Безопасный регион

Пояснительная записка к проекту Федерального закона «КСОБЖН «Безопасный регион»

Алексей Попов, главный эксперт команды «Безопасный регион» блока по развитию инфраструктуры ПАО «Мобильные ТелеСистемы»

Проект федерального закона «О комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности населения «Безопасный регион» (далее – законопроект) разработан в целях нормативного правового регулирования процессов построения и функционирования комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, внедрение  которых является одной из основных задач государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, основы которой на период до 2030 года утверждены Указом Президента Российской Федерации от 11.01.2018 № 12.

Главной идеей законопроекта является формирование законодательной базы, определяющей порядок создания, развития и эксплуатации комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации, согласованного и слаженного исполнения в электронной форме государственных и муниципальных функций по обеспечению общественной безопасности и безопасности среды обитания, порядок координации соответствующей деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Разрабатываемый законопроект направлен на устранение правовых пробелов и противоречий, имеющихся в области обеспечения безопасности жизнедеятельности на региональном уровне. Он создаст правовой механизм цифрового взаимодействия всех субъектов, задействованных в сферах общественной безопасности и безопасности среды обитания, посредством внедрения специализированных цифровых платформ и консолидации соответствующих информационных ресурсов различных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Законодательное закрепление механизма обеспечения безопасности  жизнедеятельности на региональном уровне с использованием единой цифровой платформы позволит более оперативно и эффективно осуществлять сбор, формирование, обработку, передачу и прием информации, необходимой для управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации негативных социально-экономических и политических последствий  кризисных и чрезвычайных ситуаций (далее по тексту – антикризисное управление),  обеспечить «сквозное» и «бесшовное», межведомственное и межуровневое взаимодействие органов управления в цифровом формате для защиты населения и территорий от угроз природного, техногенного, биолого-социального и социального характера, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные потери материальных и культурных ценностей, нарушение условий жизнедеятельности населения.

Законопроект устанавливает правовые и организационные основы формирования и функционирования комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации (далее – КСОБЖН «Безопасный регион»).

Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие при создании, развитии и эксплуатации КСОБЖН «Безопасный регион», в том числе вопросы сопряжения взаимодействующих информационных систем, содержащих и обрабатывающих информацию, необходимую для обеспечения эффективного регионального антикризисного управления.

Законопроектом будет определяться:

  • правовой статус и назначение КСОБЖН «Безопасный регион»;
  • понятийный аппарат, в том числе такие термины как «комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения», «аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», «технологический оператор комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения» и другие;
  • структура КСОБЖН «Безопасный город» как совокупности государственных, муниципальных и объектовых информационных систем;
  • виды угроз, на предупреждение и ликвидацию последствий которых направлена КСОБЖН «Безопасный регион»;
  • порядок финансирования создания, развития и эксплуатации КСОБЖН «Безопасный регион».

Законопроектом определены полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, права и обязанности организаций в области построения и функционирования КСОБЖН «Безопасный регион».

Законопроект имеет принципиальное значение для повышения уровня безопасности среды обитания. Принятие законопроекта позволит внести дополнительный вклад в создание правовых условий для обеспечения согласованного функционирования в рамках КСОБЖН «Безопасный регион» сегмента общественной безопасности и сегмента безопасности среды обитания, обеспечит удобные формы взаимодействия для участников правовых отношений.

Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. вопросы обеспечения безопасности находятся в компетенции государств-членов Евразийского экономического союза и не переданы на наднациональный уровень. Международными договорами Российской Федерации не предусмотрен запрет на создание единой системы обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания, основанной на взаимодействии и консолидации соответствующих информационных ресурсов различных организационных структур, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации в данных сферах.

Принятие законопроекта не повлияет на реализацию основных мероприятий и достижение показателей государственных программ Российской Федерации.

В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечением к административной ответственности, предоставлением лицензий и иных разрешений, аккредитацией, оценкой соответствия продукции, иными формами оценки и экспертизы (далее – обязательные требования),  соответствующим видом государственного контроля (надзора), видом разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.

Принятие законопроекта не потребует значительного увеличения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку финансовое обеспечение мероприятий, связанных с функционированием КСОБЖН «Безопасный регион», будет осуществляться в соответствии с принятыми расходными обязательствами, а также за счет привлечения средств в рамках государственно-частного партнерства.

Вмести с тем ввод в действие законопроекта обеспечит минимизацию совокупных расходов из консолидированного бюджета на основе исключения в рамках КСОБЖН «Безопасный регион» возможного дублирования функций и задач взаимодействующих информационных систем и снижения общей стоимости их программно-технического сопряжения друг с другом и эксплуатации.

Принятие федерального закона «О комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности населения «Безопасный регион» потребует внесения изменений в следующие федеральные законы Российской Федерации:

  1. Федеральный закон от 6 ноября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части установления новых вопросов местного значения муниципального района, муниципального, городского округа: создание условий для внедрения, обеспечение функционирования КСОБЖН «Безопасный регион» в границах соответствующих муниципальных образований в соответствии
    с Федеральным законом «О комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности населения «Безопасный регион»;
  2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в части использования КСОБЖН «Безопасный регион» при сборе и анализе информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также при обмене такой информацией;
  3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части передачи в КСОБЖН «Безопасный регион» данных государственного экологического мониторинга;
  4. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» в части передачи в КСОБЖН «Безопасный регион» данных государственного мониторинга радиационной обстановки;
  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции” в части использования в своей деятельности КСОБЖН «Безопасный регион»;
  6. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» в части использования КСОБЖН «Безопасный регион»;
  7. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» в части использования в своей деятельности КСОБЖН «Безопасный регион»;
  8. Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации в части отнесения КСОБЖН «Безопасный регион» к объектам критической информационной инфраструктуры.
  9. Федеральный закон от 21.12.2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Проекты соответствующих законопроектов будут разработаны и внесены на обсуждение и согласование после принятия законопроекта «О комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности населения «Безопасный регион».