Редакция уже два месяца не снимает с повестки вопрос о настоятельной необходимости введения должностей охранников 1,2,3 категорий (контролера, вахтера, сторожа, оператора) без получения удостоверения частного охранника, что позволит решить многие кадровые и иные вопросы в интересах повышения качества охранных услуг.
На момент размещения данного материала более 120 руководителей откликнулись и поддержали необходимость введения таких должностей как сторож, вахтер и контролер в ЧОД.
Положение действительно критическое.
Многие руководители ЧОО находятся в растерянности и считают, что настало время «бить во все колокола» и тем самым привлечь внимание всех ветвей власти к реальным проблемам обеспечения надлежащего уровня безопасности объектов, в том числе к тем, которые охраняются ЧОО по контрактам с разными видами госсобственности.
Речь идет о значительной нехватке частных охранников имеющих УЧО и прошедших ежегодную периодическую проверку! Причина такого бедственного положения в частной охране связана не только с уходом большого количества охранников добровольцами для участия в СВО и охране объектов в новых регионах. Здесь есть, как минимум ещё две: крайне низкая зарплата, а также ужесточение контроля и усиления ответственности ЧОО со стороны регулятора за выставление на посты охранников, не отвечающих последним лицензионным требованиям.
Вот как оценивает сложившуюся ситуацию в частной охранной деятельности (далее – ЧОД) Владимир Иванович Мартыненко, Президент Ассоциации СРО «Содружество», член Комитета по взаимодействию с контрольно-надзорными органами при СПб ТПП.
По мнению Владимира Ивановича отток кадров происходит из-за:
– допущенного казуса – была убрана статья из ФЗ «О ЧД и ОД», связанная с предоставлением права получения УЧО уволенным офицерам и другим категориям военнослужащих, имеющих высшее образование силовых структур и права быть руководителем ЧОО без прохождения учебных курсов в УНО ДПО. Считаем, что это величайшая несправедливость и сейчас эту статью надо вернуть в ПФЗ «О ЧОД», так как после СВО многие участники (военнослужащие и лица, которые ушли добровольцами) могли получать такое право и быть трудоустроены в ЧОД без экзаменов, так как они составляли основу ЧОД;
– большого количества нормативно-правовых актов (НПА), а их сейчас более 60-ти регулирующих ЧОД, которые порой не согласуются друг с другом;
– низкой стоимости охранных услуг на объектах СЗУ из-за невыполнения региональными ОИГВ требований приказа ФСВНГ №45 по установлению НМЦК (150-200 тыс.руб. за круглосуточный пост), приказа №149 по выполнению требований как к тексту «Техзадание» (некорректное определение «Заказчиком» вида и объема охранных услуг и избыточные функции, возлагаемые на охранника), так и к тексту «Контракта» под видом АТЗ объекта СЗУ.
Одна из тяжело решаемых проблем – это низкая оплата труда охранника (30-35 тыс.руб/мес.), в тоже самое время в «Ведомственных ОП» – 55 тыс.руб., в «Метро» инспектор на входе – 70 тыс. руб., а охранник в Газпроме – 90 тыс. руб. А вот САВОКЕРам – предлагают до 95 тыс. руб.

Вторая причина – отсутствие единой заинтересованности со стороны структур органов исполнительной власти (ОИГВ) в регионах, конкретного «Заказчика» и «Исполнителя» в ежегодном публичном обсуждении вопросов безопасности объектов социально значимых учреждений (СЗУ) по итогам закупок охранных услуг и качества охранных услуг с принятием решений по итогам обсуждения.
Третья причина – наличие в частном бизнесе «Общества с ограниченной ответственностью» САВОКеров (сторож, администратор, вахтер, оператор, контролер). Несмотря на то, что ст.3 «Закона РФ о частной детективной и охранной деятельности в РФ» четко указывает, что «Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги». Ст. 20.16. КоАП РФ тоже прямо об этом указывает, что запрещается «Осуществление частной охранной деятельности без специального разрешения (лицензии), либо оказание охранных услуг лицом, не имеющим правового статуса частного охранника». Так почему они есть, и ГУ ГК и ЛРР не реагирует, а охранника и руководителя ЧОО кошмарят?
Особенно взорвало все охранное сообщество вступление 31 марта 2024 года в действие постановление Правительства РФ №395 от 21 марта 2024 года “О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 23 июня 2011 г. № 498”. Согласно изменениям, новые требования еще больше усилят отток кадрового состава и прекращение работы ЧОО. До 2018 г. офицеры в отставке составляли 95% руководителей ЧОО. Несомненно, подтверждение квалификационных требований частным охранником необходимо (но не ежегодно, раз в 5 лет), но также необходимо сбалансированно подходить к этому вопросу. А как это понимать – если охранник выполняет обязанности по внутриобъектовому и пропускному режиму без удостоверения о прохождении ежегодной профподготовки и никакого новшества в выполнении обязанностей не установлено? В случае выявления отсутствия удостоверения у охранника (как грубого нарушений лицензионных требований) к охранной организации могут быть применены меры административного воздействия в виде штрафа до 200 000 рублей, либо приостановки деятельности лицензии до 90 дней. Что значит приостановка деятельности – расторгнуть договора и уволить всех невиновных охранников? А через 90 дней что делать?
А вы как думаете?
О том, как возможно выйти из сложившегося тупика, мы поговорим в нашей следующей публикации. Ждем ваших откликов.
Фото: avatars.dzeninfra.ru