
Олег Александрович Сурганов,
заместитель генерального директора – начальник департамента электронной техники и технологий АО “Инженерный Промышленный Концерн “СТРАЖ”
Министерством транспорта Российской Федерации развернута работа по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (далее – платформа «ГосЛог»), которая будет выступать интегратором данных в транспортной отрасли. Платформа «ГосЛог» также призвана объединить существующие и перспективные цифровые логистические сервисы. Одним из таких сервисов является прослеживаемость грузов. Источником данных для сервиса являются информационные системы государственных и частных компаний, которые, как правило, получают данные из первичных источников информации, в роли которых выступают электронные устройства контроля, используемые для отслеживания грузовых перевозок.
Одновременно с созданием данного сервиса задачу прослеживаемости грузов решают контрольно-надзорные органы при реализации Соглашения о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок (далее – Соглашение ЕАЭС).
И в том, и в другом случае в качестве источника первичной информации должны использоваться электронные устройства контроля перемещения транспортных средств и электронные пломбы с запорно-пломбировочным устройством. При этом, в рамках Соглашения ЕАЭС планируют использовать «навигационные пломбы», которые, по существу, являются дополнительным к пломбе грузоотправителя электронным устройством контроля (трекером). В случае необходимости контроля отсутствия доступа к грузу могут применяться исключительно электронные пломбы (электронные запорно-пломбировочные устройства), а в качестве пломбы грузоотправителя могут применяться, как механические, так и электронные пломбы.
В соответствии с требованием Соглашения ЕАЭС при перевозке груза наложение «навигационной пломбы» – обязательно, даже при наличии электронной пломбы грузоотправителя. И в этой связи возникают вопросы, обусловленные одновременным нахождением на транспортном средстве двух электронных устройств контроля.
Первый вопрос. Устройство таможенного контроля («навигационная пломба» или электронная фальшпломба) накладывается на транспортное средство, контейнер на пограничном переходе представителями уполномоченной организации, а оплата за применение данного устройства возлагается на грузоотправителя. Получается грузоотправитель должен оплатить и электронную пломбу, накладываемую им при погрузке груза в месте отправления и дополнительное электронное устройство контроля, выполняющее схожие с электронной пломбой функции? Два раза платить за электронику, выполняющую одни и те же функции, накладно.
Второй вопрос. Когда на одном транспортном средстве размещены и электронная пломба грузоотправителя и «навигационная пломба», данные от какого источника информации следует использовать для сервиса прослеживаемости грузов платформы «ГосЛог»?
Попробуем прояснить ситуацию и ответить на оба вопроса.
Всемирная организация автомобильного транспорта, отстаивая интересы транспортного бизнес-сообщества, в своей резолюции от 16 ноября 2021 г. №СТМ/GE7852/VAZ призывает к сбалансированному решению вопроса использования «навигационных пломб» при выполнении автомобильных перевозок. Специалистами организации определено, что «навигационные пломбы» являются вспомогательной формой контроля перемещения отдельных категорий товаров повышенного риска или санкционных групп товаров. Расширение сферы её применения на иные группы товаров, следующие под таможенным транзитом, нецелесообразно, так как приведет к необоснованному дублированию контрольных функций, выполняемых электронной пломбой грузоотправителя, и поэтому избыточно. По нашему мнению доводы разумные.
Наиболее рациональным решением по минимизации затрат грузоотправителя является технология электронного пломбирования, при которой электронное запорно-пломбировочное устройство применяется в качестве пломбы грузоотправителя. В этом случае оплата пломбы и её наложение осуществляется грузоотправителем, а контроль за поступающими с неё сигналами необходимо возложить на уполномоченного оператора (например, на распорядителя государственной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС») или национального оператора (распорядителя государственной или коммерческой информационной системы). В этом случае электронная пломба совмещает функции пломбы грузоотправителя и контрольного устройства надзорных органов. С коммерческой точки зрения такой подход полностью обоснован и правилен. При использовании «навигационных пломб» (электронных фальшпломб) в качестве дополнительного контрольного устройства схема применения двух электронных устройств неработоспособна, так как является затратной, и данная инициатива воспринимается транспортным сообществом как дополнительная административная и финансовая нагрузка.
В случае применения электронной пломбы, как пломбы грузоотправителя, накладывать дополнительные электронные устройства контроля на пограничных переходах не требуется. Данные с электронной пломбы, как и данные перевозочных и сопроводительных документов, с момента приёма груза к перевозке и до момента выгрузки груза будут в информационных системах контролирующих органов. Вся перевозка под контролем. При этом решается главная задача при пересечении границы – бесшовность её прохождения, то есть отсутствие необходимости останавливать грузы.
Кроме того, электронные запорно-пломбировочные устройства в отличие от электронных фальшпломб, являются средством передачи юридической ответственности за груз в ходе перевозки, могут применяться на всех типах вагонов, автомобилей и контейнеров, гарантируют передачу сигнала тревоги за счет наличия спутникового канала связи.
Назначение АО «ГЛОНАСС» уполномоченным оператором диктуется следующими соображениями:
– в соответствии с ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона Российской Федерации №395 «Создание в сфере транспорта .. информационных систем .. при функционировании которых предполагается использование навигационной информации, осуществляется .. на основе обязательного использования информационного ресурса и (или) программных средств, и (или) технологической структуры ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»;
– АО «ГЛОНАСС» – оператор государственной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС»;
– АО «ГЛОНАСС» государственная компания и подключена
к межведомственной системе электронного взаимодействия;
– информация в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» в соответствии
с федеральным законом юридически значима;
– компания имеет 4-х летний успешный опыт аналогичной работы
(с 2016 по 2020 г. на основании Указа Президента Российской Федерации №1 от 1 января 2016 г. АО «ГЛОНАСС» являлось уполномоченным оператором по контролю за перевозкой «санкционных» товаров на автомобильном и железнодорожном транспорте).
Подводя черту, необходимо отметить следующее. В целях снижения финансовой и административной нагрузки на перевозчиков и обеспечения решения задачи прослеживаемости грузов и «прозрачности границы» необходимо исключить появление ситуации, при которой перевозка одновременно отслеживается двумя электронными устройствами: «навигационной пломбой» и электронной пломбой грузоотправителя.
Возможны следующие решения:
- если перевозчик использует в качестве пломбы грузоотправителя электронное запорно-пломбировочное устройство, то перевозка, попадающая под требования Соглашения ЕАЭС, отслеживается по поступающим с него данным. В этом случае необходимо допустить к использованию в рамках Соглашения ЕАЭС наряду с «навигационными пломбами» и электронные запорно-пломбировочные устройства;
- при перевозках по Соглашению ЕАЭС наложение дополнительных электронных устройств контроля на пограничных переходах разрешается, только если перевозчик использует в качестве пломбы грузоотправителя механическую пломбу.
Таким образом, неоднозначность при определении источника информации для сервиса прослеживаемости платформы «ГосЛог» будет устранена, финансовая и административная нагрузка на перевозчиков при реализации Соглашения ЕАЭС существенно снизится, а электронные пломбы получат полное признание и массовое внедрение на транспорте, как современный, надежный и экономичный источник первичной информации для решения задач прослеживаемости грузов и инструмент бесшовного прохождения границы.