Власть и бизнес, НСБ

МРОТ повышаем – регулируем охранный бизнес

Александр КАШИРИН, член Правления АОП “Единство” Генеральный директор ООО “ЧОО “Универсал”

Частная охрана — это часть государственной системы общественной безопасности страны (РФ). В условиях войны (СВО), так как часть государственных силовых структур отвлечена для участия в СВО, роль частных охранных организаций в деле охраны, особенно в части охраны образовательных и медицинских учреждений, значительно возрастает. Возрастает также роль ЧОО в охране других объектов, объектов торговли, зрелищных мероприятий.

Нацисты и наёмники противостоящие Вооруженным Силам РФ, на поле боя дерзки, циничны и не обременены никакими моральными принципами. Одна из их целей — перенести войну непосредственно на территорию РФ, и не только в районах боевого соприкосновения, чему есть немало подтверждений. Под угрозой могут оказаться объекты электро- и газовых коммуникаций, объекты жизнеобеспечения, социально-значимые объекты, в т. ч. охраняемые ЧОО или не охраняемые никем, т. к. многим объектам из числа перечисленных просто не уделяется должного внимания. Причина стандартная — дополнительных средств нет.

Субъекты частной охранной деятельности, обеспечивая защиту прав и законных интересов заказчиков охранных услуг, способствуют развитию российского бизнеса, содействуют обеспечению национальной безопасности и правоохранительным органам в осуществлении их публичной функции.

Одним из способов реализации государственной политики в сфере обеспечения государственной безопасности является участие частных охранных организаций в тендерах и конкурсах на оказание охранных услуг по охране объектов социального и хозяйственного значения.

С учетом государственной политики в части обеспечения социальных прав граждан, занятых в сфере частной охраны, на первое место при формировании стоимости охранных услуг при проведении конкурсов выходит заработная плата охранников, задействованных на охране объектов. Заработная плата, а также необходимые налоговые и социальные отчисления являются основой сметной стоимости охраняемых объектов. И в этой части четко определились противоречия между организаторами и участниками торгов.

Проблема заключается в том, что при проведении государственных и муниципальных торгов заказчика интересует только одно — самая низкая цена предложения. Это является основным требованием. Если даже заказчику удается сформировать компетентную комиссию по организации конкурса и выработать перечень требований, выполнение которых обеспечит реальную безопасность объекта, заниженная итоговая цена все равно будет определяющим фактором и сведет к нулю все усилия исполнителя об обеспечении безопасности объекта охраны.

В результате победителем является не организация, способная, благодаря своей технической оснащенности и обученному персоналу, реально выполнять условия конкурса и обеспечить безопасность объекта, в связи с этим имеющая высокую себестоимость услуг, а организация, не имеющая ни необходимой технической оснащенности, ни необходимого обученного персонала, ни даже офиса и подтвержденного юридического адреса.

Часто победителями становятся охранные организации, базирующиеся в 200–300 км от объекта охраны, в т. ч. за пределами региона. Доконкурсная проверка работоспособности и добросовестности таких организаций вообще не проводится. В результате объект и имущество заказчика передается под охрану организации «призраку», которая может быть зарегистрирована даже в частной квартире, что, конечно, не является каким-либо нарушением, препятствующим участию в торгах, но красноречиво характеризует саму организацию.

Проведение аукционов на заключение муниципальных контрактов без выдвижения необходимого перечня требований, обеспечивающих безопасность охраняемых объектов, без обеспечения социальных гарантий для сотрудников охранных организаций, задействованных на охране муниципальных объектов, без учета требований налогового законодательства РФ никоим образом не обеспечивает интересов муниципального заказчика по обеспечению безопасности муниципальной собственности и поощряет недобросовестных поставщиков охранных услуг к прямому обману заказчика, а также способствует возникновению различных злоупотреблений со стороны чиновников, участвующих в организации таких конкурсов.

За последние десятилетия в сфере частной охраны определились два фактора, делающие частную охрану бесполезной, а частные охранные организации неэффективными — ежегодная индексация МРОТ и организация конкурсов, регулируемых ФЗ-44 от 05.04.2013.

Каждый раз, обсуждая индексацию МРОТ, Госдума приводит одно и то же пояснение — «деньги в бюджете есть». Мы разделяем радость бюджетников, у них тоже семьи, и деньги в бюджет исправно платит бизнес, поэтому они в бюджете РФ есть. А откуда эти деньги появятся у предпринимателей — неизвестно.

Что делать предпринимателю? Чтобы индексировать МРОТ, надо увеличить стоимость услуг. Увеличили — сразу сократился объем, т. к. такое увеличение не всем по карману. Значит заказчиков станет меньше и денег на счетах предприятия не прибавится. И не важно, какой это бизнес в сфере услуг — охранный или иной. В любом случае исполнители — это люди.  И, чтобы выдержать конкуренцию, придется не увеличивать, а сокращать зарплату именно людей, т. к. на продуктах, материалах, энергии много не сэкономишь — у производителей тоже такая же индексация МРОТ.

Просить заказчика также проиндексировать стоимость контракта — бесполезно. Для заказчика это способ сэкономить деньги, и у него нет мотивации для дополнительной индексации, он не обязан помогать ЧОО в индексации МРОТ.

Как выглядит на практике реализация постановления ГД об индексации МРОТ?

С учетом того, что ЧОО законодательно запрещена любая деятельность, кроме охранной, и дополнительные средства взять негде, то единственным источником поступления средств является заказчик. Идем к заказчику. Если удастся уговорить заказчика на индексацию — хорошо. Если заказчик откажется, а соглашаться он не обязан, индексации у охранников на объекте не будет. Вмешается прокуратура и Минтруда — получишь штраф, который, так же, как и МРОТ, оплатить нечем.

Но МРОТ — это не единственная индексация в течение года. Проиндексировали газ, электричество, ЖКХ, ГСМ — опять иди к заказчику. И так до следующей инициативы ГД и Правительства РФ. Хорошо еще ГД не реагирует на предложение некоторых фракций ГД повысить МРОТ сразу с 15 000 до 22 000 рублей.

С тех пор, как человеческий труд стал основой для производства товаров и услуг, стоимость труда стала основой для конкуренции на рынке. Чем ниже стоимость труда, тем конкурентней на рынке товар или услуга. Возникающий при этом дефицит качества товара-услуги возмещается рекламой. Возникла целая наука — как продать товар-услугу низкого качества по высокой или хотя бы по конкурентной цене.

Дорогой товар или услуга тоже находят своего покупателя на рынке, но только не в результате конкурса. Конкурс (ФЗ-44 от 05.04.2013) — это для ширпотреба, дешевые дороги, мосты, продукты питания, дешевая охрана и т. д.

Хуже всего тем, кто работает по контрактам: государственным, муниципальным и в частном секторе. Контракты заключаются в октябре-ноябре текущего года по ценам, в т. ч. и МРОТ текущего года. А с нового года новая индексация МРОТ, но контракты никто пересматривать не будет, т. к. в них отдельным пунктом — цена неизменна в течение всего срока контракта; и тогда откуда возьмутся деньги на индексацию МРОТ?

Отдельной темы обсуждения заслуживает субподряд после победы какой-либо частной охранной организации на конкурсе.

Предположим, это 50 школ в городе, т. е. нужно одновременно минимум 50 охранников, которых у ЧОО естественно нет. Приходится привлекать силы других ЧОО. Таким образом заказчик реально даже не знает, кто же охраняет его социально значимые объекты, т. к. выбор в этом случае за подрядчиком. Но заказчиков это устраивает. Им не хочется устраивать конкурсы по районам и заключать несколько договоров — лишние хлопоты. Цель — заключить один договор и иметь одного подрядчика. А по каким ценам работают субподрядчики, конкурсную комиссию не интересует, а там то как раз и демпинг. Зарплата ниже МРОТ, и не нужно выполнять никакие условия конкурса в связи с отсутствием средств, т. к. субподряд — это не бесплатно. Подрядчик часть средств оставит, как правило, себе.

Правительству РФ эта проблема хорошо известна по многочисленным обращениям руководителей ЧОО о том, что ФЗ-44 от 05.04.2013 порождает демпинг, снижает качество охранных услуг, препятствует развитию материально-технической базы ЧОО и ведет их к разорению.

Давайте посмотрим, что такое МРОТ.

МРОТ — это минимальный размер оплаты труда неквалифицированного рабочего. МРОТ с недавних пор законодательно «привязан» к минимальной потребительской корзине. Ниже МРОТ — это уже за чертой бедности и государство считает недопустимым, если миллионы граждан РФ будут жить за чертой бедности. Итак, 15 тысяч на 30 дней — по 500 руб. на охранника в день. И если есть семья, то и на всю семью. Включая одежду, коммунальные услуги, газ, электричество. И все это уже за чертой бедности, т. к. с МРОТ удерживается подоходный налог, и это уже не 500 руб. в день.

Причем речь идет о квалифицированном охраннике, прошедшем специальное обучение, регулярную медкомиссию, экипированного в соответствии с Законом РФ и работающего с оружием, на что потребуются дополнительные деньги, которые не учтены в МРОТ и которых нет в ЧОО, т. к. демпинг не подразумевает наличия в конкурсных сметах административно-хозяйственных расходов. Априори считается, что руководители ЧОО охраняют школы и больницы без зарплаты, т. е. как бы на общественных началах. Не говоря уже о бухгалтерии, кадровике, программистах и т. д. по списку.

Проблема также неоднократно обсуждалась на различных форумах, организованных охранным сообществом. Обращения дали результат. Правительство РФ уполномочило основного конкурента ЧОО на рынке охранных услуг — Росгвардию — разработать формулу, определяющую начальную стоимость охранных услуг для использования ее при проведении конкурсов.

Росгвардия разработала очень хорошую формулу для определения стоимости охранных услуг для суточного поста. В формуле было учтено все: ЗП — средняя по региону или МРОТ, ночные, праздничные коэффициенты, налоги, резерв отпусков и т. д.

В общем, счастье чуть было не наступило. Некоторые конкурсные комиссии стали определять стоимость охранных услуг по этой формуле и вносить полученную стоимость на конкурс в качестве начальной стартовой цены. А далее все как обычно: играем на понижении и опускаем цену ниже предела, который не регулируется никем.

Всем понятно, что для определения стоимости контракта на конкурсе важна не начальная цена стоимости поста, которую каждый директор ЧОО может определить, не прибегая к формуле Росгвардии, а ее нижний предел, уход за который можно и нужно считать нарушением прав охранников на социальные гарантии и его балансирование на черте ниже МРОТ, т. е. на пороге бедности.

Таким образом, для выполнения всех социальных обязательств и качественного выполнения охранных услуг организаторам конкурсов нужно определиться, сколько же на самом деле стоит качественная охрана, и обеспечить на деле эту стоимость. Это качество и все социальные гарантии для охранников, а значит, в какой-то степени, нарушение требований ФЗ-44.

Тогда и частный бизнес перестанет использовать ФЗ-44 от 05.04.2013 как рычаг для давления на ЧОО в целях снижения стоимости охранных услуг.

Отдельного внимания заслуживает индексация МРОТ для состава групп быстрого реагирования. Финансирование этих групп осуществляется, как правило, за счет поступления денежных средств от заказчиков, имущество которых охраняется с помощью технических средств (квартир, офисов и т. д.). Если у ЧОО таких заказчиков тысячи, то 1–2 индексации МРОТ могут пройти относительно безболезненно. Если десятки и сотни, то их всех нужно обойти и до вступления закона о повышении МРОТ «уговорить» проиндексировать стоимость охранных услуг, причем всех заказчиков, что нереально. Невозможно одного заказчика уговорить проиндексировать стоимость услуг, а другого не уговорить.

В этом секторе рынок достаточно стабилен и полный успех возможен, если все ЧОО договорятся одновременно повысить цену на пультовую охрану, что, во-первых, нереально, а во-вторых, будет нарушено законодательство РФ.

По существу, не рынок, а ГД РФ произвольно определяет стоимость пультовой охраны через индексацию МРОТ (что очень похоже на попытку ЕС установить цену на российскую нефть). В обоих случаях эта идея противоречит принципам рыночной экономики.

Поэтому даже в том случае, если упомянутую выше формулу используют и фиксируют на конкурсах как итоговый результат, через 2–3 месяца организаторы конкурса просят директора ЧОО снизить стоимость охранных услуг, т. к. в бюджете деньги кончились. Поэтому либо соглашайся на понижение, либо жди, когда деньги появятся (если вообще появятся).

В сложившейся ситуации стало понятно, что либеральный подход к организации конкурсов ведет к стагнации, а то и к банкротству многих ЧОО. А ЧОО, опирающиеся на демпинг, уходят в серые схемы и чувствуют там себя вполне комфортно, т. к. качество их услуг не проверяет никто. После подписания контракта Заказчик о ЧОО забывает, и качество охранных услуг не контролирует никто. В муниципалитетах просто нет должностей и специалистов по организации и контролю за системой безопасности муниципальных объектов.

Перечисленные проблемы Ассоциация частных охранных предприятий «Единство» в Твери вынесла на всеобщее обсуждение с привлечением радиоканала «Серебряный дождь».

В Тверском регионе применение демпинговых цен привело к оттоку квалифицированных охранников у региона из 11 тысяч охранников, имеющих удостоверение частного охранника, в области требуется 4,5 тысячи человек. Понять-то поняли, но, как всегда, все упирается в финансирование.

Были проведены встречи с обсуждением данных вопросов с областной прокуратурой, уполномоченным по защите прав предпринимателей в Тверской области, ФАС, госинспекцией труда, Управления правопорядка и безопасности, главного управления региональной безопасности Тверской области, а также представителями СМИ.

Проблема оказалась всем понятна, близка, но никаких решений пока не принято. Основной тезис — денег нет, Минфин не дает.

Кстати, о позиции Минфина РФ.  В своем ответе № 24-06-07/92679 от 26.09.2022 на запрос ООО ЧОО «Универсал» данное министерство дает оригинальный ответ (естественно, ссылаясь на приказ Росгвардии № 45 от 15.02.2021 с описанием способа определения начальной цены контракта, ФЗ-360 от 02.07.2021, где подробно расписаны типовые условия контракта):

– «Обращаем внимание, что обеспечение качественного результата исполнения контракта достигается не столько становлением каких-либо требований в отношении исполнителя услуги, сколько надлежащим описанием объекта закупки с установлением необходимых требований к качеству, применением предусмотренных обязательных требований к участникам закупки, последующей экспертизой при проведении приемки на соответствие установленным в описании объекта закупки требованиям».

Очень трудно понять содержание этого заключительного абзаца ответа Минфина, но что так формулируется позиция министерства — не удивительно, денег на охрану в регионах никогда не будет достаточно.

Анализируя сказанное, можно сделать вывод, что в течение ряда лет, используя ежегодную индексацию МРОТ, ГД РФ определяет стоимость охранных услуг в РФ как по физической, так и по пультовой охране объекта, не определяя при этом источник финансирования. Забота об изыскании средств для индексации МРОТ возлагается на руководителя ЧОО, который под угрозой санкций за невыполнение закона обязан в сжатые сроки убедить сотни заказчиков выплатить дополнительные средства за охрану объектов, причем заказчик хорошо понимает, что его щедрость никак не повлияет на качество услуги, скорее наоборот.

Поэтому при обсуждении темы Ассоциация «Единство» внесла предложение для заключения муниципальных и федеральных контрактов проводить только конкурсы, исключив использование электронных аукционов, что обеспечит его прозрачность.

Конкурсы по школам, больницам и социально важных общественным объектам жизнеобеспечения проводить в два этапа.

На первом этапе определятся реальные возможности ЧОО выполнения контракта.

На втором — определятся соотношение стоимости услуги и возможности ее реального выполнения ЧОО.

На третьем — контроль со стороны заказчика и представителей ЧОО (комиссионно) за качественным выполнением контракта, в т. ч. представителей Ассоциации «Единство».

Что в результате. Стороны высказались. Каждая осталась при своем мнении. И наступила пауза «конструктивной неопределенности». Ноябрь — аукционы и конкурсы заканчиваются. Очевидно, до следующей индексации стоимость физической охраны будет определять конкурент ЧОО — Росгвардия. Демпинг сохраняется в соответствии с требованиями ФЗ-44. Рыночную стоимость пультовой охраны будет определять ГД РФ в соответствии с ежегодной индексацией МРОТ. И опять потянулись годы ожидания справедливости