Редакция предлагает продолжить обсуждение нашей публикации от 15 июля под названием «Предварительный итог опроса руководителей ЧОО о том, как выжить и сохранить охранное дело», где мы рассказали с участием экспертов о том, как обстоят дела в частном охранной деятельности и что стало причиной такого тяжёлого положения, сложившегося в ней. Не претендуем на абсолютность и непогрешимость наших мнений, важно понять куда идти дальше и с кем.
За три десятка лет частная охрана прошла сложный и тернистый путь. Так много «наломали дров», что не видно пути ни спереди ни сзади и толком порой понять, куда идти и с кем, крайне не просто. Зациклились многие руководители ЧОО на сие минутных выгодах и доходах, полученных неоправданными рисками и дорогой ценой. Обленились думать, мыслить и находить единомышленников, анализировать, искать и выбирать правильные формы взаимодействия и совместного развития. Пока есть только ростки, но их не хотят замечать. И это очень плохое и опасное состояние. Мы пытаемся Вам рассказывать и показывать, что было, что есть и предлагаем взгляды, мнения, опыт тех, кто умеет делать хорошо и правильно. Чему можно учиться, с чем идти вперёд, собирая лучшее на своем пути.
А теперь вернёмся к мнениям коллег о том, что нужно менять в нашем охранном деле. Мы предлагаем ознакомиться с содержанием второй части критической оценки, представленной Мартыненко Владимиром Ивановичем (Санкт-Петербург), которая, по нашему мнению, наиболее глубокая и позволяет лучше представлять мрачную картину положения субъектов ЧОД и поиск выходов из неё.
Мартыненко Владимир Иванович,
Президент Ассоциации СРО «Содружество», член Комитета по взаимодействию с контрольно-надзорными органами при СПб ТПП, генерал-майор милиции в отставке
В настоящее время надзорные органы придерживаются позиции, что Постановление № 395 предписывает частному охраннику, находясь на посту, иметь при себе в обязательном порядке Акт прохождения периодической проверки. Отсутствие у охранника документа на руках будет являться грубым нарушением лицензионных требований, с последующим привлечением к ответственности за выявленное нарушение будет ЧОО. Мы полагаем такую трактовку нормативных актов в корне неверной.
Согласно статье 11 Закона №2487-1 от 1992 г. право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.
Согласно статье 12 Закона, обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника. Никаких требований об обязательном наличии у охранника при исполнении им функций по охране объектов документа о прохождении периодической проверки, в Законе не содержится.
Согласно пункта 29 О порядке проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, результаты периодических проверок в срок не более 3 рабочих дней после подписания председателем комиссии протокола вносятся уполномоченным членом комиссии в систему централизованного учета оружия Росгвардии. То есть представители надзорного органа, располагая данными удостоверения частного охранника, могут проверить факт прохождения периодической проверки, не требуя от охранника наличия на руках Акта на бумажном носителе. Тем более, что Акт изготавливается на обычной бумаге формата А4, следовательно охранники будут его складывать в восемь раз, чтобы вложить в удостоверение, и он очень быстро придет в негодность, либо будет утерян.
Далее, согласно пункту 10 вышеуказанного документа, для согласования даты и времени прохождения периодической проверки заявитель в течение 1 месяца после назначения на должность частного охранника или после прохождения испытания при приеме на работу и (или) профессиональной подготовки работника либо не менее чем за 1 месяц до истечения 1 года с даты прохождения последней периодической проверки направляет в комиссию, созданную в территориальном органе на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы ЧОО или юридическое лицо либо расположен объект охраны (защиты) юридического лица, письменное обращение, в котором указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, номер удостоверения частного охранника или документа, подтверждающего правовой статус работника (при наличии), контактная информация заявителя, содержащая номер контактного телефона, адрес, а также адрес выбранного места проведения периодических проверок.
Согласно пункту 11 того же документа, уполномоченный член комиссии из числа должностных лиц территориального органа в пятнадцатидневный срок с даты поступления обращений заявителей, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, принимает решение о возможности (невозможности) прохождения периодической проверки с учетом графика работы комиссии, о чем извещает заявителя путем направления подписанного уведомления о прохождении периодической проверки либо об отказе в прохождении периодической проверки.
Таким образом, гражданин, прошедший профессиональное обучение, сдавший квалификационный экзамен и получивший статус частного охранника, подтвержденный удостоверением частного охранника, получивший личную карточку охранника, при первичном трудоустройстве в охранную организацию не сможет выполнять охранные функции в течение как минимум месяца. С учетом того, что в территориальных подразделениях ЦЛРР только два приемных дня в неделю (вторник и четверг), а периодическая проверка в учебных центрах проводится только четыре дня в неделю и то зачастую только с 10.00 до 13.00.
Так как пройти периодическую проверку могут только трудоустроенные сотрудники, все это время охранник будет числиться в штате охранной организации, но не будет иметь возможность работать.
Согласно статье 72.2 Трудового Кодекса РФ, временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, признается вынужденным простоем.
Согласно статье 157 Трудового Кодекса РФ, время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
С учетом имеющегося сейчас «лютого кадрового голода» законодательные акты, подобные Постановлению № 395, можно расценивать как акт, несущий дополнительные экономические потери охранным организациям. Это противоречит здравому смыслу! Получается, что ЧОО, остро нуждающиеся в кадрах, будут иметь охранников, но не вправе задействовать их на охране объектов, и помимо этого будут вынуждены оплачивать вынужденный простой охранников. Многие охранники уже хорошо юридически подкованы, а следовательно частные охранные организации, которые не будут оплачивать простои, ожидают судебные разбирательства, комиссии по трудовым спорам, проверки ГИТ, прокуратуры и пр. Картина получается «маслом», точнее в публичном пространстве не скажешь!
Мы уже сталкиваемся с подобными проблемами при оформлении личной карточки охранника, которое зачастую затягивается до восьми дней, а охранник все это время не может работать.
Полагаю, что выходом из создавшегося положения было бы принятие решения о наделении самих охранных организаций функциями по оформлению личных карточек. И направлений сотрудников на прохождение периодических проверок, с обязательным уведомлением надзорного органа посредством портала Госуслуги, либо предоставление гражданину, получившему статус частного охранника, возможности пройти периодическую проверку до трудоустройства в охранную организацию.
В последнее время в охранные организации приходят трудоустраиваться охранники, не имеющие регистрации по месту жительства, о чем стоит отметка в удостоверении частного охранника. Согласно Положению о лицензировании, гражданин может подать документы на получение удостоверения частного охранника либо по месту жительства, либо по месту нахождения охранной организации. В тоже время в пакет документов, подаваемых в регистрирующий орган, входит ряд медицинских заключений, которые можно получить только по адресу постоянной регистрации (заключение психиатра-нарколога).
Означает ли это, что лица без определенного места жительства могут теперь беспрепятственно работать частными охранниками на всей территории Российской Федерации, непонятно как проходя медицинское освидетельствование, и как это согласуется с ужесточением контроля над частной охранной деятельностью?
В связи этим, хочу получить ответ: «А, что сделано ГУ ГК и ЛРР Росгвардии по устранению вышеизложенных проблем (недостатков) и мер по развитию ЧОД в РФ за 30 лет, и какие меры в ближайшее время будут предприняты?»
Пока, исходя из вышеизложенных проблем за 30 лет, мы видим, в основном закручивание «гаек», построенные не на партнерских отношениях с субъектами ЧОД по вопросам общественной безопасности, а на удушение ЧОО, что не сулит ничего хорошего в будущем.
Со своей стороны мы предлагаем все наши тревоги и проблемы по развитию ЧОД, обсуждать и находить сообща пути их решения.
Сегодня частную охранную деятельность нельзя рассматривать как временную организацию, которую можно и нужно ловить, наказывать, приостанавливать и закрывать. Мы прекрасно понимаем, что это противоречит логики государственно-частного партнёрства, которое предполагает, в первую очередь, сотрудничество, взаимоуважение и признание бизнеса, с которым нужно считаться, знать его цели, задачи, недостатки и принимать своевременные меры по урегулированию и представлять время по своевременному устранению выявленных недостатков. Ведь там люди, и мы их выбрасываем на улицу по вине одного охранника, а страдает в целом ЧОО.
Особенно обращаем внимание на вопросы на ничем не обосновано особо затратные требования о наличии комнаты хранения оружия, групп быстрого реагирования, которые, при обеспечении физической охраны на социальных объектах (школ и т.д.), где они ни коим образом не нужны, а наоборот создают проблемы. Ведь эту услугу по антитеррористической защищённости объектов выполняет ГБР Росгвардии. Мало того, практически эти услуги не оплачиваются «Заказчиком». Кроме того, ГБР не имеет беспрепятственного проезда на дорогах, а охранник ГБР не имеет права применять оружие, но в Текстах «Техзадание» и в «Контракт на ОУ» вписываются и требуют обеспечения.
Всё этот перечень накопившихся проблем нужно решить сообща. Садиться за стол переговоров с регулятором и откровенно обсуждать все то, что за эти годы наваяли. А здесь возникает естественный вопрос: «Кто же будет говорить с регулятором со стороны охранного сообщества?»
Уважаемые коллеги! Давайте подумаем и продолжим нашу теме с учётом ваших мнений.
Фото: life.ru