Безопасность, Транспортная безопасность

Модель формирования в Российской Федерации конкурентной среды на рынке контроля за грузоперевозками.

Автор: Сурганов Олег Александрович, заместитель генерального директора – начальник департамента электронной техники и технологий АО “Инженерный Промышленный Концерн “СТРАЖ”

В рамках развития транзитного потенциала Российской Федерации и повышения конкурентоспособности национальной транспортной системы федеральными органами исполнительной власти проводится работа по созданию системы отслеживания перевозимых грузов на основе применения электронных пломб. Функционирование данной системы затрагивает интересы государственных органов, грузоотправителей, перевозчиков и поставщиков электронных пломб (рис. 1). При этом связующим звеном взаимодействия между указанными участниками процесса контроля являются уполномоченные организации (операторы), которые в свою очередь, несут перед ними ответственность в рамках этого взаимодействия.

Рис. 1

В этой связи формирование конкурентной среды на рынке контроля за грузоперевозками приобретает особую актуальность.

Для достижения заявленных целей обеспечения объективного контроля за перевозкой, исключению нерыночных механизмов, ведущих
к монополизации рынка, и недопущению создания условий значительного удорожания стоимости перевозки полагается разумным использовать сочетание мер государственного регулирования и рыночных принципов формирования стоимости услуги (рис. 2).

Рис. 2

а) вопросы доступа:

– передача списка сотрудников государственного органа, уполномоченных для работы в информационной системе Оператора;

– оборудование рабочих мест и выдача учетных записей сотрудникам государственного органа с разграничением прав доступа;

б) вопросы информирования:

– консультирование по работе информационной системы Оператора
в режиме 24/7;

– круглосуточное информирование о возникновении нештатных ситуаций;

– заключение договора на предоставление электронных пломб;

– представление Оператору электронных пломб для проведения их аттестации;

– регистрация прошедших аттестацию электронных пломб
в информационной системе Оператора;

– информирование Оператором поставщика электронных пломб
об остатках устройств на пунктах пропуска.

между грузоотправителями, перевозчиками и Оператором

а) вопросы регистрации в информационной системе Оператора путем:

– регистрации грузоотправителя, перевозчика в информационной системе Оператора;

– внесения необходимых регистрационных данных в личном кабинете;

– верификации сведений, предоставленных грузоотправителем
и перевозчиком.

б) вопросы отслеживания перевозки путем:

– предварительного информирования о планируемой перевозке
в личном кабинете;

– предоставления грузоотправителю, перевозчику данных
по отслеживанию перевозки через личный кабинет;

– выставления грузоотправителю, перевозчику счета на оплату услуги отслеживания;

– оплаты грузоотправителем, перевозчиком выставленного счета.

а) при разовой перевозке посредством постамата: грузоотправитель или перевозчик получает и возвращает электронную пломбу через постамат на пункте пропуска;

б) при регулярных перевозках – без использования постамата: грузоотправитель или перевозчик получает электронную пломбу
в долгосрочную аренду на индивидуальных условиях по договору
с поставщиком.

В этом случае стоимость услуги определяется открытой конкуренцией на рынке.

– направление заявки поставщику электронных пломб на обеспечение пункта пропуска необходимым количеством устройств;

– своевременную доставку и размещение в постаматах запрошенного количества электронных пломб.

Реализация указанных мер позволит трансформировать текущее монопольное состояние рынка в состояние конкурентной среды (рис. 3).

Как показал опыт контроля за перевозкой «санкционных» грузов монополия на данном рынке дорого обходится его участникам. В период исполнения обязанностей уполномоченного оператора государственной компанией «ГЛОНАСС» стоимость перевозки составляла 800 руб./сут. После замены АО «ГЛОНАСС» на частную компанию стоимость перевозки в условиях ничем не ограниченной монополии возросла до 2500 руб./сут., что привело к среднему удорожанию на каждый перевезенный контейнер на величину 30 410 руб.

Рис. 3

– в соответствии с ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона Российской Федерации №395 «Создание в сфере транспорта .. информационных систем .. при функционировании которых предполагается использование навигационной информации, осуществляется .. на основе обязательного использования информационного ресурса и (или) программных средств, и (или) технологической структуры ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»;

– АО «ГЛОНАСС» – оператор государственной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС»;

– АО «ГЛОНАСС» государственная компания и подключена
к межведомственной системе электронного взаимодействия;

– информация в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» в соответствии
с федеральным законом юридически значима.

Предлагаемый подход обладает рядом преимуществ (рис. 4)
и позволяет избежать дополнительной ничем не компенсируемой финансовой нагрузки на грузоотправителей и перевозчиков.

Рис. 4