Эксперты

Зачем и как создаются институты? Часть 1

Александр Юрченко, профессор, директор Института проблем безопасности Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Необходимость повышать свою профессиональную квалификацию приходит ко многим из нас и по самым разным причинам. Иногда это вынужденная мера для государственного служащего, который обязан один раз за 3-5 лет формально проходить дополнительную профессиональную переподготовку. В ряде случаев мы планируем сменить профиль трудовой деятельности, что ставит нас перед необходимостью получить новые системные знания. Еще чаще мы сами работаем над собой, систематически изучая нормативно-правовые акты и сообщения о последних исследованиях в области нашей трудовой деятельности. Иногда мы делаем разовый выбор, а иногда (что совершенно правильно) выстраиваем систему и идем с ней по жизни.

Одни из нас постоянно учатся и повышают квалификацию, другие – на определенном этапе жизни принимают решение из области практической деятельности перейти в область образования и эффективно помогать тем, кто приходит учиться. Так произошло и с автором этой статьи, после 35 лет службы в органах государственной безопасности и работы в сферах экономики и финансов, я решил посвятить себя работе в высшем учебном заведении. Такое решение во многом связано с тем, что в период работы в бизнесе я очень часто был не удовлетворен уровнем знаний, которые получали мои сотрудники на различных курсах переподготовки и повышения квалификации. Кроме этого на практике я убедился в том, что многие топ-менеджеры практически ничего не знают о месте, роли и возможностях функции безопасности в предпринимательской деятельности. При этом, в равной пропорции, многие бывшие силовики, оказавшись в системе негосударственной безопасности, полагают, что им вполне достаточно полученных на службе знаний, умений и навыков. К чему это приводит? Это приводит к тому, что менеджеры, экономисты и финансисты в бизнесе (с одной стороны) и их коллеги, отвечающие за безопасность (с другой стороны), используют в своей работе во многом не совпадающие профессиональные языки общения. Как говорят современные филологи – функционируют в разных семиотических и концептуально-понятийных полях[1]. На практике это формирует дополнительные сложности при обсуждении рабочих проблем и мешает взаимопониманию при организации взаимодействия.

Со своими мыслями я обратился к ректору Национального университета «Высшая школа экономики», мою концепцию заслушали осенью 2011 года на совещании руководства вуза и поручили подготовить комплект документов, необходимый для создания в университете нового самостоятельного подразделения (института), в составе которого были бы созданы кафедра и научно-исследовательский центр. Руководство вуза выделило мне помещение для работы, определило начальную должность и рекомендовало консультантов – генерал-лейтенанта запаса Смирнова Олега Евгеньевича (ранее занимал должность начальника Управления высших учебных заведений МО РФ) и полковника в отставке, кандидата военных наук Малина Анатолия Сергеевича (в прошлом начальника учебной части Общевойсковой академии МО РФ). Оба мне серьезно помогли не только как профессионалы и опытные офицеры, но и как ветераны боевых действий, как автор статьи. В результате к концу ноября 2011 г. пакет документов в основном был готов. Прошло его согласование с рядом основных факультетов, включая факультеты экономики, бизнеса и менеджмента, государственного и муниципального управления, права, психологии и ряда других. В декабре 2011 г. стал понятен стартовый состав необходимых преподавателей, дал согласие стать научным руководителем института член-корреспондент Российской академии наук (РАН) Владимир Леопольдович Шульц, возглавлявший в тот период Центр исследования проблем безопасности РАН и входивший в научный совет при Совете безопасности РФ.

Шульц Владимир Леопольдович, член-корреспондент Российской академии наук, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Института проблем безопасности НИУ ВШЭ, член Президиума ВАК, генерал-полковник в отставке, начальник Академии ФСБ РФ (1995-2000), заместитель директора ФСБ РФ (2000-2003).

В январе 2012 г. наш доклад заслушали на ученом совете НИУ ВШЭ и приняли решение о создании в университете Института проблем безопасности, в состав которого вошли кафедра проблем безопасности и одноименный научно-исследовательский центр. В феврале 2012 г. решение ученого совета было утверждено приказом ректора и началась активная деятельность по формированию уникальных направления образовательной и научно-исследовательской деятельности нового подразделения. Название института, включавшее в себя термин «проблемы безопасности», требовало конкретизации. Под руководством В.Л. Шульца стартовый состав преподавателей провел «мозговой штурм». На повторную встречу профессор Курабко Валерий Дмитриевич, кандидат юридических наук, полковник в отставке (в прошлом начальник одной из самых интеллектуальных кафедр Академии ФСБ РФ) пришел с концепцией базовой дисциплины «Безопасность предпринимательской деятельности» и версией ее структуры. После обсуждения эту идею поддержали все присутствующие. Сейчас она состоит из следующих разделов:

  1. Теория конфликтов и общие вопросы безопасности;
  2. Экономическая безопасность предприятия;
  3. Финансовая безопасность предприятия;
  4. Информационная безопасность предприятия;
  5. Физическая безопасность предприятия;
  6. Инженерно-техническая безопасность предприятия;
  7. Кадровая безопасность предприятия;
  8. Комплексная безопасность предприятия.

В тот период мы сразу определились, что наша дисциплина по нескольким соображениям будет отличаться от существовавшей к тому периоду «экономической безопасности». Во-первых, мы полагали, что научная дисциплина не может в качестве своего основания использовать нормативно-правовой акт. Поэтому в качестве научного базиса были избраны теория конфликтов, общая и частные теории безопасности, теория информации и теория управления (менеджмент, государственное и муниципальное управление). Во-вторых, мы не совсем были согласны с тем, что в структуре национальной безопасности на федеральном уровне были все известные нам теперь виды безопасности, включая экономическую, финансовую, информационную и др., а на уровне предприятия все они включались авторами некоторых учебников в структуру экономической безопасности. С учетом обозначенных особенностей были подготовлены материалы для проведения первого для нас общеуниверситетского факультатива под ожидаемым названием «Безопасность предпринимательской деятельности».

При выработке данной позиции мы проработали ряд материалов. Так, изучение учебников для высших учебных заведений по дисциплине экономическая безопасность, выборочно изученных за период с 2001 по 2017 гг., показывает типичную картину. Многие авторы расширительно трактуют функцию экономической безопасности предприятия, включая в нее такие сферы, как информационную, кадровую, инженерно-техническую, физическую и другие виды безопасности. В фундаментальном труде «Экономическая безопасность России» профессор В.К. Сенчагов к «видам экономической безопасности» относит финансовую, энергетическую, оборонную и оборонно-промышленную безопасность. Вышедший в 2014 г. учебник А.Е. Суглобова и соавторов под названием «Экономическая безопасность предприятия» рассматривает только бухгалтерский и управленческий учет как основу обеспечения экономической безопасности компании. В учебнике «Экономическая безопасность» под редакцией Л.П. Гончаренко и Ф.В. Акулинина в главе о видах экономической безопасности авторы утверждают, что «…можно говорить о финансовой безопасности государства и о финансовой безопасности предприятия или провести параллель между социальной безопасностью государства и кадровой безопасностью предприятия». Автор учебника «Экономическая безопасность» профессор Т.Е. Кочергина включает в структуру экономической безопасности организации также информационную безопасность, под которой в т.ч. понимает «корпоративную культуру, интеллектуальную собственность, информационную структуру организации, а также ее имидж». По вопросам отличий безопасности предпринимательской деятельности от экономической безопасности в последующем была подготовлена отдельная статья[1].

Названный общеуниверситетский факультатив мы читали студентам НИУ ВШЭ пять учебных лет (с 2012 по 2017 гг.). Уже через год мы предложили дисциплину по выбору «Управление системами безопасности бизнеса» студентам 4-го курса факультета бизнеса и менеджмента, которые позитивно на это отреагировали – за 4 учебных года обучение у нас прошло почти 500 выпускников. С 2014 по 2016 гг. мы дополнительно предложили студентам несколько новых факультативов: «Феномен терроризма и безопасность гражданского общества», «Военные методы в современном бизнесе», «Противодействие коррупции», «Риски и угрозы начального этапа экономической реформы в России» и ряд других. Всего на факультативах прошли обучение и сдали экзамены более 800 студентов.

К началу 2015-2016 учебного года в НИУ ВШЭ произошло переосмысление роли и места факультативов в учебной программе. Специалисты учебного офиса университета обратили внимание на то, что ряд студентов (в погоне за баллами) осуществляют выбор факультативов не всегда обоснованно, без тесной связи с основной образовательной программой. Появилась концепция перестройки внутреннего дополнительного образования, за основу была взята концепция «майнор», блок из 4-х дисциплин, которые преподаются студентам 2 и 3 курсов в течение двух лет. Учебным подразделениям было предложено сделать анонсы предложений по профильным майнорам. Их оказалось 64. На следующем этапе работала комиссия ректора, которая одобрила только 22 майнора. Выбор студентов оказался еще жестче – они выбрали всего 19, на которых захотели обучаться. Среди этих майноров оказался и наш, под ставшим уже традиционным названием «Безопасность предпринимательской деятельности». На него записалось 150 человек. Структуру майнора, исходя из утвержденных требований, мы свернули в 4 дисциплины, которым дали на наш взгляд привлекательные названия (в скобках указаны традиционные темы):

  1. Глобальные вызовы современности и организация системы безопасности бизнеса (теория конфликтов и общие вопросы безопасности, комплексная безопасность предприятия).
  2. Деловая (конкурентная) разведка. Защита бизнеса от угроз в области экономики и финансов (экономическая и финансовая безопасность предприятия).
  3. Защита информационной среды бизнеса от киберпреступлений и иных угроз (информационная безопасность предприятия).
  4. Обеспечение безопасности материальных ресурсов бизнеса и защита персонала (физическая, инженерно-техническая, промышленная и кадровая безопасность предприятия).

На данный майнор произведено 8 наборов студентов, к настоящему времени на нем прошло обучение более 1600 представителей разных образовательных программ вуза. В 2022 г. на обучение пришло 202 студента из 52 образовательных программ. Из них 162 студента, обучающиеся в Москве. Наибольший приток зафиксирован из образовательных программ бакалавриата информационной направленности (бизнес-информатика, инфокоммуникационные технологии и системы связи, информатика и вычислительная техника, информационная безопасность, компьютерная безопасность, программная инженерия) – 47 человек. На втором месте менеджмент (маркетинг и рыночная аналитика, логистика и управление цепями поставок, управление бизнесом) – 34 человека. На третьем месте традиционно экономика и статистика – 33 человека.

Произведен набор и на следующий учебный год – записалось 210 студентов, проходящих обучение в четырех кампусах НИУ ВШЭ (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь). Сейчас, с момента наступления эпидемии ковида, все занятия уже проходят в онлайн режиме. Преподавателями института постоянно обновляются кейсы и презентации к каждой лекции. Общий объем майнора – 760 академических часов. Помимо лекций, студенты изучают кейсы из реальной жизни, выполняют несколько домашних заданий, участвуют в четырех деловых играх, пишут 2 реферата и 2 эссе, выполняют учебные проекты, сдают 4 экзамена, имеют возможность участвовать в двух студенческих научных конференциях, публикуют научные статьи, пишут курсовые и выпускные контрольные работы. Наш майнор является полностью авторской разработкой и преподается только в Высшей школе экономики.

При оформлении презентаций майнора использованы доступные в Интернете работы художника Alejandro Burdisio. Презентации не несут коммерческого характера.

Продолжение следует.


[1] Юрченко А.В. Образовательный стартап: от факультатива до формирования базовой концепции // Педагогика и просвещение, № 1 (13), 2014.

[2] Юрченко А.В. О некоторых проблемных аспектах государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (1996) // Материалы 5-й международной научно-практической конференции «Государственное регулирование экономики: экономические аспекты. М. ГУУ, 2017.