Необходимость дальнейшего повышения эффективности защиты населения и территорий в кризисных и чрезвычайных ситуациях, оптимизации соответствующих расходов из консолидированного бюджета требуют реализации комплексного подхода к информатизации процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации кризисных и чрезвычайных ситуаций (далее – антикризисного управления), информационно-технического сопряжения взаимодействующих автоматизированных систем, построения в каждом субъекте РФ единого цифрового пространства безопасности жизнедеятельности.
В соответствии с Конституцией «…обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных» находится в ведении Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 стратегическим направлением дальнейшего повышения эффективности государственного управления стала его цифровая трансформация, в том числе и в сферах обеспечения безопасности.
Основная цель цифровой трансформации регионального антикризисного управления – достижение его цифровой зрелости, преодоление «лоскутного подхода» к цифровизации на основе формирования единой региональной цифровой экосистемы «Безопасный регион» как важной составной части общей экосистемы цифровой экономики, обеспечивающей устойчивость социально-экономического развития субъекта РФ.
Вместе с тем одной из основных задач государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента России от 11.01.2018 № 12, определено внедрение комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъектов РФ (далее – КСОБЖН).
В полной мере комплексный и системный подход к цифровизации межведомственного и межуровневого взаимодействия на региональном и местном уровнях был инициирован в начале 2014 года постановлением Правительства РФ от 20.01.2014 № 39, в соответствии с которым была создана Межведомственная комиссия по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
Аппаратно-программный комплекс (далее – АПК) «Безопасный город» – это региональная интегрированная информационная система, представляющая собой совокупность взаимоувязанных государственных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем, взаимодействующих по вопросам антикризисного управления на территориях муниципальных образований субъекта Российской Федерации, и обеспечивающая реализацию на этих территориях полномочий в сферах безопасности жизнедеятельности органов местного самоуправления и исполнительных органов субъекта Российской Федерации, обмен информацией между ними и соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и организациями.
В выше названном постановлении одной из задач Межведомственной комиссии названа «…Подготовка предложений по расширению использования информационных и телекоммуникационных технологий… для развития новых форм сегментов комплекса «Безопасный город», позволяющих создавать комплексные системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения с учетом особенностей субъектов РФ и в соответствии с их потребностями…».
В подпрограмме «Построение и развитие АПК «Безопасный город» государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 300, предусмотрено мероприятие «Внедрение сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на муниципальном уровне и их интеграция в комплексную систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации».
Таким образом, на муниципальном уровне антикризисного управления ключевым инструментом построения региональной цифровой экосистемы «Безопасный регион» должен стать именно АПК «Безопасный город».
Основными системообразующими компонентами АПК «Безопасный город» являются:
- региональная цифровая платформа, обеспечивающая на территории субъекта РФ сквозное и бесшовное информационно-техническое сопряжение взаимодействующих государственных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем, консолидацию их информационных ресурсов и
- предоставление заинтересованным должностным лицам инфокоммуникационных сервисов антикризисного управления;
- региональная система оповещения населения (РСОН), создаваемая для доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (система-112), предназначенная для обеспечения вызова по единому номеру «112» и информационного взаимодействия между экстренными оперативными службами.
В таблице перечислены основные федеральные нормативные правовые, организационно-методические и нормативно-технические документы по созданию АПК «Безопасный город», РСОН и системы-112.
Основные документы по созданию АПК «Безопасный город», РСОН и системы-112
№ п/п | Наименование документа |
АПК «Безопасный город» | |
1 | Постановление Правительства РФ от 20 января 2014 г. № 39 «О межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». |
2 | Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 300 «О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». |
3 | Распоряжение Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 2446-р «Об утверждении Концепции построения и развития АПК «Безопасный город». |
4 | Единые требования к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденные Межведомственной комиссией по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» 28 июня 2017 г. № 4516п-П4. |
5 | Методические рекомендации по построению и развитию АПК «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации, утвержденные МЧС России 8 декабря 2016 г. |
РСОН | |
1 | Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне». |
2 | Постановление Правительства РФ от 17 мая 2023 г. № 769 «О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения». |
3 | Совместный приказ МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 № 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения». |
4 | Совместный приказ МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 № 579/366 «Об утверждении Положения об эксплуатационно-техническом обслуживании систем оповещения населения». |
5 | Методические рекомендации по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденные протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19 февраля 2021 г. № 1. |
Система-112 | |
1 | Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1240-р «О Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер “112” на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований». |
2 | Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации». |
3 | Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 года № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». |
4 | Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС». |
5 | Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». |
6 | Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2021 года № 1931 «Об утверждении обязательных требований к организации и функционированию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», в том числе порядка и сроков осуществления приема, обработки и передачи вызовов по единому номеру «112» диспетчерским службам». |
7 | Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2021 года № 2071 «Об утверждении Правил взаимодействия сил и средств систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». |
8 | Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2021 года № 2253 «Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на координацию работ по организации, функционированию и развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, участвующих в координации работ по организации, функционированию и развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации». |
9 | Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2021 года № 1658 «Об утверждении Правил согласования технического задания и проектно-технической документации на развитие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации, проекта положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации». |
По консолидированному мнению экспертного сообщества, существующих федеральных нормативно-правовых актов по вопросам АПК «Безопасный город» пока еще недостаточно для его эффективного внедрения и обеспечения цифровой трансформации регионального антикризисного управления.
Так, например, для обеспечения создания в субъектах РФ системы-112 были приняты два федеральных закона и пять постановлений Правительства РФ. Такая нормативная база обеспечила преодоление имеющихся межведомственных и межуровневых административных барьеров, которые существенно усложняли создание систем-112 и удлиняли сроки их ввода в эксплуатацию.
В настоящее время МЧС России, являющееся главным координатором программы «Безопасный город», совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти уделяет значительное внимание дальнейшему развитию нормативно-правового обеспечения АПК «Безопасный город» и их внедрению в субъектах РФ.
В новых регионах РФ предлагается начать эту работу, в первую очередь, с создания основных автоматизированных систем антикризисного управления (РСОН и системы-112), а также построения на территории субъекта РФ 1-ой очереди АПК «Безопасный город» на основе внедрения региональной цифровой платформы и информационно-технического сопряжения с ней РСОН и системы-112 (Рис. «Структурная схема АПК»).
Фото: duhocuytin.vn