Системы оповещения всегда были одним из важнейших факторов, влияющих на безопасность региона. Сегодня наличие региональных систем оповещения является одним из критериев, влияющим на рейтинг главы субъекта Российской Федерации. Необходимость их создания давно уже не вызывает сомнения, что закреплено федеральным и местным законодательством.
В настоящее время сразу два Федеральных Закона регулируют сферу оповещения. Это законы Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Одна из проблем, над которой уже сейчас ведется работа, – это объединение этих законов. Фигурирует термин «Гражданская защита», который призван выполнить эту задачу.
Но сейчас необходимо работать в текущем законодательном пространстве. Создаваемые системы оповещения выполняют задачу и по гражданской обороне, и по защите населения от ЧС. Наше предприятие всегда оказывает содействие любому региону в подготовке местного законодательства к действующим нормам федерального. НПО «Сенсор» в составе технического комитета 071 Росстандарта активно участвует в разработках ГОСТов, касающихся безопасности.
Данное направление законотворчества с одной стороны является отдельным от КСОБЖН, с другой стороны становится его неотъемлемой частью, призванной объединить все усилия в сфере обеспечения защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, а также в военное время.
Создание систем оповещения направлено на достижение следующих основных целей:
- Снижение людских потерь и материального ущерба при возникновении ЧС как в мирное, так и военное время.
- Повышение оперативности реагирования сил и средств РСЧС.
- Повышение эффективности принимаемых мер по предупреждению и ликвидации ЧС.
Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
- руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС региона;
- Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
- органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления;
- единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
- специально подготовленных сил и средств РСЧС;
- дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
- населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Ответственность за создание региональной системы оповещения на территории субъекта Российской Федерации несет его глава. В муниципальных образованиях создаются местные системы оповещения, ответственность за которые несет руководитель исполнительной власти.
МЧС России является органом, курирующим и контролирующим процесс создания и поддержания в готовности систем оповещения. МЧС проверяет соответствие систем действующему законодательству.
Основные этапы создания систем оповещения в соответствии с Положением о системах оповещения (утверждено совместным Приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 №578/365) и ГОСТами:
- Разработка технического задания и согласование его в МЧС России.
- Разработка проектной документации и согласование ее в МЧС России.
- Реализация проекта в установленном порядке.
- Сдача системы и ввод в эксплуатацию.
Не менее важным является процесс поддержания и обслуживания системы за весь период эксплуатации – 12 лет. Порядок проведения обслуживания определен в Положении по организации эксплуатационно-технического обслуживании систем оповещения населения. Положение утверждено совместным приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 №579/366). Очевидно, что выполнять техническое обслуживание должны квалифицированные, прошедшие специальную подготовку специалисты.
Разработанная проектная документация определяет шаги, планы по достижению поставленных целей и задач. В соответствии с действующим законодательством определяется структура РАСЦО. В состав должны быть включены подсистема оповещения органов управления РСЧС, подсистема оповещения населения и подсистема информирования населения, подсистема мониторинга природных и техногенных ЧС. Также в состав проекта должны войти обеспечивающие подсистемы: сеть связи, система электроснабжения, информационной безопасности и другие, подсистема управления сетью связи и передачи данных.
Компания «Сенсор» за 25 лет своей деятельности внесла большой вклад в укрепление безопасности жизнедеятельности населения, как нашей страны, так и сопредельных (Беларусь, Казахстан, Узбекистан). Созданы полностью или сегментами региональные системы оповещения в Тверской, Пензенской, Ульяновской, Ярославской, Тульской областях, республиках Башкортостан, Татарстан, Саха-Якутия, Алтайском, Хабаровском краях и других субъектах Российской Федерации.
Особенно показательным является реализованный проект региональной системы оповещения в Республике Башкортостан. Современный комплекс оповещения является высокоинтеллектуальным решением и уже интегрирован в цифровую экосистему Республики Башкортостан. Включает в себя не только оповещение, но и систему мониторинга, является частью геоинформационной системы с соответствующими широкими возможностями мониторинга и контроля исправности оборудования и хода исполнения оповещения. Обеспечена возможность интеграции в комплексную систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения региона.
Ядром системы оповещения всегда является центральный пункт управления. Проектным решением предусматривается использование комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО). Это полностью отечественная разработка.
Основной объем модернизируемой РАСЦО составляют оконечные средства оповещения. В основном это сирены, которые монтируются на отдельных опорах или на крышах зданий.
В местах массового пребывания населения предусматривается речевое оповещение и информирование населения с помощью рупорных громкоговорителей. Они монтируются, как и сирены, или на отдельных стойках, или на крышах зданий на специальных трубостойках.
Также в местах массового скопления людей (торговые центра, школы, образовательные учреждения и т.п.) предполагается обеспечить перехват существующих акустических блоков и установить рупорные громкоговорители.
Выполненный перехват цифрового теле и радиовещания обеспечивает максимальных охват населения для обеспечения оповещения и информирования.
Опыт показал, что сама по себе система оповещения, оторванная от других систем, не является достаточным инструментом для полноценного обеспечения безопасности населения. Поэтому комплекс программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО) разработки и производства компании «НПО Сенсор» изначально создавался как мультисервисное решение. С учетом технологических новшеств и возникающих требований «от жизни» (или «и возникающих при эксплуатации требований») он неоднократно совершенствовался, дополнялся новым функционалом и успешно проходил испытания МЧС России.
Успешно проведены были испытания сопряжения с АПК БГ производства компании «Техносерв». Обеспечено сопряжение с программным комплексом компании «Интегра-С». На программном уровне обеспечена интеграция с решениями компании «Базис». В настоящее время ведутся работы по еще одному востребованному и важному проекту. Совместно с компанией «Навигационно-информационные системы» ведется работа по созданию регионального программно-технического комплекса обеспечения природно-техногенной безопасности, сопряженного с КПТС АСО. Назначение данного комплекса – возможность создания комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения любого региона.
Учитывая социальную значимость систем оповещения, предлагаем включить следующие задачи для Рабочей группы РСПП по КСОБЖН:
1. Интеграция систем оповещения в КСОБЖН.
2. Проведение обучения в регионах (особенно новых) вопросам создания систем оповещения и их интеграции с другими системами обеспечения безопасности.
3. Доработка существующих и разработка новых нормативных документов по оповещению в новых регионах РФ.