НСБ, Услуги и продукты

Устройства контроля за грузовыми перевозками — всякие нужны и всякие важны, но называть их надо правильно!

По мере развития новых технологий устройств, контролирующих сохранность груза, электронных становится все больше. На что представителям охранных структур нужно обращать внимание при их выборе и почему сегодня так важен четкий и корректный понятийный аппарат, применяемый в отношении электронных устройств контроля за грузовыми перевозками, сегодня рассказывает Член ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Владимир Юрьевич Драчев.

Сегодня отдельными производителями и пользователями электронных устройств осуществляется подмена действующих значений и определений, используемых при применении понятия «пломба». В первую очередь это касается терминов, относящихся к вновь появившимся электронным устройствам, а именно к электронной пломбе или, говоря техническим языком, электронному пломбировочному устройству.

Суть проблемы заключается в следующем. Электронной пломбой пытаются назвать электронное устройство, пломбой не являющееся. Это, может быть, очень нужное и востребованное устройство, но оно не является пломбировочным устройством и, следовательно, называться пломбой не может. Теперь обо всем по порядку.

Энциклопедический словарь дает такое определение слову «пломба»: «уникальное устройство однократного применения, предназначенное для индикации факта несанкционированного доступа к охраняемому объекту». Тот же энциклопедический словарь поясняет: «Пломбы изготавливаются таким образом, чтобы снятие их непременно приводило к оставлению ясно видимых следов на их материале (как визуально, так и с применением специальных приборов и способов исследования), а снятие без оставления следов было бы практически неосуществимо».

Говоря простым языком, пломба — это такое устройство, которое по своему внешнему виду при его визуальном осмотре позволяет увидеть, подвергалось оно какому-либо силовому воздействию или нет. Вскрывалось оно или нет. При попытке снять пломбу она или ее пломбировочный элемент должны разрушиться, либо на них (либо на одном из них, либо на пломбе целиком, либо на пломбировочном элементе) должны остаться видимые следы повреждения. Например, когда грузополучатель подходит к вагону (контейнеру) и осматривает пломбу, он должен однозначно увидеть, был доступ к грузу или нет, можно открывать двери вагона (контейнера) самостоятельно или необходимо заявлять комиссионную выгрузку. Это главная и единственная функция пломбы. Использованную пломбу невозможно применить повторно. В этом ее суть!

На основании этих требований на протяжении уже не одного десятилетия строится вся научная работа, проводимая в этом направлении. Все действующие на сегодняшний день стандарты (ГОСТы, ОСТы, ИСО) дают определение понятию пломба (пломбировочное устройство) исходя из приведенных выше положений. Определение пломбировочного устройства в соответствии с требованиями межгосударственного ГОСТ 31282–2021 «Устройства пломбировочные. Классификация» звучит следующим образом:

 «Пломбировочное устройство (ГОСТ 31282–2021) — одноразовое, персонально идентифицируемое средство контроля, предназначенное для индикации несанкционированного доступа к объекту пломбирования». И это абсолютно правильная трактовка сути пломбы, не вызывавшая и не вызывающая никаких сомнений. Где бы ни применялась пломба (при опломбировании грузовых отсеков транспортных средств или при опломбировании помещений), одноразовость использования пломбы является ее сутью.

Жизнь, безусловно, не стоит на месте. Развиваются и пломбировочные устройства. И сегодня, когда мы говорим о новых достижениях в области пломбирования, в первую очередь речь идет об электронных пломбировочных устройствах. Мы говорим о новых возможностях электронных пломбировочных устройств, о появившихся преимуществах этих пломб по сравнению с механическими пломбами, но мы не должны забывать о сути самого понятия пломба.

Рисунок 1

Преимущество электронной пломбы (рис. 1) перед механической заключается в том, что она позволяет уже в момент нарушения самой пломбы или нарушения пломбировочного элемента, где бы она ни находилась, узнать об этом и, следовательно, появляется возможность немедленно принять соответствующие меры. Но появившееся преимущество ни в коем случае не должно исключить (подменить) главное назначение пломбы, а именно возможность визуального (в необходимых случаях экспертного) контроля состояния пломбировочного устройства и невозможность его повторного применения. Проще говоря, увидеть своими глазами следы попытки вскрытия пломбы и понять, какие дальнейшие действия необходимо предпринимать.

Заявления отдельных разработчиков электронных устройств о том, что наличие наглядного визуального контроля имевших место попыток вскрытия пломбы уже не важно, так как в памяти устройства останется след об этом событии, и что пломба может использоваться сколько угодно раз, просто не выдерживают никакой критики. Такие заявления говорят лишь о том, что делающие их люди не знакомы с действующими нормативными документами и хотят во что бы то ни стало назвать электронное устройство, не являющееся пломбировочным устройством ни согласно определению, ни согласно возможности использования, пломбой.

Если мне говорят, что электронная пломба может быть открыта для досмотра, например, по требованию контролирующих органов, а затем снова закрыта, то я понимаю, что эта операция может быть проделана и без присутствия контролирующих органов. И если существует такая возможность вскрытия, то это уже не пломба. Электронный замок — да, но не пломба! Кроме того, электронное устройство может выйти из строя, а может быть, его выведут специально, и тогда мы не сможем узнать, вскрывалось оно или нет без проведения экспертизы. У электронного

устройства может закончиться заряд батареи, и мы не узнаем о факте вскрытия, пока не зарядим батарею. А если вскрытие осуществлялось при разряженной батарее (может быть, специально разряженной), то факт вскрытия просто не может быть установлен! Какая же это пломба? Кроме того, на зарядку батареи требуется время, на экспертизу — еще больше, а нам необходимо сразу знать об имевшей место попытке вскрытия или о факте доступа к грузу.

Электронные устройства могут иметь много замечательных функций, например, функцию, навигации или, опять-таки, функцию электронного замка, или функции контроля за условиями перевозки груза (определение температурного режима, влажности и др.), но это все опции — дополнительные, не имеющие к понятию пломба никакого отношения. Указанные функции могут быть применены в отдельном устройстве, не имеющем никакого отношения к пломбировочному. Но, если эти функции совмещены с устройством, выполняющим функцию пломбы, то это устройство должно соответствовать понятию пломба и его определению.

Рис. 2 Трекер с функцией контроля целостности троса-кабеля
Рис. 3 Электронный замок c функцией навигации

В словосочетании электронная пломба функция, выполняемая устройством, определена словом пломба. Здесь пломба подлежащее, а электронная определение. Именно слово пломба обозначает его предназначение, а слово электронная говорит лишь о способе передачи информации от пломбы и к пломбе. Таким образом, словосочетания «навигационная пломба», «электронная навигационная пломба» и так далее должны отвечать определению «пломба» и соответствовать требованиям к пломбе, оговоренным в определении. Если же рассматриваемое устройство не выполняет означенные функции, оно не может называться пломбой. Исходя из этого, например, устройство, имеющее определение «навигационная пломба» должно в первую очередь выполнять функцию пломбы, а затем уже функцию навигации. И в случае, если устройство не может выполнять функцию пломбы, а выполняет лишь функцию навигации, оно должно называться навигационным устройством (рис. 2), а не навигационной пломбой.

Также необходимо отличать устройство, называемое пломбой, от устройства многоразового применения, являющегося электронным замком (рис. 3).Электронный замок — это устройство контроля доступа к объекту, состоящее из электронного блока и контрольного элемента, которое накладывается на запорный узел охраняемого объекта, и передает сигнал тревоги при нарушении (попытке нарушения) целостности контрольного элемента, но не обеспечивает наглядную индикацию факта несанкционированного доступа к контролируемому запорному узлу.