Новости, НСБ

19 апреля в МТПП прошел IX Форум НСБ “Безопасная столица”.

Организаторами мероприятия выступили – Гильдия негосударственных структур безопасности МТПП, Комитет МТПП по молодежной политике, Координационный совет НСБ России и ООО «ОВК «БИЗОН»,

Мероприятие было посвящено вопросам развития комплексной системы безопасности в столице и собрало на своей площадке представителей ведущих организаций в сфере частной охранной деятельности, пожарной безопасности, технических средств охраны, информационной безопасности и других направлений.

Открывая Форум, президент МТПП Владимир Платонов, назвал данное мероприятие возможностью обменяться опытом и добиться положительных изменений в различных направлениях негосударственной сферы безопасности, а председатель Гильдии негосударственных структур безопасности МТПП Дмитрий Галочкин отметил важность укрепления сотрудничества между НСБ и бизнесом, а также внедрения новых технологий и методов работы.

Каленов Андрей Васильевич – заместитель председателя Гильдии НСБ МТПП, руководитель секции технических средств безопасности в своем выступлении отметил, что одной из задач безопасного и комфортного проживания граждан в многоквартирных домах (МКД) является совершенствование технических средств безопасности за счет применения цифровых технологий и создания благоприятной инвестиционной среды в сфере применения этих технологий.

На встрече был дан старт работе организационного комитета  10- го Юбилейного форума НСБ «Безопасная столица». Само мероприятие состоится на площадке международной выставки средств обеспечения безопасности государства «ИНТЕРПОЛИТЕХ» в октябре 2023 года.

РАСШИРЕННЫЙ ДОКЛАД АНДРЕЯ КАЛЕНОВА НА 9-ОМ ФОРУМЕ НСБ “БЕЗОПАСНАЯ СТОЛИЦА”

АНДРЕЙ КАЛЕНОВ, заместитель председателя Гильдии НСБ МТПП, руководитель секции технических средств безопасности

Практика эксплуатации технических средств безопасности (домофонов) в многоквартирных домах (МКД) имеет свои особенности и правовые коллизии, которые препятствуют развитию отрасли. Существенным ограничивающим фактором является общепринятое отнесение систем контроля доступа (домофон) к жилищной сфере. Нормы и правила жилищного законодательства, предусматривают отнесение всего имущества многоквартирного дома к составу общего только по одному признаку – обслуживание более одного помещения (ст. 36, 162 ЖК РФ). Вместе с тем, во многих случаях, домофон является собственностью самого поставщика, отсутствует в составе общего имущества МКД и в договоре управления также не включен в перечень имущества, право на управление которым переданы собственниками управляющей организации. Такое оборудование не имеет нормативного закрепления, а распространение полномочий управляющих компаний на него незаконно.

В результате компании сталкиваются с двумя серьезными проблемами:

  1. монопольное право на выбор поставщика услуг и контроль этого вопроса фактически безраздельно получают управляющие организации.
  2. оспаривание протокола общего собрания – крайне длительная и сложная процедура, иск может быть предъявлен исключительно собственником, что на практике реализуется крайне трудно, сам поставщик в таком праве серьезно ограничен, что не дает ему гарантий по объектам реализации услуг, объемам выручки, планированию и развитию деятельности.

Если не происходит резкого повышения цены на услуги, то как правило, жители не вникают в процесс выбора поставщика. Поэтому оспорить протокол ОСС практически невозможно. Получить бланки голосования (решения собственников по каждой квартире), чтобы убедиться в их реальности и наличии кворума – тоже не получится, так как данные документы защищены законодательством о персональных данных и могут быть предоставлены только по запросу суда или полиции. Поэтому можно сделать вывод, что домофонная компания работает исключительно за счет своего предпринимательского риска и гарантий защиты прав фактически не имеет, поскольку такая защита требует несоразмерных усилий и средств (судебные споры, заявления в полицию, работа с жителями и проч.). Компаниям невыгодно вкладывать деньги в бизнес, который завтра могут забрать одним росчерком в протоколе, составленным по инициативе управляющей компании.

Проблема также усугубляется в связи с развитием цифровых технологий в сфере ЖКХ, в частности реализацией проекта «Электронный дом» (см. Постановлением Правительства Москвы 27.02.2018 г. № 115-ПП в части электронного протокола, Постановление Правительства Москвы от 22.12.022 г. № 3036-ПП «О реализации проекта «Электронный Дом» «Об автоматизированной цифровой системе «Электронный дом», Постановлением Правительства Москвы 27.02.2018 г. № 115-ПП в части электронного протокола,). Проект заявлен разработчиками как «платформа для взаимодействия жителей и управляющих компаний», что сразу предполагает реализацию проекта исключительно в отношении общего имущества собственников МКД (ст. 290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ).

При этом система «Электронный дом» и предлагаемые для ее реализации компании, в частности ГКУ «Новые технологии управления» не учитывают обозначенной проблематики. Диалог еще не выстроен и требует грамотного и очень профессионального подхода с привлечением как Департамента информационных технологий, ДЖКХ,  так и представителей Префектур, органов исполнительной власти всех уровней и конечно тех предприятий которые хотят участвовать в этом проекте. Аналогично нужно выстроить диалог с телекоммуникационными компаниями и крупными игроками рынка, поскольку здесь существуют прямые риски нарушения антимонопольного законодательства, ведь большинство домофонных компаний – это предприятия малого и среднего бизнеса.

Выходом из сложившейся ситуации является признание сферы запирающих устройств в МКД самостоятельной специальной отраслью с соответствующим разработанным законодательством. И первым этапом такого шага могло бы стать внесение изменений в части положений ЖК РФ , регулирующих порядок управления общим имуществом и его составом.

Попытки создания правил формирования собственниками состава общего имущества безрезультатно предпринимаются с 2007 года. Уникальная правоприменительная практика компаний участников НКО «Ассоциация предприятий технически средств безопасности» планомерно отработанная с 2016 года позволила получить акты судов высших инстанций и закрепить конкретные нормативные конструкции, которые позволили бы решить данную проблему и предоставить возможность собственникам напрямую решать вопрос о выборе поставщика услуги, объеме услуг и их стоимости, а предпринимателям – иметь гарантии инвестиций.

На площадке МТПП в 2022 году неоднократно проводились круглые столы с участием Минстроя РФ, ГД РФ, Минцифры РФ, Правительств Москвы, МО, Спб, ФАС но к сожалению наши инициативы остались без должного внимания.

Направления работы по этой проблематике группируются следующим образом:

1) работа по внесению изменений в действующее законодательство на площадке МТПП и РСПП, рабочее взаимодействие с отраслевыми комитетами Правительства Москвы, органов исполнительной власти, министерств и ведомств – получение компетентных мнений, предложений

2) работа с муниципальными структурами, администрациями, Префектурами, Управами, управляющими организациями на уровне города и районов –  по вопросам реализации конкретных решений и инициатив ДИТ

3) работа с жителями МКД, сбор статистики запросов и жалоб жителей на превышение полномочий управляющими компаниями, незаконную смену поставщика, навязывание услуги или изменение существенных условий договора, разбор проблемных ситуаций, организация доступной и качественной квалифицированной правовой помощи в случаях нарушения прав собственников на выбор поставщика, незаконной смене поставщика услуг по техническому обслуживанию запирающих устройств вплоть до возбуждения уголовного дела по каждому факту подделки протоколов общих собраний собственников (ст. 327, 159 УК РФ)

4) системная работа с компаниями-поставщиками и «предприятиями-спутниками» по сопутствующим отраслям, помощь в правовой подготовке условий для безопасного ведения бизнеса, профилактирование  рейдерских захватов, урегулирование спорных ситуаций, фактов недобросовестной конкуренции, выстраивание взаимодействия с операторами связи и телекоммуникационными компаниями при наличии общей цифровой инфраструктуры на объекте (МКД).

Еще одной не менее важной проблемой являются некачественные подъездные двери для установки на них оборудования. Двери выполняются из настолько некачественного и тонкого металла, что их можно открыть рывком, погнуть и пробить, а доводчики и электрозамки невозможно на них надежно закрепить, они падают и могут травмируют людей. Эта проблема на территории г. Москвы требует отдельного внимания, поскольку создает прямую угрозу жизни и здоровью граждан. Так как такие двери не позволяют обеспечить безопасность. В 2022 году ситуация была взята под контроль Рабочей группой по выработке предложений по вопросам совершенствования механизмов регулирования рынков технических средств безопасности, во главе директора Департамента по работе с общественными структурами МТПП Васильева Виктора Михайловича Были получены разъяснения от ДЖКХ г. Москвы о том, что при выполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории города Москвы входные двери должны соответствовать техническим характеристикам в соответствии с ГОСТ 31173-2016 Блоки дверные стальные. Но к сожалению условия этого ГОСТа не всегда выполняются. Двери поставляются без доводчиков и  замков. У обслуживающих компаний начинаются споры с жителями и УК о том кто должен поставить новые доводчики и замки.

В качестве предложения по решению этих проблемных вопросов предлагается следующий план работы.

  1. Продолжение работы на площадке Московской торгово-промышленной палаты, РППП в составе профильных комитетов и рабочих групп.
  2.  Подготовить в мае 2023 года провести круглый стол по обозначенной проблематике, на который пригласить уполномоченных представителей ДЖКХ, Департамета капитального строительства, Префектур всех административных округов города Москвы.