НСБ, Транспортная безопасность

Нужна ли железнодорожным вокзалам государственная охрана?

Транспортная безопасность занимает особое место в общей системе безопасности Российской Федерации. За последние несколько лет данное направление смогло добиться существенного прогресса в своем развитии благодаря совершенствованию нормативной правовой базы, появлению профессионального обучения и аттестации лиц, ее обеспечивающих, оснащению инженерно-техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры.Однако правоприменительная практика в сфере обеспечения транспортной безопасности все еще является неоднозначной.

Мунько Валерий Викторович, заместитель Председателя Правления Саморегулируемой организации Ассоциация предприятий безопасности «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ».
 

Например, в некоторых случаях судебные органы выносят решения, обязывающие субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков обеспечивать железнодорожные вокзалы государственной охраной посредством передачи вокзалов под охрану подразделениям ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в сфере транспорта.

Необходима ли в данном случае государственная охрана или можно обеспечить транспортную безопасность силами подразделений транспортной безопасности? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к положениям нормативной правовой базы в данной области.

В соответствии со ст.2 Федерального закона №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее – инфраструктура) – транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Аналогичное определение содержится и в п.5 ст. 1 Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности», который говорит, что объекты транспортной инфраструктуры — это технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции.

В силу п.п.4 ст. 1 Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательств (противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий).

При этом, в соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено федеральными законами. Согласно действующему законодательству к субъектам транспортной инфраструктуры относят юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Исходя из положений ст. 1 Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности», ст.1 Федерального закона №57-ФЗ «О государственной охране», государственная охрана является совокупностью мер, позволяющих обеспечить транспортную безопасность на объекте транспортной инфраструктуры. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий должны участвовать органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

При этом, объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Стоит обратить внимание, что частью 2 ст. 23 Федерального закона №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и специальных грузов осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, внутренних войск федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанный Перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Росжелдора, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации №3625-р от 29.12.2020 г. Однако, следует обратить внимание на то, что железнодорожные вокзалы в данный перечень не включены.

Таким образом, можно сделать вывод, что защита/охрана железнодорожных вокзалов может осуществляться в соответствии с заключенными гражданско-правовыми договорами. Соответственно,  транспортная безопасность железнодорожных вокзалов должна быть обеспечена в соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъектом транспортной инфраструктуры, например путем заключения соответствующих гражданско-правовых договоров с подразделениями транспортной безопасности, а не иными органами и лицами.

Однако, следует помнить, что деятельность по обеспечению транспортной безопасности, которая направлена на защиту от противоправных действий (бездействия), в том числе от террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, влекущих причинение вреда жизни и здоровью людей отлична от деятельности по охране имущества железнодорожного вокзала, поэтому привлечение для обеспечения транспортной безопасности на таком объекте транспортной инфраструктуры как железнодорожный вокзал частного охранного предприятия противоречит закону, поскольку в соответствии со ст. 11 Закона РФ №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом» №57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Таким образом, принимая решения, обязывающие субъектов транспортной инфраструктуры передавать под охрану железнодорожные вокзалы исключительно подразделениям ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ суды неправильно толкуют и применяют положения действующего законодательства. Кроме того, принятие подобных решений может свидетельствовать о понуждении к заключению договора, что не допустимо с точки зрения действующего законодательства.