
Немцов Алексей Николаевич,
директор Саморегулируемой организации Ассоциация предприятий безопасности «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ»
01 марта 2025 года вступил в силу Приказ Минтранса №34 от 04.02.2025 г., который установил новые Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения или собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности (далее – Правила).
Принятие новых Правил наметило положительную тенденцию в совершенствовании законодательства в области транспортной безопасности.
Анализ изменений в Правилах показывает, что новые требования направлены на повышение уровня обеспечения транспортной безопасности, что делает систему досмотра более строгой и технологически оснащенной.
Новые Правила содержат нормы, которые применимы к досмотру пассажиров любых видов транспорта (самолетов, поездов, речных и морских судов и т. п.), а также отдельные особенности проведения досмотра на объектах:
- воздушного транспорта;
- морского и речного транспорта;
- железнодорожного (включая метро и МЦД);
- автомобильного и городского наземного электротранспорта.
В частности, Правилами установлено, что:
- досматривать, проверять документы можно не только в целях устранения угроз безопасности, но и для выявления физических лиц и транспортных средств, для допуска которых в зону транспортной безопасности нет правовых оснований;
- досмотр, дополнительный и повторный досмотр должны проводиться в местах, оснащенных стационарными и/или переносными и ручными средствами досмотра. Это делает их использование обязательным (ранее действующие Правила (Приказ №227) предусматривали использование рентгенотелевизионных и радиоскопических установок, металлодетекторов, газоаналитической и химической аппаратуры, но их применение зависело от планов обеспечения транспортной безопасности);
- в ходе наблюдения за пассажирами внимание привлекут лица с «поведенческими особенностями», в том числе повышенной нервозностью, обеспокоенностью, суетливостью, агрессией;
- в ходе проведения досмотра работники ПТБ имеют право задерживать лиц, нарушивших требования в области ОТБ и передавать их органам полиции или ФСБ, а также по документам, удостоверяющим личность, устанавливать личность лица, находящегося или пересекающего зону ТБ;
- разрешен не только досмотр багажа и вещей пассажиров в рентгенотелевизионной установке, но и визуальный (глазами); ручной (контактный, когда работники ПТБ контактируют с поверхностью объектов досмотра, а также одежды физических лиц); досмотр с использованием взвешивающих механизмов с последующей оценкой соответствия материальных объектов досмотра данным, указанным в перевозочных документах или тех. паспорте; с применением служебных собак, – все эти методы можно сочетать;
- при досмотре мобильных телефонов, ноутбуков и прочих гаджетов теперь необходимо включить такой гаджет для проверки его работоспособности.
Кроме того, Правилами проведения досмотра утверждены новые формы документов, оформляемых по результатам досмотровых мероприятий (журналы досмотра). Установлено, что:
- акт распознавания запрещенных к перемещению в зону ТБ предметов и веществ составляется в присутствии двух свидетелей;
- животные, находящиеся у физических лиц, подлежат визуальному досмотру;
- решение о проведении дополнительного досмотра, а также допуск объектов досмотра в зону ТБ или ее часть принимает уполномоченное лицо из числа работников ПТБ, осуществляющих досмотр (в ранее действующих Правилах (Приказ №227) решение принималось лицом, ответственным за ТБ);
- решение по досмотру при подозрении на наличие запрещенных предметов и веществ со вскрытием без присутствия владельцев принимает уполномоченное лицо из числа работников ПТБ.
Однако далеко не все существующие проблемы в сфере обеспечения транспортной безопасности устранены.
Так, при проведении досмотровых мероприятий осуществляется выявление изделий, конструктивно сходных с холодным оружием, а также способных применяться при совершении актов терроризма в качестве таких видов оружия. Зачастую, при проносе в зону транспортной безопасности охотничьих ножей, кинжалов, спортивных ножей у физических лиц отсутствуют документы об их сертификации в установленном порядке. Определить, является ли данное оружие холодным или имеет хозяйственно-бытовое назначение, без специальных познаний работнику досмотра не всегда представляется возможным.
Определённые сложности возникают при проходе в зону транспортной безопасности граждан с газовыми баллончиками (механическими распылителями), обычно используемыми ими в качестве средств самообороны. Буквальное толкование Перечня предметов и веществ, запрещенных к проносу в зону транспортной безопасности запрещает или существенно ограничивает их перемещение. Однако не всегда при проведении досмотра у работников подразделений транспортной безопасности имеется возможность распознать или идентифицировать в предметах и веществах содержание опасных радиоактивных, химических и биологических агентов.
Остался нерешённым один из самых главных и самых острых из проблемных вопросов: избыточность Перечня предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности.
Данный Перечень до сих пор включает в себя предметы и вещества, выявление которых находится за пределами компетенции не только работников досмотра, но и профильных специалистов. Некоторые вещества, с учётом указанных в Перечне кодов, являются не просто вирусами (веществами), для которых в Российской Федерации существуют отдельные и специальные классификаторы, а и непосредственно заболеваниями. К тому же работа с такими возбудителями (вирусами), как и их хранение, и лабораторные испытания, без которых нельзя установить, что это за вещество, как и работа по обращению и хранению оружия подлежат отдельному лицензированию, для чего требуется квалифицированный персонал. Такой персонал не входит в состав подразделений транспортной безопасности.
С 1 сентября 2025 года вступает в силу Постановление Правительства РФ №637 от 12 мая 2025 года «О специальных средствах, электрошоковых устройствах и искровых разрядниках, видах, типах и моделях служебного огнестрельного оружия, патронах к нему и нормах обеспечения ими работников подразделений транспортной безопасности и об утверждении Правил приобретения, хранения, ношения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников, используемых работниками подразделений транспортной безопасности», в соответствии с которым работники подразделений транспортной безопасности смогут использовать в своей деятельности средства принудительной остановки транспорта отечественного производства, а также механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенные к применению гражданами в целях самообороны.
В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2025 года Приказа Минтранса РФ №119 от 4 апреля 2025 года «Об установлении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествами, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности» (далее – Требования) изменятся требования к знаниям, умениям и навыкам сил обеспечения транспортной безопасности.
Изменения коснулись всех восьми категорий сил обеспечения транспортной безопасности, в зависимости от должностных обязанностей работников.
Например, согласно новым Требованиям, работники подразделения транспортной безопасности, включенные в состав группы быстрого реагирования (4 категория) и работники подразделений транспортной безопасности, осуществляющие досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности (5 категория) должны знать, в том числе:
- порядок принятия решения о пресечении функционирования беспилотных аппаратов в целях защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых установлены зоны безопасности, и перечня должностных лиц подразделений транспортной безопасности, уполномоченных на принятие такого решения;
- правила приобретения, хранения, ношения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников, используемых работниками подразделений транспортной безопасности;
- перечень специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников, видов, типов и моделей служебного огнестрельного оружия, патронов к нему и нормы обеспечения ими работников подразделений транспортной безопасности;
- порядок подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности;
- права работников подразделений транспортной безопасности после прохождения профессиональной подготовки и медицинского осмотра при исполнении должностных обязанностей и др.
В заключении отметим, что эффективность, последствия и реальное применение новых законодательствах инициатив в области обеспечения транспортной безопасности станут ясны только после их внедрения в дальнейшую практическую деятельность, поскольку даже хорошо продуманные нормы могут дать неожиданные результаты из-за неучтенных факторов.