Издание «Вечерний Санкт-Петербург» выяснило, что на конец марта 2023-го в России насчитывалось 858 детективов с действующей лицензией.Свежие данные о количестве «сыщиков в законе» хранятся на сайте Росгвардии — здесь и занимаются выдачей лицензий. В базе данных, которая постоянно актуализируется, можно узнать не только количество российских детективов, но и все их имена. Лицензию получить не так просто. Не выдадут её, например, потенциальным детективам моложе 21 года. Мимо — и те, кто состоит на медучёте из-за психических заболеваний, алкоголизма или наркомании. Не стать сыщиками осуждённым за умышленное преступление. Лицензию выдают на 5 лет, плюс детективы каждый год должны сдавать справки из психиатрических и наркодиспансеров о том, что по-прежнему не состоят там на учёте. Всё это регламентируется пока еще законом «О частной детективной и охранной деятельности РФ».
Юрист Даниил Горьков из Criminal Defense Firm уточняет, что чаще всего частным сыском занимаются бывшие следователи, криминалисты, оперуполномоченные, а их услугами чаще всего пользуются женщины.
Основными трендами последних лет на рынке детективных услуг являются сбор компромата и запросы от клиентов, пострадавших от разного рода мошеннических схем.
Мошенников действительно стало много, причем они стали и умнее, и изобретательнее. По словам главы детективного агентства Two Lives Екатерина Шумякиной найти можно практически любого мошенника. Однако в итоге далеко не все они оказываются на скамье подсудимых. Однажды к Екатерине Шумякиной обратились клиенты: целительница обманом заставила их родственницу отдать 7 млн рублей. Знахарка пообещала женщине, что взамен проведёт особые ритуалы и спасет её близкого человека, умирающего от рака. Екатерина Шумякина нашла и других пострадавших из-за мошеннических схем целительницы и убедила одну из жертв подать заявление в полицию. Но сотрудники правоохранительных органов дело возбуждать отказались.
Также с началом СВО участились такие виды мошенничества, как звонки от «сотрудников» ФСБ о том, что ваши денежные средства перенаправлены на ВСУ. Суровым голосом он сообщает, что данные вашего счёта украдены и прямо сейчас (вот прямо сейчас, действовать надо срочно!) с него идет перевод в пользу ВСУ. А так как, счёт-то ваш, то и отвечать за этот перевод будете вы большим сроком за измену. И чтобы они не ушли с вашего украденного счёта, надо перевести их на счёт специальный и безопасный. Вам даже не придётся ничего делать, на то он и сотрудник банка, чтобы всё сделать сам. Нужны лишь данные карты.
10 лет назад гораздо востребованнее были другие запросы, отмечает Екатерина Шумякина, например, предприниматели просили проверить помещение на предмет незаконно установленных прослушивающих устройств. Также раньше был очень популярен сбор информации для деловых переговоров. По словам эксперта, сейчас эти запросы отошли на третий план. Точного ответа, почему изменились клиентские предпочтения, у детектива нет.
Разброс цен на услуги частных детективов большой. Это связано с тем, что сыщики по-разному оценивают свой труд. Да и единых критериев оценки не существует. А также и демпинг в этой сфере деятельности не исключение.
Законодательство довольно сильно ограничивает деятельность частных детективов, замечает Екатерина Шумякина, «по сути, ничего нельзя». Сыщики могут искать сведения для деловых переговоров и доказательства по гражданским и уголовным делам, вести розыск исчезнувших людей (в том числе должников) и имущества, проверять анкеты соискателей с их согласия, а вот следить за кем-то нельзя, если человек не соглашался на это. Прослушка, установка жучков и прочие приёмы из фильмов про Шерлока Холмса тоже вне закона.
А между тем, детективы мечтают, чтобы государство было заинтересовано в детективах и наделило их большими полномочиями, чтобы им не приходилось балансировать на грани закона, выполняя свою работу.