Лица, НСБ

Александр Гадалов: “Я не приемлю лжи и непрофессионализма”

Знакомьтесь: президент группы «СТАРК Безопасность», эксперт по госзакупкам Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции на рынках охранных услуг, член Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности, член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, вице-президент ФКЦ РОС – ГАДАЛОВ Александр Викторович!

– Александр Викторович, добрый день! Первый вопрос, который хочется задать: «Вы не бывший офицер, не сотрудник силовых ведомств в отставке. Почему связали свою жизнь с охранным бизнесом и с чего все начиналось?»

– Все произошло абсолютно неожиданно для меня. Я устроился на работу в группу «Старк» в 2005 году по рекомендации работающего там начальника охраны Новожилова Анатолия Ивановича, которого уже, увы, с нами нет. Руководителем группы на тот момент был Саминский Сергей Васильевич, ему требовался бухгалтер, он и взял меня на работу. Так что я в некотором роде живой пример, сломавший стереотип, что в охранной отрасли могут работать и чего-то достичь только отставные офицеры и бывшие силовики со своими связями.

– На разных этапах жизни присутствуют свои мечты и стремления. К чему вы стремились, будучи школьником и студентом, кем хотели стать?

– Как любой рожденный в СССР мальчишка, хотел сделать свой выбор в пользу какой-либо героической профессии. Например, когда проходил первую медкомиссию в военкомате, меня спросили: «Где хочешь служить?» Я бодро ответил, что в погранвойсках, не знаю почему, в юношеских мечтах хотелось служить именно там. Комиссия удивилась, помню, спросили еще: «А родители в курсе?» Но попал по распределению в часть РВСН в Подмосковье, можно сказать, даже оружие в руках не подержал.

Когда учился в Московском автодорожном институте, подумывал о работе по специальности, я хорошо знал предметную область, но суровая действительность 2000-х все расставила по своим местам. Но как показало будущее, ничего просто так не делается. Вот сейчас участвуем в проекте по обеспечению транспортной безопасности, что отчасти близко с моим транспортным образованием. Где-то в кулуарах всегда можно сказать, что я не случайный человек с улицы, а закончил МАДИ.

– Каждый руководитель нарабатывает свой личный опыт, преодолевая взлеты и падения. Какие трудности и достижения были у вас, чем вы можете гордиться и от каких ошибок можете предостеречь молодых коллег?

– Прошел стандартный путь, как и многие: в начале 2000-х пробовал развивать собственный бизнес, связанный с недвижимостью, но на тот момент времени то ли опыта и компетенций не хватило, то ли желание пропало, ничего я развить не смог и забросил это дело. Зато смог реализовать себя в абсолютно непрофильной, как я тогда думал, для меня сфере частной охраны.  Начал с позиции бухгалтера, финансового директора, генерального директора частного охранного предприятия. Под умелым руководством Саминского Сергея Васильевича, пройдя эти ступени карьерной лестницы, я в 2012 году стал президентом группы «СТАРК Безопасность» –  одного из ведущих объединений охранных предприятий, включающего в себя более 30 компаний. Мое участие в развитии нашей группы я и считаю своим главным профессиональным достижением. Основываясь на своем опыте, сделал вывод, что основной враг любого дела — это поспешность в принятии решений, тем более связанного с людьми и деньгами. Исполнять решения нужно быстро, а вот принимать их надо вдумчиво и не спеша. Не нужно этого стесняться.

Какой вид спорта вам ближе, чем занимаетесь?

– Со спортом как-то у меня не пошло, в детстве пробовал многие виды – от бокса до плавания, но ни в одну секцию долго не ходил, бросал. Видимо, не мое. Позднее стал выбираться в горы, кататься на горных лыжах.

У каждого человека есть своя отдушина, хобби или увлечение, которое позволяет расслабиться и отрешиться от трудовых будней. Какая отдушина у вас?

– Увлекаюсь катанием на снегоходе, квадроцикле, ездим с компанией единомышленников кататься по всей стране. Во время январских праздников катался на снегоходе в горах Южного Урала. Чудесное место, мороз -30, а солнце светит, как на юге. В Москве уже отвык от такого. Хотя местные сказали, что просто с погодой повезло. 

– Чем вы можете выделиться среди общей усредненной массы частных охранных предприятий, в чем ваша «изюминка», на какие услуги и на какие категории клиентов вы ориентируетесь?

– Умением решать самые сложные задачи в части обеспечения безопасности, организационные, технологические. Не боимся браться за самые сложные объекты и налаживать взаимодействие с самыми требовательными заказчиками. Все необходимые ресурсы у нас для этого есть. У нас есть клиенты, с которыми мы работаем уже 15–20 лет. Но основные заказчики — это бюджетные учреждения социальной сферы города Москвы, школы, больницы, театры, музеи. Например, на момент написания этих строк стало известно, что мы выиграли конкурс на охрану московского ЦПКиО имени Горького, а это одномоментное выставление около 200 постов охраны.

– Основа любого бизнеса – это люди. Какие требования вы предъявляете к сотрудникам? Что можете простить, а чего не приемлете в работе?

– Я бы сказал больше. Для охранного бизнеса люди – это не только основа, это наше все! В группе около 5000 работников охраны и 300 управленцев. И наша позиция – охранник и есть основная единица охранного предприятия, а не управленцы, сидящие в теплых кабинетах и перемещающиеся на джипах, а охранник, стоящий на посту на морозе, под дождем, зачастую в спартанских условиях, именно он зарабатывает деньги для ЧОП. В группе внедрена и успешно работает система защиты работников охраны. Есть горячая линия. И каждый охранник нашей группы знает, что может обратиться за поддержкой в любых ситуациях и обязательно найдет ее. Для меня главное в человеке –  порядочность и ответственность, если нет доверия и осознания меры ответственности, то для меня такой работник пустое место, стараемся от таких быстро избавляться.  Естественно, из вышесказанного вытекает, что я не приемлю лжи, непрофессионализма. Работник, к сожалению, не всегда понимает, что правда нужна руководству не для того чтобы его было за что наказать, а для того чтобы решать возникающие проблемы.

Помимо основной деятельности вы еще и первый заместитель председателя подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности (политик, общественный, социальный деятель, меценат и т. п.). Расскажите о данной стороне вашей жизни.

– Цель моей работы и моя зона ответственности на площадке ТПП – отслеживание проблем отрасли в части системы госзакупок охранных услуг и реагирование на них. На сегодняшний день ТПП – это действительно мощный инструмент защиты интересов охранной отрасли. Ведь только с помощью ТПП удалось выпустить несколько нормативных актов, направленных в поддержку отрасли, например связанных с требованиями по охране школ, ценообразованию. Отрадно отметить, что здесь есть и частичка моей работы.  Другой вопрос, что не всегда они исполняются на практике.

         Вот и Новый, 2022 год принес нам ряд нормативных проблем, связанных с закупками, в худшую сторону. Вопреки здравому смыслу, изменился порядок оценки заявок в конкурсах. Теперь демпингерам будет легче выиграть закупку вопреки позиции регулятора по ценообразованию и тренда на «обеление» отрасли.

Будем работать над этой проблемой.

Помимо моей работы в ТПП я являюсь членом Союза журналистов Москвы. Активно публикую в электронных и печатных СМИ материалы о проблемах развития охранной отрасли, по вопросам госзакупок и ценообразования на рынке охранных услуг.

Если что-то нужно сделать в интересах страны, сделаю не задумываясь. В 2020 году я принял решение стать добровольным участником исследования вакцины «Спутник-V» против коронавирусной инфекции. Хотя многие коллеги и друзья мой выбор не одобрили, сочтя его избыточным риском. Ведь никто не знал, как пойдет ситуация. Все строилось на слухах и домыслах.

– У каждого из нас есть свои принципы и каноны, которыми мы руководствуемся в поступках и принятии решений. А какие принципы у вас?

– Они простые: всегда во всем нужна ясность, какая бы она ни была, и надо думать о будущем, а не о деньгах, тогда деньги сами появятся. Во всем остальном я достаточно гибок, так как считаю, что отсутствие умения в чем-то уступать и вовремя «сдать назад» – очень негативная характеристика для управленца. Ну и конечно, у наших людей обостренный запрос на справедливость, любое наказание должно быть справедливо и соразмерно нарушению. Никогда не размахиваю шашкой.

– При достаточно большой загруженности как вам удается выделять время на семью и на отдых?

– С трудом, но семья относится с пониманием, стараюсь дать детям, что сам недополучил в детстве, так как воспитывался в неполной семье.

– Если мы затронули тему семьи, расскажите, как выстроены ваши отношения внутри «ячейки общества», там все как в бизнесе: ПАПА-МУЖ – БОСС или нет?

– В семье все должно строиться на взаимном уважении и уступках. Мое мнение: если на семью проецировать отношения «как в бизнесе», то, может, внешне оно все и неплохо, но глубинные противоречия и проблемы никуда не денешь, рано или поздно такая ячейка общества обречена. А вообще, знаете, есть такое выражение: «Я ничего и никого не боюсь, кроме своей жены».

– Что вы можете посоветовать своим молодым коллегам, которые только начинают первые шаги в охранном бизнесе?

– Трезво оценить свои возможности. Это тяжелая работа с людьми, которая требует 100% погружения. Никакой бизнес-романтизм здесь не уместен. Я периодически консультирую ребят, которые хотят попробовать себя в охранном бизнесе, думая, что это некий легкий пассивный доход. Пытаюсь им объяснить, что сейчас в охранном бизнесе нет денег. Честно говорю, что если нет заказчика, то даже и нечего затевать, выкинете впустую деньги.

– Если бы вам предоставили возможность что-либо изменить в сфере частного охранного бизнеса, какое решение вы приняли бы в первую очередь?

– В целом законодательное регулирование нашей сферы достаточно сбалансированное, есть какие-то локальные вещи, которые можно улучшить, например, дать больше прав работнику охраны в части исполнения своих обязанностей. Повысить его социальную и правовую значимость. В текущем положении правоохранители его даже за должностное лицо не считают. Вот был такой случай: охранника школы ударил неадекватный посетитель, нанес ему тяжелые травмы. Установленным порядком нападавший никакой ответственности не понес. И только благодаря помощи депутатского корпуса делу дали законный ход. Спасибо Выборному Анатолию Борисовичу, который направил депутатский запрос в прокуратуру города Москвы.

– В канун тридцатилетия частной охранной и детективной деятельности в России что вы пожелаете своим коллегам?

– Сила нашей отрасли в единении, хоть мы и коммерчески конкурирующие структуры. Но я вижу, как уважительно относятся представители компаний друг к другу на различных общественно-отраслевых мероприятиях. В текущих реалиях важно не потерять это объединительное начало, не опуститься. Желаю всем уважаемым коллегам больше работы.