей в особых условиях, возмещению дополнительных затрат и убытков частным военным и охранным организациям;

– совершенствования и развития системы обеспечения индустрии безопасности Российской Федерации по реализации единой государственной политики в этой области, включая развитие производств по продукции тылового обеспечения войск, ремонту и восстановлению техники, организации производств оборонной направленности, импортозамещению, совершенствованию форм, технологий и выпуску новых средств;

– пересмотра механизмов ведомственного регулирования и контроля за деятельностью частных организаций, с передачей части полномочий подконтрольности саморегулируемым объединениям, объединениям РСПП в целях повышения эффективности управления и обязательности выполнения требований стандартов, согласованных с государственными структурами;

– создания условий материального и морального стимулирования частных добровольных, военных и охранных организаций  по их участию в специальных и других мероприятиях, охране и обеспечению безопасности объектов, организаций и граждан, предоставлению таким организациям и их сотрудникам расширенного пакета социальных гарантий и льгот.

Организованное привлечение субъектов частного охранного сообщества на новых территориях с расширенными полномочиями, поддержанное и закреплённое единой государственной политикой в области развития частной охранной деятельности, большей их самостоятельности при обеспечении охранных, защитных функций окажет поддержку органам государственной власти и местного самоуправления, обеспечит освоение нового рынка услуг.

Традиционно стало, что частные охранные организации являются сферой трудоустройства уволенных из силовых структур высоко подготовленных в профессиональном отношении специалистов, находящихся в жизненно активном возрасте, что придаёт охранной деятельности особую социальную значимость.

Предлагаемые меры, при их реализации, могут продуктивно сказаться на деятельности частных охранных организаций, а приведение оплаты труда работника охраны в соответствие со сложностью и характером имеющихся угроз – повысит престижность должности частного охранника.

Расширение возможностей по привлечению местных трудовых ресурсов в рамках частных охранных организаций к обеспечению безопасности, поощрение приверженности к новой власти, противодействию национализму, только укрепят умеренные настроения, расширят социальную активность населения этих территорий, повысят авторитет новой власти.

Всё больше становятся необходимыми и востребованными современной обстановкой элементы защищённости охранников, способности противостоять опасностям с применением специальных средств и оружия,  в условиях террористических, диверсионных, криминальных проявлений.

Особенности обстановки на освобожденных территориях, повышенная нагрузка на органы,  подразделения и сотрудников силовых министерств не всегда позволяют им оперативно реагировать на возникающие опасные проявления на объектах, в т. ч. состоящих под охраной частных организаций, что сказывается не только на качестве оказания ими охранных услуг, но и на выявлении, устранении предпосылок, своевременном пресечении развития чрезвычайных  ситуаций, в т. ч. с опасностью для здоровья и жизни не только охранников, но и других граждан.

Целесообразным будет пересмотреть  полномочия частного охранника  в отношении принятия положений:

– требовать от граждан соблюдения общественного порядка, прекращения противоправных действий, пресекать противоправные действия, преступления и правонарушения;

– проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются основания подозревать их в совершении преступления или находящихся  в розыске, либо имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных законодательством при нахождении их в границах охраняемого объекта, территории, маршрутах патрулирования;

– производить досмотр лиц, вызвавших подозрение при пропуске на охраняемый объект, либо убытии с него, осмотр находящихся при них вещей, осмотр транспортных средств, при въезде на территорию охраняемых объектов и выезде с неё;

– при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу жизни, здоровью работника охраны, безопасности граждан, и условий, способствующих возникновению явной опасности жизни, состоянию объекта, предпосылок к хищению имущества, принимать меры по пресечению выявленных нарушений, устранению таких условий, задержанию виновных для передачи органам внутренних дел;

– требовать от граждан и других лиц соблюдения  ограничения прав и свобод при введении военного положения или других ограничивающих их режимов на объектах и территориях находящихся под охраной ЧОО при выполнении охранной функции.

В условиях обострения международной враждебности, увеличения рисков и угроз национальной и общественной безопасности сохранение административных барьеров по отношению деятельности субъектов частной охраны и занижение роли их общественно эффективных форм, практически, создают трудности  экономическому воспроизводству, организационным преобразованиям, разрешению заниматься другой (смежной по виду) деятельностью и др.

Игнорирование участия субъектов видовой частной охранной деятельности в текущих и среднесрочных национальных, ведомственных, региональных программах, как экономических субъектов, отношение к пользованию их услугами по остаточному финансированию, с предвзятостью и выходящими за их обязанности требованиями, свидетельствуют о той же барьерной практике.

Отсутствует государственная целенаправленная программа поддержки развития деятельности российских негосударственных структур безопасности,  становления их на внутреннем рынке, не говоря уже о содействии выходу на  зарубежные охранные рынки (в рамках СНГ, ЕАЭС).

Остаётся в системе барьерной причинности ситуация с  ведомственными охранными структурами, использующими административное  влияние  для монопольного владения правом выбора охраны наиболее привлекательных в коммерческом отношении объектов, практически стоящими над конкуренцией и диктующими свою ценовую политику  потребителям услуг, в т. ч. содержащихся за счет бюджета.

Пересмотр излишествующих и устаревших требований со стороны государственных структур к деятельности частных охранных субъектов (формам и содержанию оказания услуг, технологическим и рабочим процессам, качеству, гарантиям ответственности и др.) должен получить практику обязательности обоснования и согласования с общественными, профессиональными объединениями.

Рассматривая направления оптимизации государственного регулирования, определённая часть функций государственных органов может быть вполне реализована с использованием полномочий саморегулируемых организаций, путём установления соответствующих стандартов к содержанию, процессам, качеству продукции, работ и услуг, гарантиям ответственности, в т. ч. с использованием механизма финансовой (имущественной) ответственности.

Отстранённость Минэкономразвития от проблем субъектов НСБ (как малого и среднего предпринимательства) неоднократно подвергалась критике частного сообщества в вопросах поддержания и развития отечественных производителей и технологий  в области индустрии безопасности. К сожалению, есть объективное мнение, что такая пассивность в данном секторе экономики влияет на позицию органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению субсидий, оказанию другой помощи в становлении новых производств, создании более совершенной продукции (отечественных электронных охранных, сигнальных, телекоммуникационных систем, программного обеспечения) на платформе импортозамещения в России. Приверженность к закупкам и эксплуатации импортной техники всё ещё сохраняется, даже при угрозе, в сегодняшних условиях, повышения  вероятности несанкционированного доступа к обрабатываемой информации на охраняемых объектах, в т. ч. объектах  важного предназначения в информационной, телекоммуникационной, социальной сфере, системах жизнеобеспечения.

Справедливо следует упомянуть слова  из речи Президента России В. В. Путина, что отклики политических и экономических заблуждений 90-х и начала 2000-х лет, неосмотрительного чрезмерного увлечения российских «демагогов от политики, экономики, культуры», «наносной привлекательностью» западной демократии, ещё сохраняют следы таких заблуждений и в настоящее время, влияя прямо или косвенно на подъём экономики, патриотизма, социального сознания, пытаясь маскироваться и проповедовать неизбежность зависимости, а порой и извращений в процессах укрепления устойчивости российского общества.

Эти негативные факты демонстративно проявились в заявлениях и действиях отдельных известных от политики, культуры, бизнеса представителей, в их деструктивных призывах, демонстрации недовольства и анархической вседозволенности. Российское общество не приняло эту позицию, проявив свою политическую и общенациональную зрелость.

Обращаясь к рациональности переосмысления сегодняшней ситуации, с учетом назревшей необходимости, можно свидетельствовать, что принятие более совершенных механизмов содействия НСБ силовым структурам правоохранительных органов, использование новых подходов в применении сил и средств НСБ, в т. ч. в рамках Стратегии национальной безопасности и Концепции общественной безопасности Российской Федерации, хотя бы, в роли «… иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации (согласно ст. 2)» будет своевременным и значимым для безопасности фактором. 

Желательно, чтобы в результате такого переосмысления в  государстве появилось единое понимание и правовое поле в рамках действующего законодательства, с учетом общности национальных интересов и возложенной ответственности не только на субъектов обеспечения национальной и общественной безопасности, но и субъектов НСБ при законном участии их в защите государства, хотя бы в неопределённом статусе «… иных органов и организаций …».

Завышенный статус ведомственной принадлежности, заявленная отличительная специфика охраны при осуществлении одной и той же деятельности, не требующей таких отличий, не должны обременять, как исполнителя, так и потребителя услуг. Они должны быть объективными, понятными и правдивыми в толковании, доступными в правоприменении, законными в конкуренции, служить на благо обществу и стране.

Такой подход значительно исключит  различного рода протекционизм, административное давление, нарушения правил конкуренции, местничество и коррупцию, связанных с функциями лицензирования, контроля (надзора),  исполнения различных надуманных требований, доступности льгот, повысит ответственность по гарантиям услуг  перед потребителями, третьими лицами, в т. ч. по обязанностям перед государством.

Деятельность частных охранных организаций, их объединений с расширенными полномочиями, дополненными механизмами регулирования и ответственности, вполне может быть выделена в разряд их отдельной государственной регистрации.

Открытый, так называемый, общероссийский (национальный) регистр таких частных охранных организаций и их объединений, созданный по принципу работы аналогичных международных и других стран регистров, может стать ключевой мерой в легитимности их деятельности.

Практика рассмотрения инициатив, исходящих от НСБ, не говоря о решении выносимых ими проблем, сохраняет принцип «ручного управления», в следствие чего утрачивает свою оперативность, смысл новшеств и дополнений форм, прав, полномочий, востребованных переменами в деятельности частных охранных организаций. Отсутствие продуктивной совместной экспертной и систематизированной работы государственных структур с институтами частного охранного сообщества, других субъектов НСБ сохраняют архаичность утративших смысл подходов.

Остаётся предположение, что назревшая острота в восприятии складывающейся обстановки в ожидании перемен, подвигнет к рассмотрению и принятию инициатив по реформированию в отношении частной охранной деятельности и других субъектов негосударственной сферы безопасности.