Лица

Михаил Аничкин: «Все воспитание в семье было направлено на труд, учебу и служение стране».

Интервью с Михаилом Аничкиным – первым заместителем Председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК .

Расскажите немного о себе, о Вашей трудовой деятельности. Ваша краткая автобиография.

Если коротко о себе, то, сколько себя помню, всегда ощущал нехватку времени. Всю жизнь учился, профессионально занимался спортом, работал, служил, опять работал – и так постоянно. Как-то незаметно выросли дети, появились внуки. В общем, как у всех занятых мужчин. Мои родители, дед, другая родня были служащими. Кто-то пытался посчитать общую выслугу нашей семьи и получилось за полторы сотни лет на всех. Впечатляет. Помимо этого, я представитель достаточно известной динамовской семьи. Самый продвинутый наш представитель – Виктор Аничкин, популярный игрок футбольного клуба «Динамо» и сборной СССР 60-х годов, мастер спорта международного класса. Я являюсь мастером спорта по конькам, мои дети играли за юношеские команды по водному поло, и даже дед до войны выигрывал чемпионаты по служебному многоборью. Все воспитание в семье было направлено на труд, учебу и служение стране. Все дополнительные сведения можно найти на сайте Общественной палаты РФ и ознакомиться при желании.

Вы долгое время возглавляете Союз частных предприятий в сфере безопасности «Содружество Миротворец». Расскажите о его деятельности.

Международный центр безопасности «Миротворец» изначально был задуман как прикладной проект, целью которого являлась разработка комплексной системы мер безопасности российского бизнеса, осуществляющего свою деятельность в странах повышенного риска Африки, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Начиная с 2009 года, мы проводим системную работу в указанных регионах, накоплен большой практический опыт, налажено взаимодействие с ведущими зарубежными партнерами – представителями рынка коммерческой безопасности. В какой-то период времени к нам стали обращаться иностранные компании, планирующие развитие своей деловой активности в России, возникла задача в перспективе разработки мер по защите иностранных инвестиций в нашей стране, а это уже требует создания полноценной российской структуры рынка частных охранных предприятий. Мы изучили ситуацию и предложили нашим партнерам объединить усилия в форме саморегулируемой организации, что и было успешно сделано. На сегодняшний день в СРО Союз частных предприятий в сфере безопасности «Содружество «Миротворец» входят различные структуры частной охранной деятельности. Правление СРО не вмешивается в хозяйственную деятельность участников, но осуществляет общее руководство, разрабатывает идеологию, формирует стратегию.

В 2017 году Вас избрали членом Общественной палаты РФ. Расскажите, над чем Вы работали эти годы.

Меня избрали первым заместителем председателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК. Первоначально я шел в Общественную палату в целях использования возможностей этой площадки для работы по совершенствованию законодательства, регулирующего рынок частных охранных услуг. Вместе с тем стало ясно, что задача стоит гораздо шире. Практически в стране сформировалась негосударственная система безопасности (пока мы называем ее негосударственной сферой безопасности, или НСБ). С учетом развития современных технологий изменилась структура НСБ, кроме традиционно присутствующих частных охранных предприятий и детективных агентств на рынке появились информационно-аналитические компании, предприятия, работающие в области кибербезопасности и IT-технологий, частные разведывательные структуры, производственные фирмы, осуществляющие изготовление специальных технических средств безопасности, научные коммерческие учреждения в области охраны, безопасности и правопорядка. И получается, что на сегодняшний день мы имеем целую отрасль экономики, представляющую многочисленный отряд работников, как правило бывших сотрудников силовых структур и правоохранительных органов. При этом законодательство, которое должно регулировать вышеуказанные направления деятельности, либо застряло на уровне середины девяностых, либо еще не успело прореагировать на изменения рынка охранных услуг. Хочу еще раз подчеркнуть, что, пока государство не будет рассматривать предприятия негосударственной сферы безопасности как силы и средства комплексной системы мер по обеспечению безопасности страны и правопорядка, активное развитие НСБ ясно не представляется. Прибавьте к этому сужение клиентской базы за счет сокращения финансовых возможностей и субъективных факторов (кризисные явления, пандемия и др.), наступление искусственного интеллекта, несовершенство законодательства по проведению тендеров и другие факторы, и картина становится еще больше удручающей.

Что сподвигло Вас серьезно и основательно заняться общественной деятельностью, прежде всего в вопросах безопасности.

– Мы считаем, что государство в своей деятельности, связанной с обеспечением национальной безопасности, среди широких слоев населения должно опираться в первую очередь на ветеранов правоохранительных и силовых органов, так как именно они, особенно старшие офицеры запаса, многие годы, отдавшие служению Родине, являются передовым отрядом государства по защите правопорядка и обеспечению безопасности. Нам также необходимо учитывать и международный опыт в этой части. К примеру, в ряде стран старшие офицеры, уволенные в запас не по дискредитирующим основаниям, имеют право на пожизненное хранение и ношение огнестрельного оружия (как правило, полуавтоматических пистолетов), тем самым обеспечивая баланс в обществе на самозащиту и защиту населения от противоправных посягательств. Перенеся этот международный опыт в наше законодательство, мы можем прекратить сложную дискуссию о праве населения владеть огнестрельным оружием. Хочешь владеть оружием? Честно и достойно отслужи в интересах безопасности страны, научись обращаться с оружием – и при увольнении в запас получишь легальное право на его приобретение. И это логично, при этом у лиц, находящихся на службе в правоохранительных и силовых структурах, появляется дополнительный стимул достойно исполнять свои обязанности и служить Родине, не прерывая досрочно свой контракт с государством.

Другой знаковой проблемой, которой я, мои друзья, партнеры, соратники начали заниматься в Общественной палате, – это вопросы защиты российских граждан – участников событий января 1991 года в Вильнюсе от незаконного уголовного преследования в Литве. Как известно, литовское правосудие на основании закона обратной силы (прецедент в Европе) возбудило уголовные дела в отношении участников вышеуказанных событий (бывших военнослужащих Советской Армии, включая Маршала Советского Союза Дмитрия Язова, бывших сотрудников спецподразделения «Альфа» КГБ СССР, бывших руководителей Компартии Литовской ССР) по восстановлению конституционного порядка в республике, когда Литва еще входила в состав СССР. Бывший Президент СССР Михаил Горбачев, по приказу которого осуществлялась данная операция, открестился от своего решения, проявив в очередной раз цинизм и безволие. В Общественной палате была создана рабочая группа, которая последовательно осуществляла работу по мониторингу ситуации, сбору дополнительных материалов для выстраивания защиты, поддержки наших соотечественников, и прежде всего бывшего танкиста ВС СССР Юрия Меля, который был схвачен литовскими правоохранительными органами и пять лет просидел без обвинения до суда в одиночной камере Вильнюсского гарнизона. Более того, наши соотечественники обвиняются в военных преступлениях против человечности, а это уже совершенно неприкрытый политический нажим. В марте 2020 года состоялся суд, где вынесены обвинительные приговоры (64 заочно, два – очно: Иванову и Мелю). Однако сами приговоры были значительно мягче, чем декларировалось ранее литовским «правосудием». Ни одного пожизненного срока (хотели осудить 25 человек, включая Язова). Думаю, что и наша активность по возбуждению общественного резонанса, активные действия по организации защиты во взаимодействии с МИД РФ, Фондом поддержки соотечественников, Генпрокуратурой РФ и Следственным комитетом РФ внесли определенную неуверенность литовских судей в вынесении окончательного вердикта.

Одним из самых крупных сегментов рынка охраны и безопасности является частная охранная деятельность, которая поражена демпингом. Что нужно предпринять охранному сообществу совместно с государством, чтобы избавиться от этой болезни?

– Демпинг. Здесь все просто. Сообщество охранных структур носит достаточно замкнутый характер. Все друг о друге знают. Нет секретов, какие структуры шалят с демпингом, какие стороны заинтересованы, где присутствует коррупционный интерес. Наверное, надо регулятору проявить свою власть и совместно с правоохранительными органами навести порядок в этом вопросе.

– В заключение Ваши пожелания всем тем, кто непосредственно работает в негосударственной сфере безопасности.

– Удачи!