Безопасность

О проведении периодических проверок частных охранников

В Редакцию поступило обращение с просьбой проконсультировать по вопросу правомерности требований закреплённых Порядком утверждённого Приказом Росгвардии от 25.11.2019 No 387 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами исключительно на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств», в случаи когда частная охранная организация в своей деятельности не использует специальных средств и огнестрельного оружия, а работники, частные охранники, в соответствии с ч.1 ст. 11.1 ФЗ-No 2487-1- работают по трудовому договору с частной охранной организацией, и их трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частные охранники в соответствии с полученной квалификацией пользуются предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации. Можно ли сделать вывод что эти требования являются избыточными?


Издательский дом «Мир Безопасности+» обратился с просьбой дать ответ к ведущему эксперту Шестакову Валерию Иннокентиевичу. Его заключение по обращению предоставляем Вам для дальнейшего использования в своей практической работе.


Шестаков Валерий Иннокентьевич,
к.ю.н., доцент, руководитель научного совета Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития», член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности

Полностью согласен с тем, что возложение обязанности на частных охранников проходить указанные периодические проверки в случаях, когда частная охранная организация не использует в своей деятельности ни оружие, ни специальные средства является избыточным. Более того, я считаю их проведение является бессмысленным и бесполезным занятием не только в названных случаях, но и тогда, когда частные охранные организации используют оружие и специальные средства в своей деятельности.

Однако, несмотря на то, согласны мы или нет с нормативными правовыми актами в области проведения периодических проверок, их все равно необходимо исполнять.

Итак, что следует из законодательства, регулирующего проведение периодических проверок.

Законодательство, регулирующее охранную деятельность и оборот оружия, не связывает прохождение периодической проверки с тем, использует или нет частный охранник огнестрельное оружие и специальные средства. Такой вывод вытекает, прежде всего, из смысла части 3 статьи 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», согласно которой, лица, имеющие правовой статус частного охранника, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Отсюда следует вывод – периодические проверки обязан проходить любой гражданин, имеющий статус частного охранника.

Согласно пункту 2 ст. 1.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частный охранник – гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией.

Чтобы решить проблему относительно установления   третьего разряда, необходимо внести соответствующие изменения в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) параграф 262а (Охранник) и законодательство в сфере проведения периодических проверок. В подготовке таких изменений можем оказать содействие.

С уважением В.И. Шестаков


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

о проведении периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая аналитическая Справка подготовлена на основе анализа законодательства в области проведения периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, оборота оружия и специальных средств, а также независимой оценки квалификации, многолетней практики организации и проведения периодических проверок, теоретических разработок по данной проблематике.

Целями её подготовки являются:

  • анализ деятельности по проведению периодических проверок;
  • определение правового статуса периодических проверок, обоснованности их проведения;
  • анализ эффективности периодических проверок и целесообразности проведения их в дальнейшем;
  • обоснование тезиса о том, что периодические проверки не могут заменить независимую оценку квалификации, проводимую в целях реализации государственной политики в области подготовки квалифицированных кадров;
  • подготовка предложений по изменению законодательства в области проведения периодических проверок, повышению качества профессиональной подготовки работников организаций, осуществляющих охранную деятельность.

Учитывая, что порядок проведения периодических проверок един как для частных охранников, так и для работников юридических лиц с особыми уставными задачами, аналогичны и возникающие при их проведении проблемы, то в настоящей Справке в дальнейшем речь будет идти только о периодических проверках частных охранников.

2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК

Периодические проверки частных охранников на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (далее – периодические проверки), были установлены Федеральным законом от 22.12.2008 №272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием законодательства в области частной охранной и детективной деятельности». До 2008 года несмотря на то, что Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», принятый в 1992 году, предоставлял частным охранникам право на применение оружия и специальных средств, указанные периодические проверки законодательством не предусматривались.

Необходимость их введения в 2008 году обосновывалась увеличением количества нарушений, допускаемых в процессе осуществления частной охранной деятельности. Однако их анализ свидетельствует о том, что они, как правило, не связаны с применением частными охранниками оружия и специальных средств, а касаются других вопросов. Более того, и выявленные нарушения в области оборота оружия связаны не с умением охранниками применять оружие, а с превышением пределов необходимой обороны, крайней необходимости, превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего правонарушение.

Федеральным законом от 22.12.2008 № 272-ФЗ в часть 3 статьи 16 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» было внесено дополнение, обязывающее частных охранников проходить периодические проверки. Порядок их проведения был установлен Приказом МВД России от 29 июня 2012 г. № 647 «Об утверждении Положения о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств». Проведение периодических проверок было отнесено к компетенции лицензионных подразделений МВД России. Указанным Приказом устанавливалась их периодичность: для частных охранников шестого разряда (наделены правом использования и ношения оружия) – ежегодно, для частных охранников четвертого и пятого разрядов – раз в пять лет (перед продлением удостоверения частного охранника). Приказом МВД России от 17 марта 2015 г. № 342 (подпункт 8.2) указанные сроки проведения периодических проверок были изменены. В соответствии с внесенными изменениями частные охранники, независимо от разряда, обязаны ежегодно проходить плановые проверки.

В 2016 году Федеральным законом «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (п. 18 статьи 9) проведение периодических проверок было отнесено к полномочиям войск национальной гвардии. Порядок их проведения определён приказом Росгвардии от 25.11.2019 № 387 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств». В соответствии с установленным порядком предусмотрены следующие виды периодических проверок:

  • первичные – в отношении частных охранников, впервые назначенных на должность, в течение одного месяца после назначения на должность и работников, впервые принятых на работу, в течение одного месяца после прохождения испытания при приёме на работу и (или) профессиональной подготовки;
  • плановые – в отношении частных охранников и работников, ранее прошедших первичную периодическую проверку, один раз в год в течение месяца, предшествующего дате прохождения последней периодической проверки;
  • повторные – в отношении частных охранников и работников, не прошедших первичную либо плановую проверки.

Перечень вопросов и варианты ответов на них утверждены Главным управлением государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

3. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК

Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (п. 18 статьи 9), наделяя войска национальной гвардии на проведение периодических проверок, не определяет, в рамках осуществления какой функции они проводятся. Вследствие этого не ясно, что собой представляет периодическая проверка – государственную услугу, функцию войск национальной гвардии по контролю (надзору) за частной охранной деятельностью и деятельностью ведомственной охраны, или функцию контроля оборота гражданского и служебного оружия?

Если периодическая проверка является государственной услугой, то в соответствии с законодательством должен быть отдельный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок её предоставления, стандарт, определено бюджетное финансирование, установлена государственная пошлина. Ни одному из указанных требований периодические проверки не отвечают.

Не могут являться периодические проверки и реализацией функции войск национальной гвардии по осуществлению контроля за деятельностью частных охранных организаций, предусмотренной пунктом 20 статьи 9 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». Деятельность, осуществляемая частными охранными организациями, является предпринимательской деятельностью, и регулируется гражданским законодательством и законодательством в области частной охранной деятельности. Поэтому предметом данного контроля может быть деятельность указанных организаций, а не проверка знаний, умений и навыков частных охранников, связанных с применением оружия и специальных средств, которые частную охранную деятельность не осуществляют, а являются работниками частных охранных организаций и выполняют трудовую функцию в соответствии с должностной инструкцией.

Не вписываются периодические проверки и в полномочия войск национальной гвардии по контролю оборота оружия, предусмотренные пунктом 16 статьи 9 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». Законодатель не включил периодические проверки в полномочия войск национальной гвардии по контролю оборота оружия, а прописал их в отдельном пункте (18). Объясняется это тем, что Федеральный закон «Об оружии» (ст. 1) в понятие «оборот оружия» не включает такой элемент как применение оружия. Оно содержит термин «использование оружия», что не одно и то же. Разграничивает указанные понятия и законодательство в области оборота оружия. Федеральный закон «Об оружии» (ст. 28) не наделяет должностных лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, правом проведения периодических проверок. Поэтому проведение периодических проверок не может рассматриваться в качестве реализации войсками национальной гвардии полномочий по контролю оборота гражданского и служебного оружия.

Не согласуются периодические проверки и с полномочием войск национальной гвардии, предусмотренным в пункте 20 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (участие в осуществлении контроля за соблюдением организациями, осуществляющими образовательную деятельность частных охранников, требований и условий, установленных законодательством РФ). Участие войск национальной гвардии в осуществлении указанного контроля не наделяет их полномочиями по проверке знаний частных охранников, полученных ими в образовательной организации в порядке, установленном законодательством в области образования. Согласно Федеральному закону «Об образовании» (статья 74) проверка знаний и присвоение соответствующей квалификации входит в компетенцию образовательной организации. Росгвардия таким правом не наделена.

Изложенное свидетельствует о том, что периодические проверки не вписываются ни в одну из функций войск национальной гвардии и вследствие этого являются излишней функцией.

4. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК

Предмет и содержание периодических проверок определены в Приказе Росгвардии от 25.11.2019 № 387. В соответствии с его пунктом 13 периодическая проверка включает в себя не только проверку практических навыков применения огнестрельного оружия и (или) специальных средств, но и проверку теоретических знаний нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность частных охранных организаций и юридических лиц, оборот оружия и (или) специальных средств. К периодической проверке умений и навыков действовать в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, указанные теоретические вопросы не имеют никакого отношения. Частный охранник является работником по трудовому договору и вследствие этого частную охранную деятельность не осуществляет. Он выполняет трудовую функцию в соответствии с трудовым законодательством. Более того, требование к нему о необходимости знать нормативные правовые акты, регулирующие деятельность частных охранных организаций и оборот оружия и специальных средств, практически невыполнимо в силу их объёмности и сложности.

С учётом положений указанного Приказа Росгвардии подготовлены и утверждены ею вопросы для проведения периодических проверок. Перечень вопросов, содержащихся в карточках опроса и используемых при проведении периодических проверок теоретических знаний, включает в себя не менее 190 вопросов на знание законодательства в сфере оборота оружия, специальных средств, частной охранной деятельности, условий эксплуатации и хранения огнестрельного оружия и специальных средств, огневой подготовки, а также техники безопасности при обращении с огнестрельным оружием, мер по оказанию первой помощи лицам, получившим телесные повреждения при огнестрельных ранениях, поражении слезоточивыми, раздражающими веществами или электричеством. Карточка опроса содержит 10 вопросов, подготовленных на основе программы обучения частных охранников соответствующего разряда.

Анализ содержания вопросов для проведения периодических проверок свидетельствует о том, что периодические проверки проводятся в том же объёме, что и квалификационный экзамен и вследствие этого дублируют его с той лишь разницей, что квалификационный экзамен сдаётся частным охранником один раз, а периодические проверки он проходит ежегодно. Так, из 8 разделов программы подготовки частных охранников в «Вопросы и ответы по периодическим проверкам» включены 6 разделов указанной программы.

Исходя из названия периодической проверки (на пригодность к действиям, в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств), неясно, на каком основании проводятся указанные проверки в отношении частных охранников, работающих в частных охранных организациях, не использующих ни специальные средства, ни оружие. Например, согласно данным Росгвардии из 20,5 тысяч частных охранных организаций служебное оружие используют только 6,9 тысяч, тем не менее, периодической проверке подвергаются частные охранники и тех организаций, которые такое оружие не используют. Проведение периодических проверок в отношении указанных частных охранников не обосновано.

5. УЧАСТНИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК

В соответствии с установленным порядком в территориальных органах Федеральной службы войск национальной гвардии создаются комиссии по периодическим проверкам, в состав которых включаются должностные лица подразделений лицензионно-разрешительной работы и государственного контроля территориальных органов, а также должностные лица структурных подразделений собственной безопасности оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации, а по согласованию – руководители организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам и образовательным программам в области физической культуры и спорта, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, физической культуры и спорта, представители объединений работодателей и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны и безопасности.

Ежегодно периодическую проверку проходят 20,5 тыс. руководителей частных охранных организаций, 670,1 тыс. частных охранников, более двухсот тысяч работников организаций с особыми уставными задачами.  

Учитывая, что периодической проверке ежегодно подлежат более миллиона граждан, то для должностных лиц, участвующих в организации и проведении периодических проверок, оформлении их результатов, эта работа, по существу, является основным занятием, финансируемым за счёт бюджетных средств, а для других её участников – отвлечением от осуществляемой ими деятельности.

Изложенное наглядно свидетельствует о том, что периодические проверки представляют собой масштабное мероприятие с огромным количеством участников, требующее значительного финансового и материального обеспечения.

6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВОДИМЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК

Анализ законодательства в области периодических проверок и практики их проведения убедительно свидетельствуют о том, что их эффективность несоизмерима с их масштабностью, финансовыми и материальными затратами, так как в результате их проведения не только не достигаются те цели, ради которых они проводятся, но они объективно и не могут быть достигнуты.

Это объясняется тем, что в ходе них проверяются, за исключением практических действий, связанных с применением оружия и специальных средств, не знания, а память частных охранников. Дело в том, что вопросы периодических проверок вместе с ответами публикуются заранее. Поэтому частные охранники заучивают числа, под которыми содержатся правильные ответы, и затем при проведении проверки нажимают на нужную клавишу. Члены комиссии воспринимают и оценивают не знания, а лишь фиксируют факт, что частный охранник нажал курсором на конкретное число, под которым содержится правильный ответ, и на основании этого делают заключение о прохождении частным охранником периодической проверки. Для доказательства неэффективности периодических проверок и невозможности с их помощью проверить знания частного охранника достаточно провести следующий эксперимент.

Вариант 1. Перед началом проведения периодической проверки поменять местами правильные ответы (например, правильный ответ был под номером 1, переместить его под номером 3 и т.д.).

Вариант 2. По окончании периодической проверки предложить частному охраннику обосновать свой правильный ответ. Результат будет следующий, примерно 90% из числа частных охранников, прошедших периодическую проверку, не смогут объяснить, почему данный ответ является правильным. Иным он и не может быть, так как по такой же методике обычно осуществляется приём квалификационного экзамена в образовательной организации (с использованием аппаратно-программного комплекса), поэтому обучение порой подменяется тренировками на компьютерах по запоминанию правильных ответов. Причём образовательные организации вынуждены это делать, так как оценка их образовательной деятельности напрямую зависит от прохождения частными охранниками периодической проверки, в ходе которой проверяются не знания, а его способность к запоминанию номера правильного ответа.

Существующий порядок проведения периодических проверок не стимулирует частных охранников и на осмысленную подготовку к проведению периодических проверок. Они заведомо знают, что для проверяющих лиц и для них важны не знания, а умение нажать на нужную клавишу. Поэтому в ходе подготовки частные охранники либо тренируются на запоминании правильных ответов, либо заучивают тексты необходимых нормативных правовых актов, не вникая в их содержание.

Неэффективность периодических проверок подтверждается и оценкой Росгвардией уровня подготовки частных охранников.

Как свидетельствует практика подготовки частных охранников, наиболее эффективным способом проверки их знаний является устный опрос по экзаменационным билетам. Тестовый способ проверки знаний охранников, в особенности, по правовым вопросам, положительных результатов не даёт. Кроме того, применить его при проведении периодической проверки по теоретической части ежегодно невозможно из-за огромного количества (более миллиона) проверяемых лиц, отсутствия квалифицированных специалистов для оценки знаний.

На эффективность периодических проверок (квалификационных экзаменов) значительно влияет и содержание вопросов в билетах. Вопросы сформулированы без учёта общего образовательного уровня частных охранников, характера выполняемой ими трудовой функции, времени на подготовку частного охранника в образовательной организации, носят общий характер и настолько заумны, что на них не способен дать правильный ответ даже тот, кто имеет высшее юридическое образование.

Как показывает практика, по-настоящему проверка знаний частных охранников осуществляется в частных охранных организациях (как правило, крупных), в которых на постоянной основе проводится их подготовка и проверка знаний на билетной основе. В результате этого охранники не только знают и понимают те или иные предъявляемые к ним нормативными правовыми актами требования, но и умеют осмысленно и грамотно их исполнять на практике.

7. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК

Изложенное свидетельствует о том, что периодические проверки носят формальный характер, практически не влияют на квалификацию частных охранников, отвлекают должностных лиц войск национальной гвардии от решения стоящих перед ней задач, а руководителей частных охранных организаций и частных охранников от выполнения своих обязанностей.

Вызывает недоумение и необходимость проведения ежегодных периодических проверок частных охранников на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств, так как объём знаний и умений, необходимых для их применения, достаточно ограничен.

Содержание периодических проверок, в части касающейся умений и навыков применения оружия и специальных средств, не соответствует практике их реального применения. Так, например, учебное упражнение – стрельба по мишени на расстоянии 25 метров. На практике частный охранник применяет оружие на таком расстоянии в исключительных случаях, в остальных случаях – с близкого расстояния, при отражении нападения, непосредственно угрожающего его жизни. Результаты стрельбы зависят от количества набранных баллов. На практике это ориентирует частного охранника на лишение жизни нападающего, что не соответствует требованию статьи 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» стремиться к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным.

Лишено практического смысла установление временных критериев для применения резиновой палки, одевания бронежилета и наручников.

В ходе выполнения упражнения по применению резиновой палки частный охранник должен в течение установленного времени обозначить части тела, по которым разрешено нанесение ударов. В соответствии со статьёй 17 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частный охранник вправе применять резиновую палку для отражения нападения, когда его собственная жизнь или жизнь и здоровье охраняемых граждан подвергаются непосредственной опасности. Во всех указанных случаях частный охранник находится в состоянии необходимой обороны и вправе наносить удары по любым частям тела.

Финансовая и материальная необеспеченность периодических проверок, существенно завышенный объём проверяемых знаний создают благоприятные условия для создания различных коррупционных схем, в реализацию которых вовлекаются должностные лица правоохранительных органов, образовательных организаций, руководители частных охранных организаций, частные охранники и работники организаций с особыми уставными задачами.

Об этом свидетельствуют материалы (Приложение 1 и 2), опубликованные в средствах массовой информации, в которых приводятся конкретные факты и коррупционные схемы, реализуемые при проведении периодических проверок.

Созданию благоприятных условий для коррупции могут способствовать и отдельные положения установленного порядка проведения периодических проверок. Так, в соответствии с п. 6 Приказа Росгвардии от 25.11.2019 № 387 периодические проверки проводятся комиссией в территориальном органе на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована частная охранная организация или юридическое лицо с особыми уставными задачами либо находится объект охраны (защиты), а в случае отсутствия в территориальном органе условий, необходимых для проведения периодических проверок, в образовательных организациях, имеющих такие условия и располагающихся на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен указанный территориальный орган. При этом образовательная организация, выразившая желание на безвозмездной основе участвовать в проведении периодических проверок, направляет в территориальный орган обращение с приложением к нему документов, подтверждающих наличие у неё условий для их проведения (наличие тира, компьютерной техники, помещений и т.д.). Данное положение свидетельствует о том, что функция государства по проведению периодических проверок не обеспечена ни финансово, ни материально и поэтому на образовательные организации, в завуалированной форме, возлагается обязанность на безвозмездной основе восполнить этот пробел. В указанном Приказе Росгвардии не указано, какие преференции будут иметь такие частные образовательные организации.

Анализ проведения периодических проверок даёт основание для вывода о нецелесообразности их проведения Росгвардией в дальнейшем. Проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, частные охранники проходят в образовательной организации и подтверждают её в ходе независимой оценки квалификации.

8. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ПРОВЕРКИ И НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ

Проведение периодических проверок нецелесообразно и в связи с введением независимой оценки квалификации Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».

По мнению отдельных должностных лиц Росгвардии в проведении независимой оценки квалификации частных охранников нет необходимости, так как её заменяют периодические проверки.

Анализ законодательства и практики проведения периодических проверок, а также законодательства в области независимой оценки квалификации свидетельствует о том, что периодические проверки не могут ни подменять, ни заменять независимую оценку квалификации. Периодические проверки проводят войска национальной гвардии, а независимую оценку квалификации – специализированные организации (центры оценки квалификации), которые не могут быть государственными или образовательными организациями. В соответствии с законодательством в ходе периодических проверок проверяется пригодность частных охранников к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств. Независимая оценка квалификации частных охранников проводится с целью подтверждения соответствия их квалификации положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Проведение независимой оценки квалификации в области частной охранной деятельности является частью государственной политики по подготовке трудовых ресурсов. В её реализации и проведении в жизнь обязаны участвовать не только Совет по профессиональным квалификациям в негосударственной сфере безопасности, но и Росгвардия. Однако Росгвардия необоснованно противодействует принятию профессионального стандарта «Работник в области частной охранной деятельности» по указанной причине, тем самым срывая сроки проведения независимой оценки квалификации.

ВЫВОДЫ:

1. Проведение периодических проверок является излишней и неэффективной функцией войск национальной гвардии, так как:

  • противоречит законодательству в области образования, независимой оценки квалификации и тем самым препятствует реализации государственной политики в области подготовки трудовых ресурсов;
  • не соответствует целям и задачам войск национальной гвардии;
  • отвлекает в силу их периодичности и масштабности большое количество должностных лиц войск национальной гвардии от решения стоящих перед ними задач, а также более миллиона охранников и работников предприятий с особыми уставными задачами на «подготовку» к периодической проверке;
  • дублирует квалификационный экзамен образовательной организации;
  • носит формальный характер;
  • влечёт значительные финансовые и материальные затраты;
  • не влияет на уровень квалификации частных охранников и работников предприятий с особыми уставными задачами и качество оказания охранных услуг;
  • создаёт благоприятные условия для коррупции.

2. С помощью периодических проверок объективно не могут быть достигнуты цели, ради которых они установлены в связи, с чем их дальнейшее проведение нецелесообразно.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК

1. Исключить из полномочий войск национальной гвардии Российской Федерации проведение периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. С этой целью внести изменения в следующие нормативные правовые акты:

1) Федеральный закон 3.07.2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

В пункте 18 части 1 статьи 9 словосочетание «проводить периодические проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств» исключить.

2) Федеральный закон от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии».

Из части 6 статьи 12 словосочетание «проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и» исключить.

3) В Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Часть 3 статьи 16 Закона РФ от 11.02.1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» исключить.

4) Федеральный закон от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране».

Из части 3 статьи 6 словосочетание «а также периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств» исключить.

5) Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Из части 4 статьи 12.3 словосочетание «и периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников» исключить.

2. Ходатайствовать перед Минюстом России об отмене регистрации Приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25.11.2019 г. № 387 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств».

Фото: rosguard.gov.ru