Власть и бизнес, Лица, НСБ

Анатолий Выборный: “Как реализовать потенциал частной охранной отрасли?”

Анатолий ВЫБОРНЫЙ, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ,
председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности

В России давно уже сформировался запрос на более эффективное использование правоохранительного потенциала негосударственной сферы безопасности (частные охранные предприятия, частные детективы, компании по внедрению технических средств информационной безопасности и др.) для решения задач госбезопасности. Стоит иметь в виду, что случайные люди в НСБ практически не попадают и огромная доля сотрудников – это отставные люди в погонах, отслужившие в силовых органах, обладающие определенным опытом и навыками. Поэтому НСБ безусловно рассматривается правоохранительными органами как эффективный участник комплексной системы по выявлению, пресечению любой противоправной и подрывной деятельности, направленной против нашего государства.

Сообщество НСБ растет и нуждается в четком законодательном регулировании. На межгосударственном уровне эта задача уже решается. Напомню, что в 2017 году на пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ был принят модельный закон «О частной охранной деятельности». А в 2019 году на заседании ПА ОДКБ – модельный закон «О негосударственных субъектах обеспечения национальной безопасности». Эти шаги создали законодательные предпосылки для интеграции частных охранных предприятий в системы нацбезопасности РФ, координации их взаимодействия со структурами государственных органов безопасности. Однако в России сфера частной охранной деятельности до сих пор регулируется в соответствии с законом «О частной детективной и охранной деятельности», который был принят 30 лет назад и по, сути регулирует две сферы с разной правовой природой. Закон этот морально устарел и не позволяет отрасли развиваться. Проблему осознает не только охранное сообщество, но и регулятор – Росгвардия, совместно с которым в последние время законодателями был предпринят ряд комплексных шагов, направленных на снятие барьеров, препятствующих раскрытию потенциала НСБ. В частности, разработанный с участием экспертного сообщества проект федерального закона «О частной охранной деятельности» был рассмотрен Координационным советом по вопросам частной охранной деятельности при Росгвардии, все предложения регулятора были учтены. Данный законопроект содержит ряд принципиально новых положений, давно ожидаемых охранным сообществом. В нем, в частности, предусмотрено привлечение частных охранных организаций по договору субподряда, что позволит использовать услуги компетентных предприятий при охране государственных объектов. Частным охранным организациям также может быть предоставлена возможность осуществлять ряд сопутствующих видов деятельности, что позволит снизить затраты федерального и местных бюджетов при осуществлении государственных контрактов на оказание частных охранных услуг.

Предлагается снять ряд ограничений на создание филиалов охранной организации в одном субъекте Российской Федерации. Упорядочивается взаимодействие частных охранных организаций и правоохранительных органов при обеспечении общественной безопасности. Следует подчеркнуть, что изменения в законодательстве должны затронуть также Кодекс Российской Федерации об административной ответственности и Налоговый кодекс Российской Федерации. Отмечу, попытки актуализировать нормативно-правовое регулирование в отрасли уже предпринимались, и речь не только о многочисленных подзаконных актах, сопровождавших закон «О частной детективной и охранной деятельности». Достаточно ли этого, чтобы потенциал НСБ был полностью раскрыт? Новый закон, безусловно, поможет оздоровлению рынка частных охранных услуг, способствуя формированию единой государственной политики в области частной охранной деятельности. Но федеральный закон – это фундамент, на котором еще предстоит возвести необходимые структуры. В первую очередь я имею в виду профессиональные и национальные стандарты, которые можно сравнить с прочным каркасом НСБ. До сих пор в этой отрасли существует единственный профессиональный стандарт – «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». Он был создан по инициативе президента СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергея Саминского коллективом ведущих практиков и экспертов в этой области. Стандарт оказал огромное положительное влияние на охрану образовательных организаций в Москве, где он применяется в соответствии с добровольным обязательством частных охранных предприятий. Для более широкого его применения имеются две преграды. Первое – далеко не во всех регионах заинтересованы в том, чтобы строить свою деятельность на основе строгих стандартов. Качественная охрана требует затрат и усилий.

К сожалению, сэкономить пытаются все стороны: и государственный заказчик, выбирающий самую дешевую услугу, и сам поставщик услуг, который зачастую не способен не то что выстроить систему безопасности на выделенные под охрану средства, но даже обеспечить минимальную оплату труда своим работникам. И это вторая преграда – недостаточное финансирование безопасности социальных объектов.

В 2020 году была сделана важная подвижка — было принято постановление Правительства РФ № 645, наделившее Росгвардию полномочиями по установлению порядка определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) при осуществлении закупок охранных услуг. Методом определения НМЦК должен стать затратный. Осталось дождаться соответствующего приказа Росгвардии. Однако это не отменяет проблем с финансированием вопросов безопасности. По предварительным данным Федерального казначейства, 70% регионов закончили с дефицитом бюджета. Не получится ли так, что разрыв лишь усугубится: крупные города, которые и раньше могли позволить себе серьезные затраты на безопасность, уделят этому вопросу положенное внимание, полагаясь на сформировавшийся пласт надежных организаций, тогда как бедные регионы продолжат приобретать услуги у недобросовестных предприятий.

В этой связи, убежден, государством должно быть принято стратегическое решение о финансировании безопасности социальных объектов из средств федерального бюджета, а изменения нормативно-правового регулирования отрасли должны иметь комплексный характер и включать в себя решение об обязательности исполнения профессиональных и национальных стандартов в области безопасности. Только в таком случае потенциал частной охранной отрасли в контексте национальной безопасности будет реализован на качественно ином уровне.