Общее

Ответ Шестакова В.И. на вопрос руководителя частной охранной организации

По существу указанного вопроса поясняю следующее.

Анализ законодательства, регулирующего проведение периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств (далее – периодические проверки), свидетельствует о том, что возложение обязанности проходить периодические проверки на руководителя частной охранной организации, юрисконсульта, осуществляющего услуги по консультированию, специалиста, оказывающего услуги, связанные с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, работников частной охранной организации, оказывающих услуги по принятию мер реагирования на их сигнальную информацию (то есть, работников, осуществляющих мониторинг тревожных сигналов), не основано на законодательстве.

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 16), Федеральный закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации (п. 18 ч. 1 ст. 9), Приказ Росгвардии от 25.11.2019 г. № 387 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств» (п. 1) обязывают проходить такие проверки только частных охранников.

Кто такой частный охранник

Частный охранник – это гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией (п. 2 ч. 1 ст. 1.1 Закона Российской Федерации  «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 2487-1).

В соответствии с Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (утв. Приказом Министерства образования и науки от 2 июля 2013 г. № 513), такой гражданин должен иметь профессию «охранник» 4-6 разрядов, которую он получает по результатам профессионального обучения (п. 121.1).

Профессия «охранник» предусмотрена Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (выпуск 1 § 262а). Указанная профессия определяет характеристику работ, выполняемых лицами, имеющими такую профессию, а также объем знаний, которыми он должен обладать.

Принципиально важное значение для определения, на кого из работников частной охранной организации может быть возложена обязанность прохождения периодической проверки, имеют положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, касающиеся полномочий частного охранника в зависимости от присвоенного разряда. Так охранник 4 разряда имеет право использовать только специальные средства, охранник 5 разряда – специальные средства и гражданское оружие, а охранник 6 разряда – специальные средства, гражданское и служебное оружие. В зависимости от полученного разряда определяются содержание программ профессионального обучения (объем, продолжительность прохождения подготовки и др.), а также формирование вопросов проведения квалификационного экзамена и периодической проверки частных охранников.

Таким образом, из всех работников частной охранной организации возложить обязанность проходить периодические проверки правомерно только на тех из них, которые отвечают всем требованиям, предъявляемым законодательством к частным охранникам, в том числе имеющим соответствующий разряд.   

Возложение обязанности проходить периодические проверки на частных охранников обусловлено тем, что из всех работников частной охранной организации только они имеют право на ношение и применение оружия и специальных средств (ст.ст. 16, 17, 18 Закона № 2487-1). Все другие работники частной охранной организации такими правами не обладают и поэтому возлагать на них обязанность проходить периодические проверки нет никакой необходимости.

Обязанность проходить периодические проверки иным, кроме частных охранников, работникам частной охранной организации, обосновывается в письме Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Иркутской области (далее – Письмо) тем, что все они имеют правовой статус частного охранника. Такое утверждение не основано на законодательстве в области частной охранной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 11.1 Закона № 2487-1 право на приобретение правового статуса частного охранника могут иметь только граждане, прошедшие профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшие квалификационный экзамен. Указанные в Письме работники обучение для работы в качестве частного охранника не проходят, квалификационный экзамен не сдают, и поэтому они не только не имеют статуса частного охранника, но даже не вправе претендовать на его приобретение.

Такой вывод применительно к каждому из лиц, названных в Письме, основан на следующих нормативных правовых актах.

1. Руководитель частной охранной организации.

Руководитель частной охранной организации (далее – Руководитель) не имеет и не может иметь статус частного охранника, так как не отвечает ни одному из требований, необходимых для приобретения такого статуса и прямо указанных в части 1 статьи 11.1 Закона № 2487-1.

Руководитель не проходит профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника. Согласно части 1 статьи 15.1 Закона № 2487-1 он обязан пройти дополнительное профессиональное обучение для руководителей частных охранных организаций по дополнительной профессиональной программе.

Руководитель не обязан сдавать квалификационный экзамен. Согласно пункту 3 Правил сдачи квалификационного экзамена, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587, такая обязанность возлагается только на лиц, прошедших профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников.

Вывод о том, что Руководитель не вправе претендовать на право приобретения статуса частного охранника, прямо следует из  пункта 7 части 2 статьи 11.1 Закона № 2487-1 Согласно которому «не вправе претендовать на приобретение статуса частного охранника лица, не прошедшие профессионального обучения для работы в качестве частного охранника либо представившие документ о квалификации, присвоенной по результатам профессионального обучения для работы в качестве частного охранника, со дня выдачи

Руководитель не отвечает также требованию, предъявляемому к частному охраннику, указанному в пункте 2 части 1 статьи 1.1 Закона № 2487-1, согласно которому частный охранник должен работать по трудовому договору с охранной организацией. Он не вступает и не может вступать в трудовые отношения с частной охранной организацией в качестве частного охранника, так как имеет совершенно иной, в отличие от частного охранника, правовой статус. Работы, предусмотренные профессией «охранник» не выполняет. В соответствии с ТК РФ (ст. 273) руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции единоличного исполнительного органа.

Не свидетельствует о приобретении Руководителем правового статуса частного охранника и наличие у него удостоверения частного охранника (ч. 7 ст. 15.1 Закона № 2487-1).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.1. Закона № 2487-1 «удостоверение частного охранника – это документ, дающий право частному охраннику работать по трудовому договору с охранной организацией на должности, связанной непосредственно с оказанием охранных услуг». Исходя из указанного определения, удостоверение частного охранника не подтверждает и не может подтверждать факт приобретения Руководителем статуса частного охранника. Поэтому наличие у Руководителя указанного удостоверения не имеет никакого отношения ни к его правовому статусу, ни к его обязанности проходить периодические проверки. Вследствие этого возложенная на него обязанность иметь удостоверение частного охранника является излишней.

Кстати, с учётом данного в Законе № 2487-1 определения удостоверения частного охранника, оно не может подтверждать право на приобретение статуса частного охранника и частным охранником. Такое право могут подтвердить только документы, свидетельствующие о прохождении гражданином профессионального обучения для работы в качестве частного охранника и сдаче им квалификационного экзамена. Поэтому норма, содержащаяся в части 1 статьи 11.1 Закона № 2487-1 и свидетельствующая о том, что право на приобретение статуса частного охранника подтверждается удостоверением частного охранника, не только является излишней, но и противоречит пункту 3 части 1 статьи 1.1. Закона № 2487-1.

Из сравнения положений указанных статей следует, что в одной из них удостоверение частного охранника определяется как документ, предоставляющий право частному охраннику работать по трудовому договору, в другой – как документ, подтверждающий право на приобретение правового статуса частного охранника. В данном случае имеет место коллизия двух норм одного и того же закона. В соответствии с требованиями юридической техники употребление одного и того же термина в различных значениях в одном законе недопустимо, если иное прямо не оговорено в тексте закона.

С точки рения теории, в случае коллизии норм применяется норма более высокого уровня. В данном случае такой нормой является норма, изложенная в пункте 3 части 1 статьи 1.1 указанного Закона, так как именно она устанавливает, в каком значении термин «удостоверение частного охранника», должен употребляться в тексте закона в целом.

Правовой статус руководителя и частного охранника четко разграничивает и трудовое законодательство (глава 43), и Закон № 2487-1 (ч. 1 ст. 11.1, 11.3, ч. 7, 8 ст. 15.1, ч. 1 ст. 15.2 и др.).

Не обязывает Руководителя приобретать статус частного охранника и положение части 5 статьи 3 Закона № 2487-1, согласно которой «Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей», на которую содержится ссылка в Письме.

Данная норма не имеет к Руководителю, как и к возложению на него обязанности проходить периодическую проверку, никакого отношения. Руководитель, также как и частный охранник, охранные услуги не оказывает. В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 2487-1 охранные услуги вправе оказывать только частные охранные организации.

Нет необходимости возлагать на Руководителя обязанность проходить периодические проверки и в связи с тем, что он не наделён законодательством правом на ношение и применение оружия и специальных средств (ст.ст. 16, 16.1, 17 и 18 Закона № 2487-1).

Неправомерность возложения на руководителя частной охранной организации обязанности проходить периодические проверки подтверждает и судебная практика.

Рыбинский суд Ярославской области, рассмотрев гражданское дело № 2-1854/2015 по заявлению руководителя частной охранной организации К. об оспаривании действий должностного лица лицензирующего органа, признал незаконным его требование о прохождении К. периодической проверки. Данное судебное решение было оставлено в силе судебной коллегией по административным делам Ярославского областного суда.

Указанные судебные решения обосновывались тем, что К., как руководитель частной охранной организации частным охранником не является, в трудовых отношениях в качестве частного охранника с частной охранной организацией не состоит, огнестрельное оружие и специальные средства в своей профессиональной деятельности не применяет, в связи с чем не обязан проходить периодические проверки.

Кроме того, Суд апелляционной инстанции констатировал, что возложение обязанности проходить периодические проверки на руководителей частных охранных организаций нарушает их права и влечёт неблагоприятные последствия, поскольку возлагает на них обязанности по прибытию и прохождению проверок.

2. Работник, выполняющий трудовую функцию, непосредственно связанную с оказанием услуги по консультированию и подготовке рекомендаций заказчикам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств. 

В Письме такого работника именуют юрисконсультом, что не основано на законодательстве. Законодательство в сфере частной охранной деятельности не определяет ни должность, ни профессию такого работника. В Положении о лицензировании частной охранной деятельности (п. 6) лишь содержится требование о том, что частная охранная организация для оказания указанной услуги обязана иметь в штате работника, на которого возложить трудовые обязанности по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств. Он должен иметь высшее профессиональное образование. Под высшим профессиональным образованием имеется в виду любое, необязательно юридическое, высшее образование, полученное в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

Исходя из содержания рассматриваемой услуги, такой работник должен быть специалистом в области обеспечения безопасности, способным давать заказчику квалифицированные заключения о степени надёжности имеющейся системы охраны, консультации и рекомендации о необходимости принятия тех или иных охранных мер, позволяющих повысить уровень безопасности. Как следует из названия данной услуги, консультации и рекомендации могут даваться только по вопросам правомерной защиты охраняемого от противоправных посягательств. На этом основании делается вывод о том, что специалист в области обеспечения безопасности должен быть юрисконсультом.

Теперь к вопросу о возложении обязанности проходить периодические проверки на работника, выполняющего трудовую функцию, непосредственно связанную с оказанием услуги по консультированию и подготовке рекомендаций заказчикам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств. Законных оснований для возложения на него такой обязанности не имеется. Он профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника не проходит, квалификационный экзамен не сдаёт, удостоверение частного охранника не имеет и вследствие этого статус частного охранника не приобретает. Кроме того, такой работник в трудовых отношениях в качестве частного охранника с частной охранной организацией не состоит, правом на применение оружия и специальных средств не наделён, обучение по их применению не проходит, работы, предусмотренные профессией «охранник» не выполняет.

3. Специалист, оказывающий услуги, связанные с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, а также работники частной охранной организации, оказывающие услуги по принятию мер реагирования на их сигнальную информацию.

Оказание охранной услуги, предусмотренной пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1, предполагает наличие в частной охранной организации трёх категорий работников. Во-первых, – это работники, выполняющие работы по проектированию, монтажу технических средств охраны, во-вторых, – это работники, обслуживающие технические средства охраны, в-третьих, – это работники, которые осуществляют мониторинг тревожных сигналов, поступающих от технических средств охраны.

Каждый из указанных работников имеет свой статус, квалификацию, должность и соответствующие права и обязанности. Законодательство в области частной охранной деятельности не определяет профессию, должность специалистов, выполняющих работы по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны, не содержит требований к их обучению. В лицензионных требованиях к оказанию указанной услуги содержится лишь обязанность частной охранной организации иметь в штате специалиста по обслуживанию технических средств охраны со стажем работы по монтажу технических средств охраны и пусконаладочным работам не менее одного года (п. 5 Положения о лицензировании частной охранной деятельности). Из этого следует, что руководитель частной охранной организации сам определяет, какой конкретно специалист ему нужен для квалифицированного выполнения указанных работ.

Правовым статусом частного охранника указанные специалисты не обладают, так как не отвечают ни одному из требований, предъявляемых к гражданам, претендующим на приобретение такого статуса. В трудовых отношениях в качестве частных охранников с частной охранной организацией они не состоят, профессию «охранник» не получают, работы, предусмотренные этой профессией, не выполняют.

Правом на применение оружия и специальных средств не наделены. Поэтому возложение на них обязанности проходить периодические проверки незаконно.

Иное правовое положение занимают работники, которые выезжают на объект, с которого поступили сигналы от технических средств охраны, для принятия соответствующих мер (выяснение причин срабатывания сигнализации, пресечения правонарушения, задержания правонарушителей). Указанные работники имеют правовой статус частного охранника и вытекающие из этого статуса права и обязанности.

В Письме также отмечается, что решение о возложении обязанности проходить указанным в нём работникам периодические проверки, принято во исполнение решения Координационного совета по вопросам частной охранной и детективной деятельности при Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области от 22 мая 2023 года. Согласно Положению о Координационном совете по вопросам частной охранной деятельности при Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, указанные Координационные советы не наделены полномочиями по принятию обязательных для исполнения подразделениями Росгвардии решений, в том числе и по вопросу о том, кто обязан проходить периодические проверки. В соответствии с пунктом 2 указанного Положения целью работы Координационного совета является формирование предложений по выработке и реализации Росгвардией государственной политики в сфере частной охранной деятельности.

Учитывая, что перечень лиц, обязанных проходить периодические проверки, определён федеральными законами, внести изменения в него, в том числе и возложить обязанность проходить их другими работниками, возможно можно только федеральным законом, а не подзаконным актом федерального органа исполнительной власти.

Приложения:

1. Решения Ярославского суда.

2. Правовой статус руководителя частной охранной организации.

Приложения:

1. Судебное решение.

2. Правовой статус руководителя частной охранной организации.

Правовой статус руководителя частной охранной организации

Закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» неоднократно употребляет термин «руководитель частной охранной организации», однако не раскрывает его содержание. Более того, в ряде случаев законодатель смешивает статус руководителя частной охранной организации и статус частного охранника, обязывая его, например, получать удостоверение частного охранника, проходить периодические проверки. Поэтому в данной статье автор предпринял попытку более четко определить статус руководителя частной охранной организации, что имеет важное практическое значение.

Понятие «правовой статус» имеет широкое значение. Латинское слово «status» означает «состояние, положение». Соответственно, под статусом субъекта права понимают его правовое состояние, которое характеризуется комплексом юридических прав и обязанностей, и правовое положение, занимаемое им в определенном круге общественных отношений.

Прежде чем определить статус руководителя частной охранной организации, необходимо уяснить, что следует понимать под руководителем организации вообще и «руководителем частной охранной организации» в частности. Общее понятие «руководитель организации» дано в ст. 273 Трудового кодекса РФ, согласно которой руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции единоличного исполнительного органа.

Термин «руководитель организации», как и термин «руководитель частной охранной организации», является обобщающим по отношению ко всем лицам, возглавляющим различные коммерческие и некоммерческие организации. В конкретном наименовании должности термин «руководитель», как общий для всех должностных лиц, являющихся представителем работодателя, использоваться не может. Другими словами, в перечне должностей нет такой должности как руководитель организации. В нем имеются, например, такие должности как директор, генеральный директор, управляющий, председатель правления и т.п. В обществах с ограниченной ответственностью предусмотрены должности генеральный директор, президент и другие (ст. 40 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Именно эти должности и охватывает термин «руководитель организации».  

На практике нередко возникают трудности с определением круга лиц, которых трудовое законодательство относит к категории руководителей организации.

В теории преобладает точка зрения, согласно которой термин руководитель организации включает также руководителей филиалов и представительств и вследствие этого на них распространяются положения Главы 43 Трудового Кодекса РФ и ряд других специальных норм, предусмотренных для руководителей организации.

Указанная позиция поддерживается Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Наименование должности руководителя устанавливается работодателем самостоятельно либо на основании обязательных требований, закрепленных федеральными законами, законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, и определяется учредительными документами организации, локальными нормативными актами и (или) штатным расписанием.

Порядок назначения (избрания) руководителя на соответствующую должность определяется уставом организации. Кстати, наименование должности является одним из существенных условий трудового договора (статья 57 ТК РФ).

Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.

С учетом общих положений трудового законодательства и особенностей, присущих руководителю частной охранной организации, можно сформулировать и понятие «руководитель частной охранной организации».

Руководитель частной охранной организации – физическое лицо, отвечающее требованиям, предъявляемым  законодательством в сфере охраны к гражданам, претендующим на приобретение указанного статуса, которое в соответствии с учредительными документами частной охранной организации, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью, осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Из содержания Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» следует, что под руководителем частной охранной организации понимается только первое лицо данной организации, а не его заместители.

В отличие от частного охранника, Закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» не содержит отдельной статьи, которая бы определяла правовой статус руководителя частной охранной организации. Тем не менее, логический анализ законодательства в сфере охраны позволяет это сделать.

Правовой статус руководителя частной охранной организации имеет ряд особенностей. С одной стороны, он является исполнительным органом юридического лица, порядок формирования и полномочия которого определены гражданским законодательством.  С другой стороны, юридическое лицо и его руководитель состоят в трудовом правоотношении, в котором руководитель – работник юридического лица, выполняющий специфическую трудовую функцию – осуществляет определенные действия, в которых реализуется деятельность самой организации. С третьей стороны, руководитель частной охранной организации является участником самостоятельного, отдельного вида деятельности (частной охранной деятельности), который регламентируется законодательством в сфере охраны, и которое предъявляет серьезные дополнительные требования, как к руководителю частной охранной организации, так и самой деятельности.

Таким образом, правовое положение (статус) руководителя частной охранной организации  носит триединый характер: 1) он является единоличным исполнительным органом частной охранной организации, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью; 2) работником частной охранной организации; 3) участником частной охранной деятельности. Поэтому в своей деятельности он руководствуется нормами гражданского, трудового права и законодательства в сфере охраны.

В соответствии со ст. 53 Гражданского кодекса РФ руководители организации являются лицами, которые по договору исполняют функции органа юридического лица, реализуют от его имени гражданские права и обязанности, т.е. осуществляет деятельность, которая регулируется нормами не только трудового, но и гражданского права. Гражданским правом регулируются многие отношения, связанные с трудом, в том числе и по управлению имуществом собственника, которое осуществляется посредством труда руководителя.

Заключая гражданско-правовые сделки, руководитель выступает не от своего имени (физического лица), он представляет юридическое лицо, и все права и обязанности по сделке возникают в отношении юридического лица. Его подпись под любым гражданско-правовым договором означает согласие организации с его условиями, и все последствия по сделке будет нести юридическое лицо

Статус руководителя как работника организации определяется исключительно нормами трудового права. Являясь работником по трудовому договору с частной охранной организацией, руководитель выполняет трудовую функцию в соответствии с трудовым законодательством.

Как и любой работник организации, руководитель заключает трудовой договор в порядке, установленном ст. 275 Трудового кодекса РФ. В соответствии с указанной статьей трудовой договор с руководителем организации заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон. Законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другие).

В соответствии со статьей 59 ТК РФ с руководящими работниками организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности может заключаться срочный трудовой договор. Однако в статье 59 ТК РФ не говорится, что с ними необходимо заключать такой договор в обязательном порядке. Не запрещается и заключение бессрочного трудового договора, ведь таким образом улучшается положение работника по сравнению с необходимыми требованиями трудового законодательства.

Продолжительность срочного договора не может превышать пяти лет, если иной срок не установлен Трудового кодекса РФ и другими законами. Статья 275 Трудового кодекса уточняет, что трудовой договор с руководителем организации заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон. Таким образом, если в учредительных документах обозначен срок заключения трудового договора с директором в 3 года, то он должен заключаться на 3 года, а не на 5 лет. Если же по истечении срока трудового договора отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, то действие договора считается продолженным на неопределенный срок.

В качестве работодателя по отношению к руководителю выступает организация как юридическое лицо, а не органы этой организации, уполномоченные назначать (избирать) руководителя на должность. Именно организация, как юридическое лицо представляет работу руководителю, должность которого также включается в штатное расписание, осуществляет права и исполняет обязанности перед своими работниками независимо от того, кто принимает их на работу.

Приказ о своем вступлении в должность руководитель издает сам. Если же руководитель – собственник имущества организации, то он также издает приказ о назначении себя, скажем, генеральным директором. Формулировка приказа будет примерно такой: «Возлагаю на себя полномочия генерального директора с правом первой подписи».

Вместе с тем, правовой статус руководителя организации (права, обязанности, ответственность) значительно отличается от статуса иных работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и ролью в механизме управления организацией. Руководитель организации в соответствии со ст. 273 ТК РФ и п. 1 ст. 53 ГК РФ осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа, совершает от имени организации юридически значимые действия. В силу заключенного трудового договора, руководитель организации в установленном порядке реализует права и обязанности юридического лица как участника гражданского оборота, в том числе полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, а также права и обязанности работодателя в трудовых и иных, непосредственно связанных с трудовыми, отношениях с работниками, организует управление производственным процессом и совместным трудом.

В связи с этим трудовое законодательство выделяет несколько категорий руководящих работников, которые в силу своего особого статуса и позиции в управленческой структуре организации не вписываются в общие рамки правового регулирования труда работников. Для таких работников Трудовой кодекс РФ установил специальные правила заключения и расторжения трудового договора, ответственности и др. Этому посвящена как специальная 43 глава Трудового кодекса РФ, так и другие его нормы.

По общему правилу нормы главы 43 Трудового кодекса РФ распространяются на руководителей всех организаций. Но есть и исключения. Например, не подпадают под действие этой главы те руководители, которые являются собственниками имущества своих организаций, единственными учредителями и кроме них в организации более никто не трудится.

Трудовая функция руководителя организации – это деятельность по управлению возглавляемой организацией, управлению трудом и обеспечению труда работников, представительству от имени организации, как во внутренних, так и во внешних отношениях, урегулированных нормами различных отраслей российского права.

Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации, трудовым договором (ст. 274 ТК РФ).

Руководитель организации имеет право:

  • самостоятельно решать вопросы, касающиеся деятельности организации, за исключением вопросов, отнесенных законодательством к ведению иных органов;
  • организовывать работу;
  • действовать без доверенности от имени организации;
  • представлять интересы организации на территории РФ и за ее пределами;
  • распоряжаться имуществом организации;
  • заключать договоры, в т. ч. трудовые;
  • выдавать доверенности;
  • совершать иные юридические действия;
  • открывать в банках расчетные и др. счета;
  • утверждать штатное расписание и иные локальные акты.

Руководитель не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации (ст. 276 ТК РФ).

В соответствии с законодательством в сфере охраны руководитель частной охранной организации является также участником частной охранной деятельности. Поэтому его деятельность регулируется, наряду с трудовым и охранным законодательством.

Закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» предъявляет к гражданину, претендующему на должность руководителя частной охранной организации определенные требования, устанавливает дополнительные обязанности и запреты.

Так, в соответствии с ч. 7 ст. 15.1 указанного Закона руководитель частной охранной организации должен иметь высшее профессиональное образование.

Под высшим профессиональным образованием имеется в виду любое высшее образование. Это требование Закона не распространяется на заместителей и других руководителей охранной организации.

Далее, руководитель охранной организации обязан пройти повышение квалификации, по программе, утвержденной Минобрнауки России от 6 сентября 2010 г. N 909 «О требованиях к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации руководителей частных охранных организаций». Без прохождения указанного повышения квалификации руководитель не может получить удостоверение частного охранника и как следствие этого – приобрести статус руководителя частной охранной организации. Данное повышение квалификации руководитель охранной организации проходит только один раз перед сдачей квалификационного экзамена. В связи с этим, не следует путать указанное повышение квалификации с повышением квалификации, которое руководитель должен пройти перед продлением срока действия удостоверения.

Обязательным требованием является наличие у руководителя частной охранной организации удостоверения частного охранника. Порядок выдачи указанного  удостоверения регламентируется Постановлением Правительства  от  30 июля 2009 г. № 629 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587»   и приказом МВД России № 716 от  21 сентября 2009 г., которым утверждена Инструкция по организации порядка выдачи удостоверения частного охранника.

Руководитель частной охранной организации, как и охранник, обязан пройти обучение по соответствующей программе, сдать квалификационный экзамен в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2009 г. № 629.

На граждан, претендующих на приобретение статуса руководителя частной охранной организации, распространяются ограничения, установленные для граждан, претендующих на приобретение правового статуса частного охранника, изложенные в части 2 ст. 11.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

Исходя из содержания указанной статьи, не могут претендовать на приобретение статуса руководителя частной охранной организации лица:

  1. не являющиеся гражданами Российской Федерации;
  2. не достигшие восемнадцати лет;
  3. признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
  4. имеющие заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации;
  5. имеющие судимость за совершение умышленного преступления;
  6. которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
  7. не прошедшие профессиональной подготовки для работы в качестве охранника;
  8. в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное руководителем уполномоченного на осуществление действий по лицензированию частной охранной деятельности подразделения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, его заместителями либо министром внутренних дел, начальником управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации или лицами, исполняющими обязанности указанных должностных лиц;
  9. досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;
  10. у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части четвертой настоящей статьи, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;
  11. не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Руководитель частной охранной организации должен также отвечать требованиям, предъявляемым к профессии «охранник 4-6 разряда», изложенным в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.04.2009 N 199 «О внесении изменения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1» раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства». Согласно указанному Приказу он должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие частную охранную деятельность; основы уголовного, административного, трудового законодательства; методические и нормативные документы по осуществлению частной охранной деятельности; порядок действия при чрезвычайных ситуациях; правила задержания правонарушителей и передачи их в органы внутренних дел; способы применения физической силы и специальных средств; порядок получения и систематизации информации; порядок ведения документации по охраняемым объектам; инструкцию по использованию технических средств охраны и охранно-пожарной сигнализации; руководство по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи пострадавшим при получении телесных повреждений; порядок направления пострадавших в лечебные учреждения; технические характеристики, устройство и принцип работы, правила пользования и меры безопасности при обращении со специальными средствами, гражданским и служебным оружием, разрешенными к использованию в частной охранной деятельности.

Руководитель   не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях и политических партиях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Таким образом, с 1 января 2010 г. руководитель охранной организации не вправе работать по совместительству в других организациях, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Не вправе он также быть одновременно и руководителем двух или нескольких частных охранных организаций. Вместе с тем, он может быть одновременно учредителем нескольких частных охранных организаций.

Права и обязанности руководителя частной охранной организации, его компетенция определяются не только в законе, но и в учредительных документах организации – уставе, внутренних документах, регулирующих деятельность руководителя. Их нужно закрепить и в трудовом договоре.

Статус руководителя частной охранной организации лицо может утратить при наличии следующих, установленных трудовым законодательством и законодательством в сфере охраны, оснований:

Расторжением трудового договора в связи:

– с отстранением от должности в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

– с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо лицом (органом), уполномоченным собственником, решения о прекращении трудового договора;

– по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором (ст. 279 ТК РФ).

К числу иных оснований, которые могут повлечь за собой расторжение трудового договора и как следствие этого лишение статуса руководителя частной охранной организации следует отнести установление одного из обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 11.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

Являясь органом юридического лица, руководитель олицетворяет юридическое лицо и в трудовых договорах со всеми наемными работниками выступает в качестве работодателя. При этом он реализует не свою правосубъектность (физического лица), а правосубъектность работодателя (юридического лица). В этом случае он обязан организовать труд, обеспечить его охрану, оплату, имеет право потребовать от каждого работника добросовестного исполнения трудовых обязанностей, а также вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности, расторгнуть трудовой договор и т.д.

Для решения задач по организации труда руководитель принимает локальные акты (правила внутреннего трудового распорядка, графики сменности, положение о заработной плате и премиях, положения об отпусках и другие с соблюдением прав профсоюза и трудового коллектива), издает приказы и распоряжения, обеспечивающие организацию труда, неисполнение которых влечет для работников ответственность.