История, НСБ

Роль и место НСБ в общей системе общественной и национальной безопасности страны

Что собой представляет НСБ?

Под «негосударственной сферой безопасности» (НСБ) понимается относительно самостоятельная часть негосударственной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и комплексная отрасль экономики, включающая в себя систему негосударственных коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих и поставляющих товары, выполняющих работы и оказывающих услуги безопасности, научные и образовательные организации, занимающиеся разработкой проблем в области безопасности и осуществляющие подготовку соответствующих специалистов, а также общественные объединения и некоммерческие организации, защищающие корпоративные интересы субъектов НСБ.

Термин НСБ впервые официально был введён в оборот в 2012 году, когда по инициативе ряда субъектов НСБ был учреждён Координационный совет НСБ, который возглавил Озеров Виктор Алексеевич, председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по обороне и безопасности. В настоящее время указанный термин довольно часто используется в научных исследованиях по проблемам деятельности её субъектов, средствах массовой информации, в официальных названиях различных комитетов и комиссий, в ходе мероприятий, проводимых субъектами НСБ на мероприятиях,  проводимых субъектами НСБ.

НСБ объединяет субъектов негосударственной системы обеспечения национальной безопасности, коммерческая и общественная деятельность которых в соответствии с законодательством является одним из средств обеспечения безопасности, либо направлена на техническое, информационное и иное обеспечение указанной деятельности. К ним относятся:

  • частные охранные организации;
  • частные детективы;
  • частные коммерческие организации, выполняющие работы и оказывающие услуги в области пожарной безопасности;
  • частные коммерческие организации, выполняющие работы и оказывающие услуги в сфере информационной безопасности;
  • частные коммерческие организации, осуществляющие проектирование, производство, поставку, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств и систем безопасности;
  • частные коммерческие организации, осуществляющие проектирование, производство, поставку и эксплуатационное обслуживание оружия;
  • частные коммерческие организации, осуществляющие проектирование, производство, поставку и эксплуатационное обслуживание специальных средств защиты;
  • негосударственные научные учреждения, занимающиеся разработкой проблем НСБ;
  • негосударственные образовательные учреждения по подготовке специалистов в области безопасности;
  • общественные объединения НСБ;
  • некоммерческие партнёрства НСБ;
  • индивидуальные предприниматели;
  • иные участники НСБ.

По данным экспертов, НСБ в общей сложности объединяет более 2 миллионов человек, её субъекты активно участвуют в решении масштабных государственных задач, в том числе  в:

  • защите конституционного строя;
  • укреплении обороноспособности РФ (мобилизационные ресурсы);
  • пресечении и раскрытия преступлений, административных правонарушений и иных антиобщественных проявлений;
  • обеспечении личной, общественной, транспортной, пожарной и информационной безопасности;
  • решении задач соответствующих государственных органов в области разведывательной и контрразведывательной деятельности.

НСБ в настоящее время является одной из значимых отраслей экономики страны.

Как самостоятельная отрасль экономики НСБ представляет собой совокупность однородных предприятий, организаций, учреждений, физических лиц – индивидуальных предпринимателей, специально занятых изготовлением отдельных видов продуктов, выполнением работ и оказанием услуг безопасности, профессиональной подготовкой специалистов, работающих в НСБ, защитой прав и законных интересов субъектов НСБ.

НСБ является комплексной отраслью, поскольку входящие в нее субъекты не только оказывают услуги, но и производят товары, выполняют иные работы, объединенные характером удовлетворяемых потребностей. По участию в создании совокупного общественного продукта и национального дохода деятельность НСБ относится как к сфере производства, так и к нематериальной сфере, а по отношению к собственности и органам управления – к частному сектору экономики.

По количеству занятых в указанной сфере работников, объему оказываемых услуг, производимых товаров и работ НСБ занимает значимое место среди других отраслей экономики. Об этом свидетельствует анализ современного состояния рынка товаров, работ и услуг, производимых, выполняемых и оказываемых субъектами НСБ.

Какие есть основания утверждать, что в России сложилась вполне внятная система НСБ?

Для такого утверждения имеется ряд объективных оснований.

1. В основном определены субъекты НСБ.

Модельным законом ОДКБ «О негосударственных субъектах обеспечения национальной безопасности» (ст. 1), принятом ПА ОДКБ в 2019 году всеми её членами, в том числе и Российской Федерацией, они отнесены к негосударственным субъектам обеспечения национальной безопасности.

2. Значительная часть субъектов НСБ закреплена в различных классификаторах (например, в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности разделе  80 «Услуги по обеспечению безопасности и проведению расследований»).

3. Статус НСБ закреплен в  ряде официальных документов.

Так в 2016 году Национальным советом по профессиональным квалификациям  при Президенте РФ был создан Совет по профессиональным квалификациям в негосударственной сфере безопасности, а в 2017 году в РСПП была образована Комиссия по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности.

4. При активном участии общественных и научных организаций НСБ подготовлены проекты федеральных законов, касающихся деятельности субъектов НСБ, а также выработаны предложения по совершенствованию национального законодательства.

5. По инициативе РОО «Лига предпринимателей и руководителей предприятий безопасности», Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» при участии Некоммерческого партнерства «Координационный центр руководителей охранно-сыскных структур» проведены четыре международные конференции по вопросам развития НСБ в Казахстане (г. Алма-Ата), РФ (г. Уфа), Киргизии (оз. Иссык-Куль), Китай (г. Урумчи).

По проблемам НСБ систематически проводятся обсуждения в Общественной палате, ТПП, Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности.

6. Активно ведутся научные исследования в части, касающейся деятельности субъектов НСБ.

Защищено ряд диссертаций, в том числе закрытого характера, об использовании возможностей субъектов НСБ для решения задач, стоящих перед государственными органами. 

Специалистами Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» разработана Концепция формирования и устойчивого развития негосударственной сферы безопасности Российской Федерации,

7. Деятельность субъектов НСБ освещают медиа-портал «Хранитель», информационный портал «ГардИнфо», интернет-сайты ассоциаций и общественных объединений, а также журналы «Мир безопасности», «Системы безопасности», «Противопожарная защита», «Транспортная безопасность и технологии», «Охрана труда» и другие.

Какие есть убедительные аргументы и факты, свидетельствующие  о том, что субъекты НСБ внесли и продолжают вносить существенный вклад в обеспечение  национальной безопасности страны?

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определяет понятие «национальная безопасность», как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность, устойчивое развитие, оборону и безопасность Российской Федерации.

Федеральный закон «О безопасности», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года ставят состояние национальной безопасности в прямую зависимость от эффективности функционирования всей системы обеспечения национальной безопасности, под которой понимают широкий спектр государственных и негосударственных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности.

Система обеспечения национальной безопасности состоит из двух самостоятельных, тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных систем ее обеспечения: государственной системы обеспечения национальной безопасности и негосударственной системы обеспечения национальной безопасности. Их наличие и одновременное функционирование создает стабильность в стране и то необходимое «равновесие», которое способно уберечь общество и государство от раскола, социальных потрясений и бед. Ослабление любой из них вредно как для страны в целом, так и для конкретной личности в частности.

Субъекты НСБ входят в негосударственную систему обеспечения национальной безопасности (см., например, Модельный закон «О негосударственных субъектах обеспечения национальной безопасности»).  Схематически это выглядит следующим образом (Приложение №2).

Участие субъектов НСБ в обеспечении национальной безопасности осуществляется посредством осуществления ими уставной деятельности, реализации гражданских прав и обязанностей.

Субъекты НСБ, взаимодействуя между собой, обеспечивают комплексную защиту охраняемых объектов, населенных пунктов, территорий и объекты гражданских прав. При этом они тесно сотрудничают с местными органами самоуправления и правоохранительными органами. Все это позволяет интегрировать объекты различных форм собственности в системы безопасности территорий, обеспечивая им высокий уровень защищенности. Применительно к конкретным субъектам НСБ их участие в обеспечении национальной безопасности осуществляется следующим образом.

1. Частные охранные организации.

Частные охранные организации обеспечивают состояние защищенности охраняемого имущества, жизни и здоровья охраняемых лиц, порядка от противоправных посягательств, являются неотъемлемой частью системы обеспечения безопасности населенных пунктов и территорий.

Частные охранные организации охраняют объекты транспорта и транспортной инфраструктуры в целях недопущения актов незаконного вмешательства, а также объекты, потенциально опасные в террористическом отношении, обеспечивают порядок в местах проведения массовых мероприятий. Обеспечивая надежную охрану более миллиона объектов различного назначения, частные охранные организации тем самым не только защищают права и законные интересы бизнеса, но и принимают активное участие в решении государственной задачи по предупреждению и пресечению преступлений.

Практика последних лет наглядно свидетельствует о том, что ни борьба с преступностью, ни борьба с терроризмом уже не могут быть в достаточной мере эффективными без использования возможностей частной охраны. Её способность обеспечивать безопасность предпринимательской деятельности является одним из критериев благоприятного инвестиционного климата.

Ежедневно десятки тысяч частных охранников патрулируют улицы населённых пунктов. За год ими задерживаются десятки тысяч нарушителей общественного порядка, лиц, находящихся в розыске. ЧОО активно участвуют в обеспечении безопасности публичных мероприятий (выборы законодательных и исполнительных органов, культурные мероприятия, спортивные соревнования и пр.), антитеррористической защиты объектов. 

2. Частные детективы.

Основными функциями детективов в обеспечении национальной безопасности являются:

  • предупреждение и раскрытие преступлений, предупреждение и пресечение административных правонарушений;
  • обеспечение экономической и информационной безопасности субъектов предпринимательской деятельности;
  • обеспечение доступа к правосудию;
  • обеспечение прав и законных интересов участников административного, арбитражного, гражданского и уголовного судопроизводства.

3. Частная пожарная охрана.

Более 50 тысяч работников частной пожарной охраны обеспечивают  противопожарную безопасность важных хозяйственных объектов страны.

Основными функциями частной пожарной охраны в обеспечении национальной безопасности являются:

  • производство товаров, выполнение работ, оказание услуг в области пожарной безопасности;
  • предупреждение и пресечение правонарушений в области пожарной безопасности;
  • вовлечение граждан в добровольную пожарную охрану;
  • предупреждение возгораний и своевременное тушение пожаров;
  • обучение граждан мерам пожарной безопасности.

4. Коммерческие организации, производящие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги в области информационной безопасности.

Десятки тысяч программистов эффективно действуют в сфере кибербезопасности, обеспечивая устойчивость работы критически важных объектов.

Основными функциями указанных коммерческих организаций  в обеспечении национальной безопасности являются:

  • производство товаров, выполнение работ и оказание услуг в области информационной безопасности;
  • защита информационных ресурсов, аппаратных и программных средств, прав и законных интересов источников (поставщиков) информации, пользователей (потребителей) информации, собственников (владельцев, распорядителей) информации, физических и юридических лиц, о которых собирается информация, владельцев систем сбора и обработки информации, участников процессов обработки и передачи информации, помещений, зданий, прилегающих к ним территорий от внешних угроз информационным ресурсам;
  • защита и развитие национальной информационной инфраструктуры;
  • разработка и внедрение новых технологий информационной безопасности;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в области информационной безопасности.

5. Коммерческие организации, осуществляющие проектирование, производство, поставку, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств и систем безопасности.

 Основными их функциями в обеспечении национальной безопасности являются:

  • проектирование, производство, поставка, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств и систем безопасности;
  • выполнение работ и оказание услуг по защите собственности от противоправных посягательств, осуществлению контроля за соблюдением общественного порядка в местах массового пребывания граждан, внутриобъектового и пропускного режимов на охраняемых объектах, организации связи с правоохранительными органами, охранными предприятиями (организациями), недопущению несанкционированного проникновения посторонних лиц на территорию собственника;
  • информационное обеспечение по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

6. Коммерческие организации, осуществляющие проектирование, производство, поставку и эксплуатационное обслуживание оружия.

Основными их  функциями в обеспечении национальной безопасности являются:

  • производство, поставка и эксплуатационное обслуживание оружия;
  • выполнение работ, оказание услуг в области оборота оружия;
  • разработка, производство и внедрение новых образцов оружия;
  • совершенствование тактико-технических данных видов оружия, находящегося в производстве;
  • выполнение работ по импортозамещению иностранных видов оружия;
  • участие в просветительской работе по вопросу правомерного применения
  • оружия в целях самозащиты.

7. Коммерческие организации, осуществляющие проектирование, производство, поставку и эксплуатационное обслуживание специальных средств защиты.

Основными функциями указанных коммерческих организаций  в обеспечении национальной безопасности являются:

  • выполнение работ, оказание услуг в области оборота специальных средств защиты;
  • разработка, производство и внедрение новых образцов специальных средств защиты;
  • совершенствование тактико-технических видов специальных средств защиты, находящихся в производстве;
  • выполнение работ по импортозамещению иностранных видов специальных средств защиты;
  • участие в просветительской работе по вопросу правомерного применения специальных средств защиты.

8. Общественные организации и объединения правоохранительной направленности.

Основными функциями общественных организаций и объединений правоохранительной направленности в обеспечении национальной безопасности являются:

  • предупреждение и пресечение правонарушений;
  • предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
  • осуществление профилактики пожаров;
  • спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;
  • участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
  • охрана и воспроизводство природных ресурсов;
  • оказание помощи органам внутренних дел в обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности;
  • оказание помощи пограничным органам в охране государственной границы;
  • обучение граждан основам безопасного поведения;
  • информирование государственных органов о совершенных или готовящихся правонарушениях;
  • правовое просвещение граждан.

9. Профессиональные союзы.

Основными функциями профессиональных союзов в обеспечении национальной безопасности являются:

  • предупреждение нарушений работодателями трудовых прав работников;
  • восстановление нарушенных прав работников;
  • отстаивание интересов работников в государственных и общественных органах;
  • контроль за состоянием охраны труда;
  • контроль за соблюдением законодательства при принятии и применении правовых норм хозяйственными органами.

10. Негосударственные научные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность в интересах обеспечения национальной безопасности.

Основными функциями научных организаций в обеспечении национальной безопасности являются:

  • проведение фундаментальных исследований по актуальным проблемам участия НСБ в обеспечении национальной безопасности;
  • внедрение результатов научных исследований в практику;
  • разработка проектов нормативных правовых актов, в части, касающейся участия субъектов НСБ  в  обеспечении национальной безопасности;
  • проведение экспертных и аналитических работ по проблемам участия субъектов НСБ в обеспечении национальной безопасности;
  • взаимодействие с международными организациями (МПА СНГ, МП ОДКБ) по вопросам участия негосударственных субъектов в обеспечении национальной безопасности;
  • информационный обмен с зарубежными организациями и научными центрами.

11. Негосударственные образовательные организации, осуществляющие обучение специалистов в области обеспечения национальной безопасности.

Основными функциями негосударственных образовательных организаций в обеспечении национальной безопасности являются:

  • реализация государственной политики в области образования в сфере обеспечения национальной безопасности;
  • разработка образовательных программ по обучению специалистов негосударственных субъектов обеспечения национальной безопасности;
  • организация образовательного процесса;
  • разработка и принятие локальных нормативных актов;
  • проведение итоговой аттестации лиц, прошедших профессиональное обучение;
  • проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов регламентирующих подготовку специалистов для негосударственной сферы безопасности.

12. Граждане.

Основными функциями граждан в обеспечении национальной безопасности являются:

  • исполнение воинской обязанности в соответствии с законодательством государства;
  • участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне, создании организаций и общественных объединений, содействующих укреплению обороны;
  • участие на добровольных началах в защите государственной границы в пределах приграничной территории;
  • участие в общественных организациях и объединениях правоохранительной направленности;
  • участие в обеспечении пожарной безопасности в составе добровольной пожарной охраны;
  • участие в предупреждении и пресечении правонарушений;
  • участие на добровольных началах в мероприятиях по охране общественного порядка и общественной безопасности, а также в защите государственной границы в пределах приграничной территории;
  • осуществление самозащиты гражданских прав.