Власть и бизнес, Новости

Дробление бизнеса

Мы предлагаем руководителям организаций ознакомиться с данной статьей, в которой содержатся разъяснения по предотвращению возможных нарушений, которые могут привести к привлечению к административной и уголовной ответственности.

Новикова Инна Юрьевна, Управляющий партнер ООО «АКП+»

Курятников Юрий Вячеславович, Генеральный директор ООО «АКП+»

Подготовка к налоговой реформе ощущается в подходе налоговых органов к проверкам организаций в части дробления бизнеса и доначислению существенных сумм налогов. Фактически такой подход вынуждает собственников охранных организаций менять бизнес-модель, укрупняя организации, что не всегда приводит к целям, определенных уставом, получению (увеличению) прибыли собственника, а самое главное, может блокировать исполнение охранными организациями корпоративной социальной ответственности, направленной на обеспечение безопасности населения в непростое для страны время.

Контролирующие органы не всегда бывают правы, т.к. их подход зачастую приводит к уменьшению платежей в бюджет в дальнейшем.

Построение бизнес-модели, по-нашему мнению, должно оставаться за собственником, который де-факто ответственен за развитие своего бизнеса.

При этом следует помнить, что налоговые преимущества в форме специальных налоговых режимов установлены только для малого бизнеса и по своей сути призваны создать равные конкурентные условия для всех участников рынка. Злоупотребления такими преимуществами нивелируют усилия государства по налоговой поддержке малого бизнеса.

Не выходя за рамки законодательства можно доказать контролирующим органам, что увеличить поступления в бюджет можно, существенно не меняя бизнес-модель.

Признаков дробления бизнеса ФНС в Письме от 11 августа 2017 г. №СА-4-7/15895@ выделяет 17. А именно:

  1. Разделение компании на несколько, применяющих спецрежимы.
  2. При расширении хозяйственной деятельности в группе компаний, налоговые обязательства не изменились, и даже уменьшились.
  3. Совпадение участников, директоров и конечных выгодоприобретателей в группе компаний.
  4. Все компании в группе осуществляют один и тот же, или сходный вид экономической деятельности.
  5. Новые компании в группе создаются непосредственно перед расширением бизнеса или увеличением персонала.
  6. Компании в группе платят друг за друга. По сути, бюджет у них единый.
  7. Аффилированность (взаимозависимость) участников, руководства и сотрудников компании.
  8. Один и тот же персонал в разных компаниях группы.
  9. Одно и то же оборудование, бюджет, кадры на все компании.
  10. Одни и те же вывески, адреса, контакты, сайты, помещения, склады.
  11. У всех компаний в схеме одни и те же поставщики и покупатели. Либо разные участники схемы являются единственными поставщиками или покупателями друг у друга.
  12. Фактически всей группой управляют одни и те же лица.
  13. На всю группу одна бухгалтерия, HR, кадры, юротдел, служба продаж и закупок, служба логистики.
  14. Одни и те же лица взаимодействуют с госорганами и другими юрлицами.
  15. Предельные значения по площади, оборотам, численности персонала, позволяющие применять спецрежимы.
  16. Данные бухучеты могут указывать на рентабельность производства и прибыли. С учетом вновь созданных компаний в группе.
  17. Поставщики и покупатели в группе распределены с учетом применяемых ими систем налогообложения. НДС-ники к НДС-никам, упрощенщики к упрощенщикам.

Эти доводы налоговики приводят в судах, и особенно стараются строить доказательную базу именно на них. В противном случае, суды могут встать на сторону бизнеса.

Еще один постулат, на который опирается ФНС, содержится в статье 54.1 НК. А именно, если у сделки налогоплательщика отсутствует деловая цель, то налоговая выгода, полученная по такой сделке, считается необоснованной. Это относится к пункту 11, где поставщики и покупатели — участники одной группы компании.

Согласно п. 3 ст. 122 НК, компания, уличенная в дроблении, а значит, в необоснованной налоговой экономии, заплатит штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога. Как правило, доначисляют ее по-максимуму.

Более того руководству организации могут инкриминировать уголовную ответственность по статье 199 УК РФ – неуплата налогов. Такая ответственность наступает от 15 млн. неуплаченных налогов (или по 5 млн. за 3 года), привлечь, кроме генерального директора, могут еще и финансового директора, главного бухгалтера.

Стоит акцентировать внимание и на субсидиарной ответственности, использование которой существенно расширили и последнее время широко применяет ИФНС. Контролирующим должника лицом может быть признаны и его родственники, и друзья, и даже дети. И за счет этих лиц будет взыскиваться недоимка. Позиция, что участник отвечает только своим вкладом (а для охранной организации это от 100 тыс.руб. до 250 тыс.руб.) уже не актуальна и контролирующие органы без труда находят конечных бенефициаров и взыскивают долги с них.

Причем, эта ответственность может быть и внебанкротной. Если у компании денег на финансирование процедуры нет, налоговые органы вполне могут подать иск о привлечении контролирующего должника лицом к субсидиарной ответственности.

Организациям уже сейчас следует заботиться об обосновании своей бизнес-модели или ее изменении и минимизировать (исключить) риски доначисления налогов (штрафов).

+7 (925) 589-87-49  

www.akp-plus.ru   

akp-plus@yandex.ru

Фото: astral.ru