Новости

Электронные пломбы для прослеживаемости грузов и бесшовного прохождения границы

Олег Александрович Сурганов,

заместитель генерального директора – начальник департамента электронной техники и технологий АО “Инженерный Промышленный Концерн “СТРАЖ”

Министерством транспорта Российской Федерации развернута работа по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (далее – платформа «ГосЛог»), которая будет выступать интегратором данных о транспортной отрасли. Платформа «ГосЛог» также призвана объединить существующие и перспективные цифровые логистические сервисы. Одним из таких сервисов является прослеживаемость грузов. Источником сведений для данного сервиса являются внешние информационные системы государственных и частных компаний, которые, в свою очередь, получают данные с первичных источников информации, в роли которых выступают электронные устройства контроля, используемые для отслеживания грузовых перевозок.

Среди последних наибольшее распространение получили электронные запорно-пломбировочные устройства (электронные пломбы) и «навигационные пломбы» (электронные фальшпломбы). Электронные фальшпломбы планируют активно применять контрольно-надзорные органы для выявления случаев несоблюдения таможенного и другого законодательства на национальной территории, а также охранные структуры на транспорте, которые используют их, как и контрольно-надзорные органы, в качестве дополнительного к пломбе грузоотправителя контрольного устройства. При этом в качестве пломбы грузоотправителя в ходе перевозки применяют механические или электронные пломбы.

Стоит отметить, что электронные пломбы широкого применения в практике грузовых перевозок пока не получили. В качестве главной причины, препятствующей практике применения электронных пломб, многие участники рынка называют их высокую стоимость. С этим нельзя согласиться. Это следствие. Причина в другом – в отсутствии условий для их массового применения. Стоимость напрямую зависит от объемов производства и реализации. При массовом производстве и наличии конкуренции среди производителей стоимость устройств будет снижаться.

Вместе с тем, необходимо отметить, что даже при многомиллионном производстве электронных пломб их стоимость будет выше стоимости механической пломбы не только из-за себестоимости производства, а прежде всего потому, что электронные пломбы представляют потребителю совершенно новые функциональные возможности, которые недоступны механической пломбе. Основные среди них следующие:

  • дистанционный автоматический контроль отсутствия доступа к грузу;
  • мониторинг местоположения транспортного средства и груза в круглосуточном режиме;
  • контроль потребительских качеств груза в режиме реального времени;
  • возможность применения в технологии смарт-контракта, где электронная пломба выступает источником первичной, достоверной и юридически значимой информации и может быть использована, дополнительно к охранной функции, для решения задачи идентификации операций прослеживаемости грузов.

В настоящее время существуют различные подходы к регулированию цен на услуги прослеживаемости с применением электронных пломб и «навигационных пломб» (электронных фальшпломб). Планируемые к установлению тарифы использования «навигационных пломб» (электронных фальшпломб) в рамках Соглашения о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок (далее – Соглашения ЕАЭС) могут привести к удорожанию стоимости перевозки в среднем на 20% на каждый перевезенный контейнер потому, что национальные операторы являются монополистами. По нашему мнению, рынок будет заинтересован в данной услуге, если её стоимость не будет превышать 3-5% от стоимости услуги по транспортировке единицы подвижного состава (контейнера) по маршруту. Как показывает практика, это может быть обеспечено только при условии, если на рынке  существует конкуренция среди производителей, а конструкция устройств допускает их одноразовое применение.

И еще один вопрос заслуживает особого внимания. Это вопрос о способе управления электронным устройством контроля.

Для управления электронной пломбой не требуется никаких дополнительных устройств: электронная пломба автоматически переходит в режим охраны после её установки на запорный узел транспортного средства с регистрацией на сервере. В личном кабинете отображаются время, координаты, заряд батареи и другие параметры.

«Навигационная пломба» (электронная фальшпломба) после установки на запорный узел транспортного средства для включения требует авторизации через электронный ключ (карту) и далее следуют манипуляции с помощью мобильного терминала (смартфона, планшета). Как показывает опыт, если есть ключ, то рано или поздно обязательно появится отмычка или ключ будет похищен (скопирован). Это означает, что электронная фальшпломба из-за наличия устройств управления может быть скомпрометирована и по этой причине технология её применения имеет уязвимость.

В итоге, большинство экспертов сходится во мнении:

электронные пломбы имеют значительные преимущества перед «навигационными пломбами» (электронными фальшпломбами), так как гарантированно обеспечивают решение задачи контроля несанкционированного доступа к грузу, не имеют конструктивных уязвимостей, универсальны в применении и их использование обходится, как правило, значительно дешевле;

в целях снижения финансовой и административной нагрузки на перевозчиков и обеспечения функционирования сервиса прослеживаемости грузов необходимо исключить ситуацию, при которой перевозка одновременно отслеживается двумя электронными устройствами: «навигационной пломбой» и электронной пломбой грузоотправителя;

если перевозчик использует в качестве пломбы грузоотправителя электронное запорно-пломбировочное устройство, то перевозка, попадающая под требования Соглашение ЕАЭС, отслеживается по поступающим с него данным. В этом случае необходимо допустить к использованию в рамках Соглашения ЕАЭС наряду с «навигационными пломбами» и электронные запорно-пломбировочные устройства.

Таким образом, финансовая и административная нагрузка на перевозчиков при реализации Соглашения ЕАЭС существенно снизится, а электронные пломбы получат полное признание и массовое внедрение на транспорте, как современный, надежный источник первичной информации для решения задач прослеживаемости грузов и экономичный инструмент бесшовного прохождения границы.