Каленов Андрей Васильевич,
руководитель рабочей группы по проблемам развития технических средств безопасности Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности, руководитель Ассоциации предприятий технических средств безопасности
Ещё в августе 2018 года в Калининградской области состоялось первое заседание Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, на котором были отмечены сложившийся «лоскутный» характер процессов информатизации государственного управления и местного самоуправления, разобщенность созданных и создаваемых федеральных, региональных и муниципальных информационных систем.
В июне 2022 года Счетная палата опубликовала отчет с результатами оценки текущего состояния государственных информационных систем (ГИС), в выводах которого была подчеркнута технологическая и архитектурная разобщенность ГИС, обособленность и раздробленность содержащихся в них данных.
К сожалению, это относится и к управлению мероприятиями по предупреждению и ликвидации кризисных и чрезвычайных ситуаций (далее – антикризисное управление).
В настоящее время в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности на территориях субъектов РФ созданы и функционируют различные федеральные, региональные, муниципальные и объектовые информационные системы антикризисного управления.
Такие системы, кроме их взаимного сопряжения, должны также сопрягаться с автоматизированными системами в других областях государственного и муниципального управления, в которых формируется необходимая первичная информация об объектах защиты (транспортных, энергетических, жилищно-коммунальных, социальных и других).
Разнородность и независимость этих систем затрудняют их межведомственное и межуровневое взаимодействие, совместное согласованное использование в процессах антикризисного управления и, в конечном счете, снижают оперативность и эффективность реагирования на кризисные и чрезвычайные ситуации (далее – КиЧС).
Такая «лоскутная» информатизация уже не обеспечивала дальнейшего снижения уровня возможных негативных социально-экономических и политических последствий КиЧС, ожидаемому от цифровизации антикризисного управления органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами комплексный и системный подход к цифровизации антикризисного управления на территориях субъектов РФ реализуется путем создания и развития аппаратно-программных комплексов (АПК) «Безопасный город» и комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (КСОБЖН).
АПК «Безопасный город» должен обеспечить реализацию полномочий исполнительных органов субъекта РФ и органов местного самоуправления в сферах безопасности жизнедеятельности на муниципальном уровне управления, а КСОБЖН – также дополнительно обеспечивает и реализацию полномочий исполнительных органов субъекта РФ на региональном уровне.
К сожалению, несмотря на все принятые меры, планы по созданию АПК «Безопасный город» и КСОБЖН в сроки до 2020 года, обозначенные в ранее утвержденных концепциях этих систем, так и остались нереализованными.
Одной из основных причин сложившегося положения, на наш взгляд, являются существующие межведомственные и межуровневые административные барьеры в организации цифрового информационного взаимодействия органов управления, отсутствие необходимого и достаточного для их преодоления нормативного правового, организационно-методического и нормативно-технического обеспечения.
Для примера, в интересах внедрения региональных систем-112, которое уже полностью завершено (кроме новых субъектов РФ), но было начато приблизительно в то же время, что и создание КСОБЖН, были приняты два федеральных закона и шесть постановлений Правительства РФ.
Новый стимул для создания и дальнейшего развития АПК «Безопасный город» и КСОБЖН дал Указ Президента РФ от 21 июля 2020 № 474, во исполнение которого стратегическим направлением дальнейшего совершенствования государственного управления стала его цифровая трансформация, в том числе и в сферах обеспечения безопасности.
Цифровая трансформация управления – это не просто его цифровизация, это коренная модернизация управленческой деятельности на основе «сквозных» информационных технологий и специально разрабатываемых для их внедрения нормативных правовых, организационно-методических и нормативно-технических документов.
Основная цель цифровой трансформации регионального антикризисного управления – дальнейшее повышение его эффективности и достижение цифровой зрелости, преодоление «лоскутного подхода» к цифровизации на основе формирования региональной цифровой экосистемы «Безопасный регион» как важной составной части общей экосистемы цифровой экономики, обеспечивающей устойчивость социально-экономического развития субъекта РФ.
Как подчеркнуто в Стратегическом направлении в области цифровой трансформации государственного управления, утвержденном распоряжением Правительства РФ, в ходе её реализации в управленческую деятельность должны быть внедрены такие «сквозные» технологии как «искусственный интеллект», «большие данные» и «интернет вещей».
Оценкам эффективности внедрения «умных» технологий была посвящена значительная часть доклада института McKinsey, опубликованного в 2018 г.
По мнению аналитиков McKinsey при использовании таких технологий число погибших от различных причин может сократиться на 8-10%, количество преступлений против личности – на 30-40%, а время реагирования экстренных служб – на 20-35%.
Основными сегментами региональной цифровой экосистемы «Безопасный регион» будут являться:
– сегмент территориальной подсистемы РСЧС, предназначенный для интеграции взаимодействующих систем в сфере предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
– правоохранительный сегмент, предназначенный для интеграции взаимодействующих систем в сфере защиты от преступных и иных противоправных посягательств (в том числе, от террористических действий, социальных и межнациональных конфликтов);
– сегмент безопасности среды обитания, предназначенный для интеграции взаимодействующих систем в сфере снижения рисков здоровью населения от окружающей природной среды и объектов техносферы.
Региональная цифровая экосистема «Безопасный регион» должна формироваться путём:
– разработки и внедрения региональной и муниципальных (при необходимости) вертикально интегрированных цифровых платформ безопасности жизнедеятельности для межведомственного и межуровневого, «сквозного» и «бесшовного» сопряжения на территории субъекта РФ взаимодействующих федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем, консолидации их информационных ресурсов и предоставления заинтересованным должностным лицам клиентоцентричных информационно-коммуникационных сервисов по принципу «одного окна»;
– создания и развития специализированной информационно-коммуникационной инфраструктуры в целях обеспечения функционирования цифровых платформ безопасности жизнедеятельности, сбора, хранения и интеллектуальной аналитической обработки циркулирующей информации;
– постепенного уменьшения общего количества взаимодействующих информационных систем антикризисного управления на основе реализации их функций в цифровых платформах.
В выступлении 16 марта 2023 г. на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей Президент России отметил, что «…и в бизнесе, и в системе государственной власти надо активно развивать цифровые платформы, осваивать модели управления на основе данных, на основе больших данных…».
Всвоем Послании Федеральному Собранию В.В. Путин подчеркнул«… что к 2030 году нужно сформировать цифровые платформы во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы».
Одним из основных проектов цифровой трансформации, утвержденных в Стратегическом направлении, является «…Создание единой платформы разработки государственных информационных систем».
В соответствии с Положением о единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех» целесообразность её использования обусловлена сокращением сроков создания и развития ГИС, повышением эффективности и результативности процессов их жизненного цикла с переходом на качественно новый уровень совместимости, надежности и защищенности.
Высокий уровень совместимости ГИС на платформе «ГосТех» обеспечивается архитектурой доменов, с использованием которых крупные сферы деятельности объединяются в единый объект управления и обеспечивается их цифровое взаимодействие. Безопасность жизнедеятельности является одной из таких крупных сфер.
Указом Президента РФ от 31 марта 2023 № 231 «О создании, развитии и эксплуатация государственных информационных систем с использованием единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех» устанавливается обязательность создания, развития и эксплуатации региональных государственных информационных систем на платформе «ГосТех», начиная с 1 января 2024.
Однако при этом указано, что создание, развитие и эксплуатация ГИС, являющихся объектами критической информационной инфраструктуры (далее – КИИ), осуществляются с использованием ЕЦП «ГосТех» на основании решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» информационные системы антикризисного управления в прямой постановке не относятся к объектам КИИ. Однако так как такие системы удовлетворяют целому ряду значений показателей критериев социально-политической значимости объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.02.2018 № 127, их целесообразно рассматривать именно как объекты КИИ.
По консолидированному мнению участников Всероссийской конференции «Безопасный регион» в рамках Международного форума «Интерполитех: цифровая трансформация безопасности государства», именно КСОБЖН, внедрение которых Указом Президента РФ от 11 января 2018 № 12 определено одной из основных задач государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, должны стать ключевым инструментом цифровой трансформации антикризисного управления на региональном уровне и построения региональной цифровой экосистемы «Безопасный регион».
Именно такой подход сможет обеспечить возможную синергию при решении задач, поставленных Указами Президента РФ от 11 января 2018 № 12 и от 21 июля 2020 № 474.
При этом уже при создании АПК «Безопасный город» должен формироваться необходимый «цифровой каркас», обеспечивающий межведомственное и межуровневое, «сквозное» и «бесшовное» информационно-программное сопряжение взаимодействующих объектовых, муниципальных и государственных информационных систем на территории субъекта РФ.
Таким образом, отмечается острая необходимость дальнейшего развития имеющейся нормативно-правовой базы, требуемого для обеспечения цифровой трансформации регионального антикризисного управления, в том числе и необходимость разработки соответствующего Федерального закона.
Разрабатываемые нормативные правовые, организационно-методические и нормативно-технические документы по вопросам цифровой трансформации регионального антикризисного управления, на наш взгляд, должны обеспечить решение следующих приоритетных задач:
– установление статуса цифровой экосистемы «Безопасный регион», как интегрированной региональной государственной информационной системы, закрепление полномочий по её созданию и эксплуатации федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления;
– категорирование интегрированных информационных систем «Безопасный регион» как объектов критической информационной инфраструктуры РФ;
– подготовка типового регламента обмена информацией в рамках цифровой экосистемы «Безопасный регион», формирование архитектуры домена «Безопасность жизнедеятельности»;
– разработка методик использования «сквозных» технологий для мониторинга, прогнозирования и поддержки принятия управленческих решений в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности;
– создание типовой региональной цифровой платформы «Безопасный регион» на базе единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех».
Фото: krasnogorskonline.ru