Новости

Налоговые риски, если нет возможности поставить на учет обособленное подразделение не по вине частной охранной организации

Новикова Инна Юрьевна,

аудитор, управляющий партнер ООО «Аудит, консалтинг и право+»

Иноземцева Алена Евгеньевна,

ведущий аудитор ООО «Аудит, консалтинг и право+»

Частные охранные организации, как правило, заключают договор на оказание услуг по охране нежилых зданий на длительный срок: год и более. В соответствии со статьями 9 и 12 Закона РФ от 11.03.1992г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» при заключении договоров на оказание охранных услуг в нем указывается адрес, по месту которого осуществляется охрана, к договору прилагаются копии заверенных заказчиком охранных услуг документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации (чаще всего — договор аренды).

Таким образом, создаются рабочие места для охранников (ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации), которые в соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) признаются стационарными, и, как следствие, создаются обособленные подразделения. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Далее у организации появляется обязанность постановки обособленного подразделения на налоговый учет. В соответствии с подпунктом 3 пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации, и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации.

Однако в месячный срок не во всех случаях возможно уложиться. Причем не по вине охранных организаций.

В соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией. Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений российской организации направляется в налоговый орган по месту нахождения организации по форме № С-09-3-1 (далее – Сообщение), которое утверждено Приказом ФНС России от 04.09.2020г. №ЕД-7-14/632@ (ред. от 24.08.2022г.) «Об утверждении форм и форматов документов, предусмотренных статьями 23, 83 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения этих форм, признании утратившими силу отдельных положений и приложений к приказам Федеральной налоговой службы».

А вот далее, в настоящее время, возникает проблема. Так, при заполнении Сообщения, адрес созданного обособленного подразделения необходимо указывать в строгом соответствии с ФИАС (ФИАС — федеральная государственная информационная система, обеспечивающая формирование, ведение и использование Государственного адресного реестра (далее — ГАР), оператором которой является Федеральная налоговая служба). Но в том случае, если само здание стоит на кадастровом учете, а его адрес в ФИАС отсутствует, то в Сообщение данный адрес автоматически не попадает и организация заполняет его вручную.

В результате обработки, заполненного вручную Сообщения, налоговые инспекции рассылают уведомления об отказе в его приеме. Причина отказа: «Ошибка 0100200000: Неправильное указание места представления сведений, отсутствие адреса указанного нами обособленного подразделения в базе адресов ФНС».

В официальных ответах на запросы дается разъяснение: «Согласно данным ФИАС в ГАР отсутствует адрес объекта адресации: город …, который указан в файле xml, направленном ООО … по телекоммуникационным каналам связи. На основании вышеизложенного Инспекция сообщает, что по вышеуказанному адресу направлена квитанция об отказе в приеме сообщения о создании обособленного подразделения в автоматическом режиме. Инспекция рекомендует направить сообщение о создании обособленного подразделения со сведениями об адресе, заполненными в соответствии с ГАР».

Получается замкнутый круг, причем не по вине охранной организации. Рабочее место уже образовано, установленный срок в НК РФ (месяц) истекает, пока идет переписка. При этом возможность у организации влиять на внесение конкретного адреса в ГАР до заключения договора отсутствует. Организация, конечно, готова добросовестно выполнять все свои обязанности, но ее возможности не безграничны.

В такой ситуации возможны два варианта.

Первый — охранным организациям необходимо расторгать договор на услуги охраны со штрафными санкциями и увольнять принятых на работу граждан с выплатой компенсаций и нести убытки.

Второй — осознанно идти на риск уплаты штрафных санкций в соответствии со статьей 116 НК РФ, т.е. не ставить на учет обособленное подразделение. Дополнительные риски: неуплата налога на прибыль (ст.288 НК РФ) и НДФЛ (ст.226 НК РФ) по месту учета обособленного подразделения.

Более того на сайте ФНС России еще актуальна публикация УФНС России по Республики Марий Эл «Ведение деятельности без регистрации обособленного подразделения грозит штрафом» от 08.07.2019г., в которой высказано мнение, что дополнительно организации ещё грозит штраф по п.2 ст. 116 НК РФ в размере 10 % от полученных доходов, но не менее 40 000 руб.

Оба варианта для охранной организации неприемлемы.

При этом ранее уже поднимался этот вопрос в совместном Письме Минфина РФ и ФНС России от 22.08.2014г. № ЗН-4-1/16666@. В данном письме указано, что выявление территориальным органом ФНС России факта отсутствия информации об адресе в государственном адресном реестре не может являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги. В связи с этим территориальный орган ФНС России совместно с уполномоченным органом проводит работу по уточнению адреса либо его внесению в государственный адресный реестр.

К сожалению, данный документ утратил силу в связи с изданием Письма ФНС России от 17.06.2021г. № КВ-4-14/8465@ «Об отмене письма ФНС России».

В заключение отметим, что данный формализованный механизм постановки обособленного подразделения на учет приводит к искажению распределения налогов по регионам, перечисленных охранными организациями, у которых есть обособленные подразделения, находящиеся по адресам строительных объектов, зданий, находящихся на капитальном ремонте и т.д. При этом данные формализованные требования не заложены непосредственно в НК РФ.

Вместе с тем мнение ИНФС России однозначно:

ГАР является открытым и общедоступным информационным ресурсом, размещенном на официальном портале федеральной информационной адресной системы по адресу www.fias.nalog.ru, и любое заинтересованное лицо, в том числе частная охранная организация, может проверить наличие в ГАР адресов нежилых зданий, предполагаемых к охране, до заключения договора об оказании охранных услуг, тем самым организация проявит должную осмотрительность и может избежать негативных последствий в будущем.

Кроме того, собственник нежилых зданий (объекта охраны) или лицо, обладающее иным вещным правом на объект охраны, может самостоятельно обратиться в соответствующий орган с заявлением о присвоении объекту охраны адреса (приказ Минфина России от 11.12.2014г. № 146н).

Также предоставлена дистанционная возможность обратиться в соответствующий орган местного самоуправления с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг или портала ФИАС.

Таким образом, проблема отсутствия адреса нежилого помещения в ГАР может быть урегулирована до заключения договора об оказании охранных услуг и направления Сообщения в налоговые органы.

Адрес можно присвоить объектам недвижимости (в том числе земельным участкам), являющимся объектами адресации, в частности, зданиям, сооружениям, в том числе строительство которых не завершено (пункт 5 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.2014г. №1221 (ред. от 02.08.2022г.).

Поименованное нами совместное письмо Минфина РФ и ФНС России от 22.08.2014 № ЗН-4-1/16666@, было издано в начале формирования ГАР и действовало до середины 2021г. В течение этого периода территориальными налоговыми органами совместно с уполномоченными органами обеспечено ведение ГАР и к настоящему времени в ГАР содержатся сведения о более 108 миллионов адресов.

Т.е. работа ИФНС считается выполненной и частные охранные организации вынуждены будут при заключении договоров на охрану проверять наличие адреса охраны в ГАР и при отсутствии доводить до сведения заказчика о необходимости внесения.