Б/Бизнеса, Мероприятия, Новости

Cаморегулирование – наиболее оптимальная форма регулирования отношений субъектов предпринимательства в ЧОД

Обсуждению вопросов саморегулирования в частной охранной деятельности был посвящен форум, организованный ИД «Мир безопасности+» и Союзом СРО НСБ.

Мероприятие, состоявшееся 28 марта, стало крупнейшим, посвященным саморегулированию отрасли, за долгое время. Его модераторами выступили председатель Правления Союза СРО НСБ, член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Сергей Силивончик и главный редактор Издательского дома «Мир безопасности+» Дмитрий Каплин, участие приняли представители охранного сообщества из 11 регионов России.

Своим мнением поделился руководитель научного совета Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» Валерий Шестаков.
Как он отметил, саморегулирование создавалось для повышения качества, применимо к обсуждаемой сфере — для повышения качества частных охранных услуг. Именно СРО имеют возможность продвигать нужные нормы, а также создавать профессиональные стандарты. При этом важно сформировать концепцию развития в этой сфере для того, чтобы люди понимали — да, предлагаемые шаги действительно необходимы и реализуемы. Как считает Валерий Шестаков, для наиболее эффективного достижения этих целей должна существовать саморегулируемая организация.

Дмитрий Каплин упомянул в своем выступлении законопроект «О частной охранной деятельности», принятия которого давно ожидает охранное сообщество, и указал, что сам по себе новый закон не подарит отрасли необходимую динамику экономического роста. Для этого субъектам частной охранной деятельности нужно суметь самоорганизоваться. Охранное сообщество имеет большой потенциал для развития. «Все лучшие разработки в сфере безопасности общества, объектов, личности сделаны в негосударственной сфере безопасности, — добавил Дмитрий Каплин. — Мы являемся источником постоянных инноваций и современных технологий, которые помогут лучше и качественно обеспечить безопасность».

Советник по экономической безопасности тольяттинского ОСБ «Вымпел» Евгений Худин остановился на экономическом аспекте развития частной охранной деятельности. «Экономика — это искусство разумного денежного хозяйства. Экономика — это не оптимизация затрат, а вложение денег в развитие», — отметил он.
Он напомнил о недавних предложениях передать охрану объектов образования Росгвардии. Эти предложения мало того, что не имели ничего общего с реальными проблемами в этой сфере, на которые не раз указывало профессиональное сообщество, но и требовали огромных вложений бюджетных средств. Что отражает уверенность отдельных чиновников, будто проблемы можно решить, забрасывая их рублями.
«Именно СРО может дать нам толчок для развития. Только мы сами можем продвигать экономически обоснованные нормы» — заявил Евгений Худин. В пример он привел рынок страхования, широкая реализация принципов саморегулирования на котором привела к огромному росту основных экономических показателей.

Своим опытом и видением проблем частной охранной деятельности поделились и другие представители регионов, а также отраслевые эксперты, в числе которых руководитель НПО «Рубеж» Владимир Тулин, директор Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» Виктор Ананьев и председатель правления МСПО «Федерация безопасности» Дмитрий Гаврилов.

С докладом на форуме выступил председатель Подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, вице-президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Михаил Гаврилов. Он убежден: «Саморегулирование в частной охранной деятельности нужно развивать и делать все возможное, чтобы исправлять сложившееся положение с непониманием его роли и пользы для обеспечения безопасности страны. Только в рамках СРО имеется шанс на расширение возможностей малых ЧОПов, развитие стандартов и профессионального образования».

В подтверждение этим словам есть конкретный пример — это участие саморегулируемой организации, СРО Ассоциация «Школа без опасности», в охране образовательных организаций в новых регионах. Задача обеспечения охраны этих объектов возникла, когда до начала учебного года оставалось менее месяца. И федеральные органы исполнительной власти сразу сделали упор на возможности саморегулирования. Требовалось 5000 человек, которых нужно было организовать, экипировать и направить на территорию, близкую к зоне боевых действий. Результат? Во всех четырех субъектах охрана нескольких тысяч объектов образования ведется по одним из самых высоких стандартов в стране.

На форуме выступили и представители федеральных ведомств. Так, на вопросы участников ответила начальник отдела лицензирования, саморегулирования и разрешительных режимов Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Министерства экономического развития РФ Ксения Гончарова.
Она напомнила, что саморегулируемые организации делятся на два типа — добровольные и обязательные. Первые подразумевают, что бизнес заинтересован участвовать в процессе саморегулирования и разрабатывать стандарты. А это одна из основополагающих функций СРО — разработка внутренних стандартов и контроль за их исполнением. Объединившись добровольно, бизнес, по словам Ксении Гончаровой, демонстрирует государству и заказчикам, что не просто существует на рынке, но и предъявляет к себе повышенные требования.

Озвучил свою позицию и председатель Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Андрей Паранич. «Саморегулирование — это механизм, который позволяет быстро менять правила в связи с изменением рыночной ситуации, например, при возникновении новых нормативно-правовых актов, регулирующих сферу, — сказал он. — Альтернативы, на мой взгляд, этому механизму нет. Или вы создаете СРО, или вам будет все сложнее. Авторитетные СРО могут эффективно взаимодействовать с госорганами. Но для этого надо доказать, что это работающая структура и что саморегулируемая организация обеспечивает дополнительное качество».

На форуме высказывалось мнение, что пункт добровольного членства в СРО следует включать в тендерную документацию. На это ответил Сергей Силивончик: «Вопрос не в членстве в СРО, а в том, что за этим стоит. «Бумажка», что организация является членом СРО — это одно, а другое дело, когда за ней — работа по стандартам, обучению, качеству».
Обучение — важное направление деятельности СРО. И, как отметил Сергей Силивончик, требование об определенной квалификации работника организации-исполнителя тоже в рамках существующего законодательства может вноситься в документацию.
В регионах наиболее инициативные руководители охранного бизнеса уже встают на путь саморегулирования. В частности, СРО создают в Воронежской области, основываясь при этом на опыте СРО Ассоциация «Школа без опасности».

Еще один успешный пример реализации принципов СРО предлагает Санкт-Петербург. Представляющий регион президент Ассоциации СРО «Содружество» Владимир Мартыненко уверен: «Саморегулирование — единственный ответ на актуальные вопросы частной охранной деятельности. Это защита частного охранного предприятия от давления. Это возможность взаимодействовать с органами власти по решению имеющихся проблем. Никто другой их решать не будет».

На форуме развернулась оживленная дискуссия, в которой одна позиция оставалась неизменной: становление института саморегулирования значительно расширит возможности охранного сообщества. Итог обсуждениям подвел Сергей Силивончик:
«Фактически есть два варианта: жить по правилам, которые за нас придумал кто-то другой, или участники рынка, договариваясь между собой, сами разрабатывают правила, по которым живут. Один в поле не воин, с единичным охранным предприятием органы власти говорить не будут. Если мы хотим предложить какие-то серьезные изменения, то эти изменения должны исходить от общественной организации, которая представляет консолидированное мнение охранных структур».

Дмитрий Каплин предложил участникам направить идеи и предложения в отношении развития саморегулирования в частной охране для изучения возможностей их реализации.

Выступления участников форума доступны на RuTube по ссылке>>>

РЕЗОЛЮЦИЯ
ФОРУМА «САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ – НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНАЯ ФОРМА РЕГУЛИРОВАНИЯ
СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
28 МАРТА 2024 Г., МОСКВА

28 марта 2024 года состоялся Форум «Саморегулирование — наиболее оптимальная форма регулирования субъектов предпринимательства в частной охранной
деятельности».

Мероприятие было организовано Союзом саморегулируемых организаций Негосударственной сферы безопасности (Союз СРО НСБ) совместно с Издательским домом «Мир безопасности+» при поддержке Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности и Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, и стало крупнейшим, освещающим саморегулирование в частной охранной отрасли, за долгое время.

Модераторами выступили председатель Правления Союза СРО НСБ, член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Сергей Силивончик и главный редактор Издательского дома «Мир безопасности+», член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Дмитрий Каплин. В работе форума приняли участие руководители и представители предпринимательских объединений охранного сообщества, частных охранных предприятий и экспертных организаций из 11 регионов России.

В рамках форума были рассмотрены вопросы развития отрасли в целом, построения экономики охранных предприятий, недостаточных темпов законотворческой деятельности и дефицита консолидации участников рынка охранных услуг.

Участники форума считают, что саморегулирование — это механизм, позволяющий быстро менять правила и условия предпринимательства при возникновении новых нормативно-правовых актов, регулирующих их сферу деятельности. СРО могут эффективно взаимодействовать с госорганами. А для этого надо доказать, что cаморегулируемая организация обеспечивает надлежащее качество предоставляемых услуг.

Именно они имеют возможность продвигать нужные формы работы и практики, а также создавать профессиональные стандарты.

В СВЯЗИ С ЧЕМ НЕОБХОДИМО:

  • сформировать рабочую концепцию развития частной охранной деятельности, позволяющую ее субъектам максимально реализовать свои возможности в интересах укрепления общественной и национальной безопасности страны;
  • ИД «Мир безопасности+» совместно с Союзом СРО НСБ продолжить работу по информированию субъектов предпринимательства в сфере ЧОД об основных событиях в профессиональной сфере, развитии саморегулирования, алгоритмах создания и развития
    СРО, способах реализации потенциала данной формы регулирования субъектов предпринимательства в частной охране. Использовать медиаресурсы ИД «Мир безопасности+» и Союза СРО НСБ, дополнительно создать с указанной целью открытый Телеграм-канал «Саморегулирование в НСБ»
  • Союзу СРО НСБ и ИД «Мир безопасности+» продолжить взаимодействие с Подкомитетом по развитию индустрии безопасности Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, Советом ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, Департаментом государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Министерства экономического развития РФ.
  • Участникам форума — лидерам профессионального сообщества в регионах при информационно-методической поддержке Союза СРО НСБ организовать
    работу по созданию саморегулируемых организаций в субъектах, консолидации участников рынка охранных услуг.

«О необходимости создания Всероссийского Союза СРО НСБ и учреждения Региональных Ассоциаций СРО в составе ВС СРО НСБ»

Мартыненко Владимир Иванович,


президент Ассоциации СРО «Содружество», член Комитета по взаимодействию с контрольно-надзорными органами при СПбТПП, генерал-майор милиции в отставке

За последние 5 лет (2018-2023 гг.) процесс формирования саморегулируемых охранных организации (далее СРО) в регионах не получил должного развития.  Всего в России зарегистрировано 22 Ассоциации СРО в ЧОД, созданные в 4 регионах, и только 8 Ассоциаций СРО являются членами Союза СРО НСБ. Кроме технических проблем, связанных с их регистрацией в территориальных управлениях Минюста России, обозначились и другие проблемы, которые не позволяют создать свои Ассоциации СРО в ЧОД у себя в регионе.

Поэтому задачу создания региональных Ассоциаций саморегулируемых частных охранных организаций в составе Общероссийского Союза СРО НСБ  считаю крайне важной и главной в работе Совета и Правления Союза СРО НСБ на 2024-2028 гг. И  прежде всего, мы должны обратить внимание на подбор в регионах наиболее активных руководителей ЧОП и их учредителей, которые заинтересованы в развитии ЧОД на основе Закона №315-ФЗ от 2007 г. «О саморегулировании», на их добровольности и равноправии. При наличии в регионе нескольких кандидатов, высказавших желание создать и, впоследствии, возглавить региональную Ассоциацию СРО в ЧОД (далее объединение СРО), предпочтение отдаётся наиболее активному руководителю ЧОО. При этом, как правило, все кандидаты, как члены инициативной группы по созданию СРО в ЧОД, так и «самовыдвиженцы» (руководители частных охранных организаций или их корпоративных объединений) должны согласовать заранее данную кандидатуру.  Однако, в согласовании такого кандидата, в качестве регионального руководителя объединения СРО в ЧОД, изначально заложен конфликт.

Связано это в первую очередь с тем, что частные охранные организации работают в условиях острейшей конкуренции, зачастую принимающей достаточно уродливые формы. Охранные сообщества регионов нередко пронизаны взаимными претензиями и обидами, отравлены подозрительностью и неприязнью. Как правило, региональное сообщество стихийно разбивается на лагери и противоборствующие группировки. Однако ничего экстраординарного в этих явлениях нет, так как именно в этом и есть суть демократии, добровольности и саморегулировании. И, как показала практика, только на основе саморегулирования все эти уродливые формы самоликвидируются.

Вот поэтому основной краеугольной задачей Союза СРО НСБ является объединение охранного сообщества региона и РФ в целом под эгидой саморегулирования, и формирование на добровольной основе полноценной отрасли частной охранной деятельности, способной быть эффективным координатором и регулятором на рынке охранных услуг в РФ, а также защищать интересы ЧОД перед государством. Добиться решения такой задачи без объединения большинства субъектов рынка охранных услуг уже невозможно.