Новости, Транспортная безопасность

Проблемы предоставления документов в рамках аттестационных процедур работников подразделений транспортной безопасности

Алексей НЕМЦОВ,
директор Саморегулируемой организации Ассоциация предприятий
безопасности «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ»

В настоящее время в деятельности подразделений транспортной безопасности выявлен ряд проблемных вопросов, которые затрудняют их эффективное функционирование.

Одним из таких вопросов является несовершенство законодательства в сфере аттестации сотрудников, выполняющих работы, непосредственной связанные с обеспечением транспортной безопасности.

Так, Минтрансом России издан приказ от 28.08.2020 г. №332 «Об утверждении перечня документов, представляемых в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу» и приказ от 06.04.2022 г. №121 «Об утверждении Перечня документов, представляемых в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в орган аттестации…».

В обоих приказах в перечнях представляемых документов указано медицинское заключение (справка), подтверждающее отсутствие психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании либо прекращение диспансерного наблюдения в отношении указанных заболеваний, выданное медицинской организацией.

Эта формулировка соответствует подп.2 п.1 ст.10 Федерального закона «О транспортной безопасности»: работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица: страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией.

Однако, указанная статья не определяет ни порядок установления наличия или отсутствия психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ни форму медицинского заключения.

Вместе с тем, помимо указанной статьи, вопросы проведения ежегодных медицинских осмотров для допуска к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности, затрагиваются в п.4 ст.12.3 закона о транспортной безопасности: работники подразделений транспортной безопасности обязаны ежегодно проходить профилактический медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и периодические проверки на пригодность… Порядок прохождения указанного профилактического медицинского осмотра и форма заключения, выдаваемого по его результатам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения…».

Как следует из приведенной редакции, п.4 ст. 12.3 в отличие от п.1 ст.10, фактически обязывает Минздрав России разработать и Порядок прохождения медицинского осмотра, и форму медицинского заключения, выдаваемого по его результатам, что и было осуществлено приказом Минздрава России от 29.01.2016г. №39н «Об утверждении Порядка прохождения работниками подразделений транспортной безопасности ежегодного медицинского осмотра…», включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и формы заключения, выдаваемого по его результатам.

Этим приказом утвержден порядок прохождения работниками подразделений транспортной безопасности ежегодного медицинского осмотра, и форма заключения, выдаваемого по результатам прохождения медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Таким образом, наибольшие трудности, связанные со сбором и представлением данных документов, предоставляемых в органы аттестации подразделения транспортной безопасности, испытывают при получении медицинских справок, подтверждающих отсутствие психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании, а также отсутствие диспансерного наблюдения в отношении указанных заболеваний в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией.

Обусловлено это тем, что в настоящее время форма таких справок не получила своего законодательного закрепления, что приводит к затруднениям при прохождении медицинских осмотров кандидатами, трудоустраиваемыми на работу в подразделения транспортной безопасности.

В медицинских учреждениях зачастую отказывают в указании в медицинских справках точных формулировок, которые требует орган аттестации в соответствии с Федеральным законом №16-ФЗ «О транспортной безопасности». Отсутствие приказа Минздрава РФ об утверждении единой формы такой медицинской справки приводит к многочисленным злоупотреблениям со стороны медицинских учреждений, которые при отказе мотивируют это тем, что приказы Минтранса РФ не являются обязательными для неукоснительного выполнения медицинскими организациями.

Кроме того, согласно положениям Приказа Минтранса №121 от 06 апреля 2022 г. срок действия медицинских справок сократился до 2 месяцев (60 дней). Такой короткий срок действия данных документов приводит к дополнительным финансовым и временным затратам, сокращается время на сбор и подготовку всех остальных документов, необходимых для аттестации, на формирование групп аттестуемых лиц. Учитывая сроки обработки персональных данных органом аттестации и сроки получения необходимых заключений в МВД, при неудачной попытке прохождения аттестации для того, чтобы ее пересдать, лицу необходимо будет заново получать все медицинские справки, которые выдаются на возмездной основе.

Для решения указанных проблем и пробелов законодательства, на наш взгляд, необходимо:

1. законодательно определить и утвердить приказом Минздрава РФ форму справки, предоставляемой в органы аттестации, подтверждающей отсутствие психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании и отсутствие диспансерного наблюдения в отношении указанных заболеваний в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией, являющихся ограничением при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

2. внести изменения в п.8 – 10 Приказа Минтранса России от 06.04.2022 №121 в части увеличения сроков действия документов, подтверждающих отсутствие ограничений при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности до 6 месяцев.

Внесение предлагаемых изменений позволит обеспечить законность в действиях медицинских учреждений и укрепит права и обязанности аттестуемых лиц.