Обеспечение безопасности на транспорте с каждым годом приобретает все большую актуальность. Это связано с возрастающим количеством техногенных аварий и терактов, происходящих в последние десятилетия.
Под транспортной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в транспортной сфере от внутренних и внешних угроз, состояние защищённости транспортного комплекса от этих угроз. Понятие «транспортная безопасность» закреплено Федеральным законом Российской Федерации №16-ФЗ от 9 февраля 2007 года «О транспортной безопасности».
Важной новацией стало введение в Федеральный закон №16-ФЗ статьи 12.2. «Досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности». В отечественном законодательстве впервые досмотр рассматривается не как процессуальное действие правоохранительных органов, а как обязательная процедура в целях транспортной безопасности.
С момента принятия в 2007 году Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» государственными органами, субъектами транспортной инфраструктуры, подразделениями транспортной безопасности пройден большой и трудный путь по реализации принятой государством концепции единого подхода к обеспечению безопасности населения на транспорте: разработан большой объем подзаконных нормативных правовых актов, проведены оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработаны и утверждены планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, проводится аттестация сотрудников, обеспечивающих транспортную безопасность.
Устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства невозможны без компетентных и профессионально подготовленных специалистов транспортной безопасности. Несомненно, это очень ответственная профессия, требующая высокого уровня подготовки и постоянного повышения квалификации.
В условиях перманентного повышения уровня угрозы совершения террористических актов работодатели, в лице субъектов транспортной инфраструктуры и подразделений транспортной безопасности нуждаются в создании объективной системы оценки уровня профессиональной подготовки специалистов в сфере транспортной безопасности. А главная составляющая эффективной функционирующей системы обеспечения транспортной безопасности – квалифицированные сотрудники, подготовленные в российских учебных учреждениях.
Подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности осуществляется посредством реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, которые разработаны и утверждены приказом Министерства транспорта РФ от 29 декабря 2020 г. №578 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности». Но такой важный и основополагающий вопрос, как качество подготовки квалифицированных кадров в области обеспечения транспортной безопасности в значительной части остается еще не решенным и требует незамедлительной дальнейшей регламентации, заключающейся, прежде всего, в необходимости разработки профессионального стандарта «Специалист транспортной безопасности». По мнению работодателей, в лице субъектов транспортной инфраструктуры и подразделений транспортной безопасности принятие профессионального стандарта позволит сформировать единые характеристики квалификаций, необходимые для подготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.
Вопрос разработки профессионального стандарта «Специалист транспортной безопасности» регулярно обсуждается на различных площадках на протяжении более 10-ти лет. Важность принятия профессионального стандарта в сфере обеспечения транспортной безопасности подчеркивают и эксперты, указывая, что главная проблема – легитимизация сил обеспечения транспортной безопасности, до настоящего времени не решена, поскольку в указанной сфере отсутствуют профессия, специальности, должности. Это связано с тем, что на данный момент подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется только по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. Иными словами, соответствующей потребностям рынка профессии не существует, от чего страдают как работодатели, так и сотрудники.
Внедрение профессионального стандарта и включение в квалификационные требования специфики по видам транспорта, позволит точно определить цели и задачи профессии, требования к образованию, уровню и опыту подготовки специалистов сферы транспортной безопасности.
В настоящее время, действующим законодательством Российской Федерации в отношении работников сферы обеспечения транспортной безопасности используется термин «силы обеспечения транспортной безопасности», при этом не определен порядок и условия получения профессии, специальностей, должностей для данных лиц, в том числе и через образовательные организации, путем описания требований в квалификационных справочниках ЕКС и ЕКТС и в профессиональных стандартах, которые до настоящего времени (за исключением авиации, где был разработан и утверждён профессиональный стандарт – «Специалист транспортной безопасности на воздушном транспорте» ) не разработаны.
Еще одной, не менее важной проблемой, является то, что получение профессии, специальностей, должностей по транспортной безопасности в рамках законодательства Российской Федерации об образовании не регламентировано.
Анализ действующих правовых актов Минпросвещения и Минобрнауки РФ по утверждению федеральных государственных образовательных стандартов показал, что в настоящее время в Российской Федерации действуют более 15 ФГОС по подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в области обеспечения безопасности в различных сферах профессиональной деятельности в интересах общества и государства. Однако, в указанном перечне отсутствует такое направление, как подготовка квалифицированных специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.
Кроме этого, в перечне профессий, специальностей и направлений подготовки в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию, принятым и введенным в действие в 2016 году, отсутствуют направления по транспортной безопасности, в связи с чем, образовательными организациями необоснованно используются нормативные документы по направлению «техносферная безопасность».
Следует отметить, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов транспортной безопасности осуществляется по документам, не соответствующим требованиям законодательства о труде, об образовании и нормативным правовым актам в сфере обеспечения транспортной безопасности. При отсутствии стандартов и требований, в транспортных ВУЗах России и других образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку специалистов по транспортной безопасности, в том числе переподготовку и повышение квалификации, обучение ведется с нарушением законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации в области образования.
Так, обучение, переподготовка, повышение квалификации специалистов (при отсутствии квалификационных требований, установленных квалификационными справочниками ЕКС и ЕКТС, или профессиональными стандартами), ведутся по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность и природообустройство», в рамках которой определена направленность (профиль) подготовки по «транспортной безопасности», что является нарушением и не отвечает современным потребностям рынка труда.
Следующим проблемным моментом является подготовка и последующая аттестация работников сил обеспечения транспортной безопасности, которая производится по типовым дополнительным профессиональным программам по должностям, профессиям, специальностям, которых не существует, поскольку не существует и перечней таких профессий и специальностей. При этом, содержание программ дополнительного профессионального образования не регламентируется законом, но оно должно учитывать профессиональные стандарты или квалификационные требования к претендентам на определенные должности.
Причиной такого несоответствия является то, что деятельность работников, либо лиц, претендующих на занятие профессиональной деятельностью, при отсутствии профессии (специальностей), должностей по направлению «транспортная безопасность» должна быть неразрывно связана с требованиями к квалификации (оценки квалификации) работников, так как обязательное прохождение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности связано с осуществлением ими профессиональной деятельности только после ее прохождения. Но, в отличие от требований ст.81 Трудового кодекса РФ, согласно положениям Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» аттестация не является подтверждением (оценкой квалификации) работников как таковыми, поскольку данная процедура устанавливает требования в целях принятия работодателем решения о допуске (невозможности допуска) к выполнению работ, непосредственно связанных с определенным видом профессиональной деятельности на объектах транспорта, либо отстранении от выполнения такой работы в области транспортной безопасности.
Таким образом, при отсутствии профессии (специальностей), должностей в справочниках ЕКС, ЕТКС, отсутствии ФГОС, государственных требований и образовательных стандартов в области транспортной безопасности, для работников подразделений транспортной безопасности при выполнении ими трудовых функций, только разработка профессиональных стандартов может быть формой «легализации» профессии и должностей.
Кроме того, существенным фактом разработки и принятия профессионального стандарта для специалистов, осуществляющих деятельность в сфере транспортной безопасности, является правовое закрепление трудовых, социальных гарантий, порядка социального обеспечения работников, а также установление параметров в части наименования должности, уровня образования, стажа, знаний, умений и навыков работников, что является характеристикой квалификации и ее уровней.
Квалификационные уровни, указанные в профессиональных стандартах, применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению специалистов. Единые требования к квалификации специалистов, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности, в том числе по направлению «транспортная безопасность».
Следовательно, вступление в силу профессиональных стандартов и их внедрение в организации является основанием для установления обязанности работника по приведению своей квалификации в соответствие с требованиями профессиональных стандартов в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, с учетом подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников.
Кроме того, отсутствие профессии является нарушением трудовых прав специалистов, осуществляющих деятельность в сфере транспортной безопасности, при формировании пенсии. Без проведения специальной оценки условий труда специалистов транспортной безопасности, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», происходит уменьшение социальных выплат, вследствие травм и (или) иных нарушений состояния здоровья на рабочем месте, что также приводит к ущемлению прав работников.
Разумеется, изложенные результаты и рекомендации не носят исчерпывающего характера и не претендуют на окончательность, однако они могут служить основой для дальнейшей разработки и принятия профессионального стандарта для специалистов, осуществляющих деятельность в сфере транспортной безопасности.
Создание профессионального стандарта «Специалист транспортной безопасности» и его внедрение будет способствовать повышению качества уровня выполняемых функций, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также непрерывное профессиональное образование специалистов в области транспортной безопасности.