Лица

Станислав Шведов: “Если нашел дело своей жизни, то делай его хорошо”

История каждой успешной компании начинается с личности. С человека, который однажды принял решение и не отступился от своей цели. История системы безопасности «Русич» началась в 1998 году с человека по имени Станислав Шведов.

–  Станислав Викторович, а маленький Стасик в детстве мечтал об охранном бизнесе?

–  В школе я мечтал о небе и хотел поступать в авиационное училище. Но вся моя юность была связана с общественной деятельностью: пионерия, комсомол, школа актива, городские пионерский и комсомольский штабы и т.д. Так что мне прочили соответствующее будущее – идти, как тогда говорили, «по партийной линии». В итоге оптимальным вариантом стало Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище, куда я поступил в 1987 году. Больше 10 лет моя жизнь была связана с вооруженными силами: служил в Западной группе войск, в Сибири, на Дальнем Востоке. В 1998 году уволился из армии и пришел в систему, которую хорошо знал, – создал и возглавил службу безопасности крупного частного предприятия. Эта компания быстро обрастала дочерними организациями, каждую из которых нужно было охранять. И в итоге из нескольких служб безопасности была создана одна объединенная. Так, собственно, появился на свет «Русич».

– Что было самым сложным в период становления?

–  Самое сложное и тогда, и сейчас – это государственное регулирование. Частная охранная деятельность переходила под юрисдикцию разных ведомств, и везде были свои законы, которые еще и постоянно менялись. Много трудностей административного характера было связано, например, с оружием. Еще и само время было непростым. Кто помнит 90-е, тот поймет. Но мы умели разговаривать и договариваться. Справились.

– «Мы» — это команда, коллектив?

– Когда я уволился из армии, я выдохнул и сказал: «Слава богу, у меня больше никогда не будет личного состава». Это серьезный момент, он касается каждого офицера: когда твоя судьба зависит от простого солдата. Но ничего не вышло! (смеется) Потому что руководить предприятием – значит быть в ответе за всех и за всё. И да, у меня отличная команда.

– А какие трудности в работе есть сейчас?

– Самая большая проблема состоит в том, что не все заказчики понимают, что на качестве экономить нельзя. К сожалению, именно безопасность зачастую финансируется по остаточному принципу. Особенно это касается предприятий государственного сектора, которые ограничены федеральным законом о госзакупках. Для них важна только цена контракта – чем дешевле, тем лучше. В итоге тендеры нередко выигрывают люди без необходимой квалификации. Взять хотя бы сферу образования. Массовое убийство в колледже в Керчи в 2018-м, расстрел казанских школьников в мае этого года ничего не изменили в подходе к вопросам безопасности. Собственно, поэтому я взял на себя общественную нагрузку в рамках профессиональных интересов. Вхожу в состав Координационного совета по вопросам частной охранной деятельности при Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, являюсь членом правления Кузбасского регионального отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности. Кроме того, я общественный помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в сфере охраны и безопасности по Кемеровской области и член комиссии по охранной деятельности общероссийской общественной организации «Опора России». Мы хотим, чтобы нас услышали законодатели.

– Не тяжело нести на своих плечах такую, непосильную для многих, общественную нагрузку?

– Если работа по-настоящему стала делом жизни, то общественной нагрузки избежать не удастся. В 2013 году неравнодушные руководители охранных структур Кемеровской области создали некоммерческое партнерство «Лига безопасности Кузбасса», ставшее преемником первого объединения в негосударственной сфере безопасности области НП «Охрана Кузбасса», образованного в 2008 году. Мы решали рабочие вопросы, общались с руководством области и МВД, под чьей юрисдикцией тогда находились. Чуть позже от кузбасской «Лиги безопасности» я стал представителем в Координационном центре руководителей охранно-сыскных структур в Москве, который впоследствии выступил учредителем Федерального координационного центра руководителей охранных структур. Это единственное общероссийское отраслевое объединение работодателей, представляющее интересы руководителей и собственников частных охранных организаций России.

У нас есть возможность выступать с законодательными инициативами, участвовать в разработке документов, необходимых для эффективной работы частных охранных структур. Сейчас в Кемеровской области действует региональное подразделение этой организации – КРООР ФКЦ РОС. Мы представляем все частные охранные структуры Кузбасса, входим в состав Торгово-промышленной палаты, в общественное объединение «Опора России» и везде стараемся отстаивать интересы отрасли.

Сегодня главная наша задача – изменить отношение государства к частной охране. Ведь после силовых структур РФ мы следующие, кто стоит на страже безопасности страны, это признано уже на самом высоком уровне. Охранников в России очень много, это реальная сила, обученные бойцы. Но коммерческая составляющая нашей работы сопряжена с серьезными трудностями. Мы всеми силами добиваемся, чтобы процессы, связанные с безопасностью, были регламентированы, отлажены. А главное – чтобы в отрасли не осталось места полулегальным фирмам, которые выигрывают тендеры исключительно благодаря низкой стоимости работ и предоставляют такого же низкого качества охранные услуги. Сегодня это настоящая беда. Но нельзя экономить на безопасности! Мы должны сделать все, чтобы предотвратить трагедии, когда из-за ненадлежащей охраны гибнут люди, гибнут дети.

Другой вопрос: что за нелегалы выигрывают тендеры с мизерной ценой? Как эти фирмы платят зарплату своим сотрудникам? А налоги, социальные выплаты? Ответ очевиден. При этом живут такие конторы максимум до 3 лет, потом банкротятся, открывают новые ЧОП и опять идут на тендеры и сбивают цены до минимума.

Наша общественная деятельность направлена как раз на то, чтобы в отрасли работали только добросовестные компании, только настоящие профессионалы. Мы уже имеем определенные результаты. Так, в 2020 году при нашем участии вышел приказ Департамента контрактной системы Кемеровской области, который утвердил методику расчета стоимости охранных услуг. Всем предприятиям государственного и муниципального секторов этим приказом рекомендовано выбирать исполнителя работ по охране организаций посредством конкурсов, а не тендеров. В этом случае лишь 40% критериев будут связаны с ценой контракта, а 60% составят критерии качества услуг. Считаю, это уже большой прогресс – переход от цены к качеству! И ведь речь идет о школах, больницах, детских садах, учреждениях культуры и спорта. Там наши дети, наши старики, наши родные, которые не должны остаться беззащитными.

С нашим участием уже приняты поправки, касающиеся оборота оружия. Есть наша заслуга и в создании типового контракта на оказание охранных услуг государственным и муниципальным предприятиям, который утвержден Росгвардией в 2020 году. Также издан приказ Росгвардии, который устанавливает начальную максимальную цену контракта при осуществлении закупок охранных услуг. Кроме того, наконец, по прошествии 30 лет, Госдума будет рассматривать новый проект закона «О частной охранной деятельности», который родился в недрах именно нашей организации. Словом, работы много, но она дает результаты, а значит, всё не зря!

– При таких сложностях не было желания бросить всё и сменить сферу деятельности?

– Желания бросить не было и нет. Но мысли о том, чтобы заниматься дополнительно чем-то другим, порой посещают. Компания работает в режиме хорошо отлаженного механизма, команда справляется со своими задачами. Но охранная деятельность – это процесс. А иногда хочется получить какой-то результат. То, что можно подержать в руках. Некий продукт, плод твоего труда. Вот этого момента мне не хватает. В свое время я чуть не открыл цех по производству кедропласта, например.

– Что помешало?

– Наверное, причина во мне. Я все-таки считаю, что если уж нашел дело своей жизни, то делай его хорошо, не отвлекайся. Несмотря на то что у меня классная команда, в ключевых моментах я все равно должен включаться в процесс сам. Так что мои ресурсы и внимание направлены в одну сторону.

– Самое главное в бизнесе — это…?

– Для меня одна из значимых вещей в бизнесе – это имя компании. Я не могу себе позволить, чтобы у меня было грязно, чтобы мои охранники выглядели неопрятно. Абсолютно неприемлемо, чтобы человек вышел на смену с запахом перегара. Мои сотрудники знают: мы слишком долго работали на репутацию предприятия, чтобы позволить кому-то так легко ее запятнать. Это важный элемент ответственности.

– Ответственности перед заказчиком?

– Перед заказчиком, компанией, коллегами, перед самим собой. Ответственность вообще превыше всего. Я таким вырос, меня таким воспитали. Я в ответе за всех. Можно ввязаться в какое-то дело с целью хорошо заработать и в итоге потерять все. И в такие моменты ты думаешь не о себе, не о своих возможных потерях, а о людях, которые стоят за тобой. И я сейчас говорю даже не про свою семью, а про своих сотрудников, про коллектив.

– А давайте уже про семью. У руководителей часто общая проблема – не хватает времени на личное. Удается уделять родным достаточно внимания?

В какой-то момент я принял решение, что суббота и воскресенье — это время моих близких. Для этого, безусловно, нужна правильная организация рабочего процесса. Поэтому обычно мои выходные принадлежат внукам: мы путешествуем по Кузбассу, смотрим интересные места – едем либо на юг в Шерегеш, либо на север в музей-заповедник «Томская Писаница». Жена мне и друг, и коллега, и единомышленник, так что могу с ней и работу обсудить, и посоветоваться. Вообще считаю, что за спиной каждого успешного мужчины стоит мудрая и сильная женщина. Возможно, если бы не она, ничего этого сейчас и не было бы. Семья – это часть меня, я не умею жить один. Мне важно, чтобы жена была рядом. Но чтобы дать семье лучшее, нужно работать и зарабатывать. Так что просыпаюсь с мыслями о работе и спать ложусь тоже с мыслями о работе. По-другому не получается.

– Любому человеку время от времени нужна перезагрузка. Удается полноценно отдыхать от работы?

– Мне хватает нескольких дней на природе. Могу прыгнуть в машину, уехать на Алтай и там часами сидеть на берегу и просто слушать, как шумит Катунь. Ночь сна под звук речной воды, и мой аккумулятор снова заряжен. Зимой переключиться помогают горные лыжи: наш кузбасский Шерегеш или Красная Поляна в Сочи. Еще одна отдушина – друзья-офицеры. Нашему выпуску (из училища. – Примеч. ред.) уже исполнилось 30 лет, и все эти годы мы постоянно на связи, встречаемся, поддерживаем друг друга, помогаем семьям наших ушедших товарищей. Наше офицерское братство тоже придает силы. А еще отличный антистресс для меня — это мои кошки.

– Серьезный директор охранного предприятия – и вдруг кошки?

– В 2009 году ушел из жизни мой близкий друг и единомышленник, я очень тяжело переживал потерю. Понимал, что нужно срочно выходить из этого кризисного состояния. И в этот момент у меня появилась «пушистая отдушина» – шотландская вислоухая кошка Розмари. Кошек я люблю с детства, но тут впервые дома поселилась породистая дама, с которой нужно было ходить на выставки. И этот новый мир меня сразу затянул. Я стал изучать породу, много читал, общался с заводчиками и экспертами. Затем родились первые котята, но кошка не смогла выкармливать помет самостоятельно, и я должен был вставать к ним каждые три часа и кормить из пипетки. Это непередаваемые эмоции! Так образовался питомник «Шотландское чудо», а у меня появился новый интерес и новые друзья. Горжусь своими достижениями в этой сфере не меньше, чем в работе. В моем питомнике, например, родился кот, который дважды стал чемпионом мира! Сейчас уже разведением «шотландцев» не занимаюсь, но связь с друзьями-кошатниками поддерживаю и даже отслеживаю тенденции в развитии породы.

– Если сравнить ваши нынешние фотографии и снимки, скажем, двухгодичной давности, то колоссальная разница видна невооруженным глазом. Что произошло? Почему, а главное,  как Станислава Шведова стало на 50 кило меньше?

– Мне захотелось вернуться к тому Станиславу Шведову образца 1998 года, когда я уволился из армии. Стройный, подтянутый, здоровый, словом, красавчик! (смеется) На гражданке раздобрел быстро – работы много, нервы, постоянно в разъездах, питался как попало. Конечно, я периодически предпринимал попытки вернуть себе прежнюю форму, но заметного результата не добивался, пока вопрос не встал так: либо я сбрасываю вес, либо… Врач очень доходчиво обрисовал мне печальные перспективы. Я понял, что еще не доделал свои дела на этой земле, а значит, нужно все менять. Тогда, осенью 2019-го я поставил себе конкретную цель: «Минус 50 килограммов к 50 годам». И за 9 месяцев, ко 2 августа 2020 года, я этой цели достиг. Оказалось, что нужен контроль над собой в вопросах питания. Стоило упорядочить этот процесс, и жизнь изменилась, я изменился, родился новый человек. Сейчас я ем 4 раза в день, исключил из рациона очень небольшой список продуктов, делаю зарядку, много хожу. Спорт пока дозирую, нужно сначала восстановить суставы. Но 20 спусков на горных лыжах за день – это запросто. А раньше мог ну максимум два-три… У меня трое детей, трое внуков, мне есть ради чего еще пожить!

– Ваш пример стал вдохновением для сотрудников?

– Охранников с лишним весом у нас и так практически нет, но среди руководящего состава и офисных работников многие заинтересовались этой темой, увидев мой результат. Ничего не скрываю, всем рассказываю, как я похудел. И сейчас замечаю, что мои коллеги тоже меняют образ жизни и меняются внешне. Приятно видеть!

– Есть ли у вас жизненные принципы, которым не измените никогда?

– Избитая фраза, но скажу: жизнь – Родине, честь – никому. И еще однажды на каком-то тренинге было задание: подумайте, какие слова могли быть написаны на вашем надгробии. И я ответил: «Здесь покоится русский офицер с обостренным чувством справедливости». Да, с возрастом приходит мудрость. И на многие вещи, которые раньше могли вызвать гнев, я сейчас смотрю спокойнее. Я научился сам и учу своих сотрудников не реагировать на провокации. Сохранять хладнокровие, оценивать ситуацию на несколько ходов вперед. Сила не в том, чтобы побольнее ударить соперника, а в том, чтобы нейтрализовать угрозу. И это не только про работу, это вообще про жизнь.

– Были в вашей жизни решения, о которых пришлось пожалеть?

– Разве что достаточно раннее увольнение из вооруженных сил. Можно было еще служить. Но, как показала жизнь, все, что я не успел отдать государству, что в меня вложили мои наставники в училище, в итоге пригодилось на гражданском поприще, пригодилось тем людям, с которыми я работаю. Есть у нас такой девиз: «”Русич” – надежность, проверенная временем». Под этим лозунгом мы живем и работаем уже более 20 лет. К каждому заказчику относимся ответственно и честно. Мы заинтересованы в том, чтобы наши партнеры росли и развивались. И мы вместе с ними.

– Что хотели бы пожелать коллегам частной охранной и детективной деятельности?

– Хочу пожелать определенности. Определенности в сегодняшнем дне, ясности в дне завтрашнем. Понимания со стороны государства нашей значимой роли и соответствующего отношения. Чтобы наш труд всегда ценили по достоинству!