Безопасность, Лица, СВО

Сергей Силивончик: “Мы доказали, что частная охранная отрасль способна мобилизоваться, выполнять ответственные задачи”

Для обеспечения взаимодействия между частными охранными предприятиями, федеральными органами исполнительной власти и администрациями в ЛНР, ДНР и на освобожденных территориях Херсонской области, Запорожья и Харьковской области был создан Координационный центр охранных структур (КЦОС). Человеком, который его возглавил и внес весомый вклад в работу Центра, стал заместитель исполнительного директора СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Силивончик.

— Сергей Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, как появился Координационный центр охранных структур?

— 15 августа в Министерстве просвещения РФ состоялось межведомственное совещание под руководством первого заместителя Министра просвещения Российской Федерации Александра Бугаева, в котором приняли участие представители Росгвардии, СРО Ассоциация «Школа без опасности» и ФКЦ РОС. Решались в том числе вопросы организации взаимодействия в рамках выполнения задачи по охране образовательных организаций на, образно говоря, «территориях». Было очевидно, что работа осуществлялась бы крайне неэффективно, если бы государство координировало работу каждого ЧОПа в отдельности. И было принято решение, что необходимо создать единый координационный центр. Меня назначили его руководителем.

— Какие задачи вам предстояло решить на начальном этапе?

— Для достижения общей цели были сконцентрированы усилия многих ведомств. Кроме регулятора и Министерства просвещения осуществлялось взаимодействие с Федеральной таможенной службой и Пограничной службой ФСБ РФ. Пересечение границы группами охранников, направленных на объекты образования, должно было быть строго согласовано.

Охранники из различных регионов съезжались на пункт сбора, созданный в Ростове-на-Дону. На пункте сбора работали сотрудники Росгвардии, учебных центров и представители таможни. Здесь была организована возможность пройти дополнительное обучение и повысить разряд. Если бы этим занимался каждый ЧОП по отдельности в своем регионе, то в установленные сроки мы бы поставленную задачу решить не успели.  Всего в отдельные дни здесь находилось до пятисот человек.

На местах охранники распределялись максимально компактно. То есть объекты одного ЧОПа были сосредоточены в пределах одного населенного пункта или одного района. Это нужно для оптимальной организации связи и контроля за работниками со стороны старших и заказчика. Было налажено взаимодействие КЦОС с руководством «территорий».

— Непросто организовать пребывание такого числа людей!

— Разумеется, необходимо было не просто их собрать, но и обеспечить проживание, питание, наладить элементарную дисциплину, чтобы эта огромная работа проводилась упорядочено. Считаю, мы с этим успешно справились. Охранники планомерно проходили обучение, вооружались и входили в состав отправляемых групп.

Пункт сбора во многих смыслах живет как воинское подразделение. Дисциплина здесь была установлена практически армейская.

Нельзя было допустить никаких конфликтов между прибывшими. Мы понимаем, что люди разные, с разными характерами. И к тому же с оружием. Поэтому дисциплина была важнейшим аспектом. Кто нарушал установленные правила, немедленно убывал с пункта сбора. Если ты человек конфликтный, рано или поздно это проявится в работе.

К счастью, большинство представителей охранных предприятий с пониманием отнеслись к установленным правилам, что способствовало выполнению задач. Люди, для которых не пустой звук такое понятие, как выполнение долга, которые понимают, что иногда нужно действовать в сжатые сроки, в экстремальных условиях, относятся к этому иначе.

— На пункт сбора съехались ЧОПы со всей России. Проявлялись ли какие-то различия между ними?

— Для всех были озвучены одинаковые условия, к которым все отнеслись по-разному. Сразу подмечаешь, как предприятие действует в качестве структуры, какие взаимоотношения между работниками и руководством, между старшими и охранниками. Многие ЧОПы произвели самое лучшее впечатление. Четкая работа, практически военная дисциплина. Никаких лишних обсуждений. Поставлена задача — выполняют.

Но, к сожалению, были и те, которые рассматривал проект как своего рода приключение. Они не осознавали важность, серьезность происходящего. Мы видели недостаточную ответственность, недисциплинированность.

— Вы сами выезжали на «территории»?

— Да. Выставление охраны в некоторых районах проходило непросто. Понятно, что в условиях проведения специальной военной операции обстановка может изменяться стремительно. Были случаи, что охранникам, выставленным на объектах образования, приходилось эвакуироваться в связи с осложнившейся ситуацией. Однако основная масса охранников благополучно находится на своих объектах и бесперебойно несет дежурство.

— Какие основные выводы вы могли бы сделать из проделанной к настоящему моменту работы?

— Частная охрана долго не рассматривалась представителями госорганов как сила, способная выполнять по-настоящему серьезные, государственные задачи, связанные с обеспечением безопасности. Но теперь отрасль получила возможность доказать, на что она все же способна.

В очередной раз доказал свою дееспособность такой институт, как саморегулирование. Именно СРО Ассоциация «Школа без опасности» под руководством Сергея Васильевича Саминского стала одной из ключевых структур при решении поставленной Президентом РФ задачи.

Наша организация вновь подтвердила, что обладает передовыми навыками в охране образовательных организаций. СРО Ассоциация «Школа без опасности» на протяжении многих лет как ведет деятельность по совершенствованию комплексной безопасности объектов образования в столичном регионе, так и старается масштабировать приобретенный опыт, знания и успешную практику на всю страну.

Полагаю, многие убедились, что саморегулирование имеет в нашей отрасли до конца не раскрытый потенциал.

И, конечно, отмечу другую ключевую структуру, ФКЦ РОС, во взаимодействии с которой нам удалось решить уникальные задачи, поставленные государством перед охранным сообществом.

В то же время считаю себя обязанным отметить, что совместная работа охранных структур из различных регионов в рамках выполнения поручения Президента вскрыла ряд проблем, которые давно существуют в отрасли.

Несмотря на то, что нашему сообществу был дал шанс на самом высоком уровне продемонстрировать свои способности к выполнению столь важной для нас исторической задачи, не все этот шанс оценили по достоинству.

Вновь всплыла уже неоднократно озвученная проблема принципиального дефицита солидарности. Разумеется, охранная деятельность — это деятельность предпринимательская, а ЧОП — это коммерческая структура. Но нужно понимать, что кроме своих узконаправленных интересов есть еще интересы государства и общества, которые нельзя задвигать на задний план.

Мы увидели, что некоторые компании неприкрыто демонстрировали отсутствие профессиональной этики, нежелание принимать во внимание интересы других и повели себя непорядочно. Например, мы столкнулись с предприятиями, которое предприняло попытки «бронировать» посты, создавать какие-то свои договоренности на местах, обещать привезти людей вне списков и т. д. Все это вносило ненужную путаницу в работу ответственных лиц с обеих сторон, пытающихся в сжатый срок создать отлаженную систему обеспечения безопасности школ и детских садов.

Мы много говорим о профессионализме. Но некоторые ЧОПы, к сожалению, показали отвратительное отношение к своим охранникам, направляя их на базу без старших, без какого-либо взаимодействия, формы и экипировки, фактически на произвел судьбы. Более ответственные участники оказывали этим охранникам помощь. Кому-то просто хотелось показать, что они приняли участие, но я лично не могу понять подобный подход.

Конструктивные силы частной охраны совместно с регулятором годами пытаются выработать единые правила игры на рынке, стандарты, чтобы добиться высокого качества охранных услуг и защитить заказчика от недобросовестных игроков. И одновременно есть предприятия, которые не то что не могут, а не хотят руководствоваться этими правилами, пытаются нарушать их, преследуя исключительно свои личные интересы. Это порождает ненужную турбулентность не только в рамках осуществления проекта, но и в целом в отрасли.

Фактически совместную работу различных охранных структур, регулятора, других органов власти, сконцентрированную в рамках одного проекта, можно рассматривать как всю нашу отрасль в миниатюре, как ее живой срез. И если в целом наше сообщество показало, что готово и умеет работать на высоком уровне, наружу вылезли и проблемы. Нам еще есть над чем работать, всем вместе.

Поначалу много сложностей возникало в силу уникальности поставленной задачи. Ведь то, что происходит, не случалось никогда.   

Но, благодаря полному взаимопониманию всех основных структур, мы быстро находили способы разрешить сложности, при необходимости принять новые алгоритмы в рамках существующего законодательства. Как с нашей стороны, так и с принимающей, все были настроены на то, чтобы выполнить задачу в кратчайший срок и максимально эффективно.  

В этой связи мы очень признательны начальнику ГУЛРР и ГК Росгвардии генерал-лейтенанту полиции Анатолию Маликову и заместителю начальника ГУЛРР и ГК Росгвардии генерал-майору полиции Константину Пучкову, которые непрерывно «держат руку на пульсе» проекта. Благодаря их личному участию мы максимально эффективно и оперативно взаимодействуем с силовыми ведомствами и службами.

Главный вывод, пожалуй, состоит в том, что Координационный центр охранных структур продемонстрировал: охранное сообщество может выполнять задачи колоссального масштаба, которые к тому же требуют оперативности и отлаженной работы с различными службами и ведомствами. Это реально, если все будут следовать общим правилам и конструктивно подходить к взаимодействию.

Мы продемонстрировали способность мобилизоваться по призыву государства и доказали, что страна может положиться на нас, что мы надежны.