Безопасность, Услуги и продукты

Цифровое будущее ритейла

Константин СЕРГЕЕВ, руководитель исполнительного комитета «Союз руководителей
служб безопасности бизнеса», преподаватель Уральского государственного экономического университета дисциплины
«Корпоративная безопасность», главный редактор СМИ «Безопасность бизнеса», директор по безопасности торговой сети «Монетка», член общественного совета УМВД по городу Екатеринбургу

О технологии… касса самообслуживания self checkout (sco) – Электронно-механическое устройство, работающее без кассира (оператора), позволяющее реализовать процесс самообслуживания. Оплаты товара в магазинах розничной торговли. Sco, являясь альтернативой традиционным кассам розничных сетей, обеспечивают существенные конкурентные преимущества за счет создания условий для быстрой покупки и минимизации операционных затрат магазина.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИИ О БОЛЕЕ ЧЕМ 30-ЛЕТНЕЙ РАБОТЕ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА БЕЗ УЧАСТИЯ КАССИРОВ
С 1958 года в городах СССР перешли с кондукторной на кассовую систему оплаты проезда. Пассажир сам оплачивал проезд, бросив монету в кассу и открутив билет за
проезд. Позже появились компостеры – предоплатная система. В годы развитого социализма считалось, что совесть – лучший контролер. Высокая социальная ответственность заставляла практически каждого гражданина оплачивать проезд и следить за его оплатой. При этом контролеры также были включены в систему профилактики неоплат.
В сфере торговли товарами массового спроса, в том числе пищевыми продуктами, такого доверия клиентам не оказывалось. До появления универсамов покупателям в магазинах требовалось совершить следующую последовательность действий: пойти в отдел, выбрать все необходимые товары, получить от продавца общую сумму покупки, отправиться на кассу, заплатить, получить чек и с ним вернуться к прилавку, чтобы за-
брать свой товар. С распадом СССР и последующим катастрофическим падением сборов
за проезд транспортные предприятия снова перешли на кондукторную систему оплаты проезда. В большинстве городов России до сих пор сбор оплаты проезда обеспечивают
кассиры.


НАШЕ ВРЕМЯ
По оценке лаборатории СберИндекс и IT-компании «Платформа ОФД», доля безналичного торгово-
го оборота в России увеличивается каждый год и в IV квартале 2020 года составила 55,9%. Такая тенденция является потенциалом для постепенного отказа от наличных платежей и перехода к SCO, оснащенным только эквайринговой оплатой. Это позволяет большинству российских продуктовых торговых сетей с небольшим запозданием поддержать мировой тренд автоматизации ма-
газинов на базе технологий Self Checkout.
На данный момент идет переход к параллельному функционированию традиционных касс и касс самообслуживания. Некоторые магазины устанавливают кассы самообслуживания для разделения потока покупателей с небольшим числом товаров в корзине и покупателей с тележками. Пандемия COVID-19 также придала импульс развитию SCO для снижения контакта покупателей с персоналом магазина.

ВИДЫ SCO
На кассе магазина товар должен быть подсчитан, зафиксирован в чеке и оплачен. От четкой и слаженной работы касс зависит прибыль магазина.
Категории магазинов, использующих технологию касс самообслуживания, обширны, среди них FMCG (fast moving consumer goods) – товары повседневного спроса, в том числе продукты питания; DYI (Do it Yourself) – рынок строительно-отделочных материалов; уже тестируют и категории Non-food – промышленные непродовольственные товары. К ним относятся электрическое и электронное оборудование, бытовая техника и радиоаппаратура, игрушки, товары для интерьера, спортивные товары, канцелярские принадлежности, обувь и текстиль, косметические средства и товары бытовой химии.
Из разнообразия технических и IT-программных решений в зависимости от концепции кассы самообслуживания можно выделить:
– Fixed scan and go – фиксированные (стационарные) SCO;
– Scan and Go – покупатель получает автономный сканер на входе;
– Mobile Scan and Go – покупатель использует как сканер свое личное мобильное устройство.
Наиболее развитое в России направление – фиксированные SCO, в свою очередь, также подразделяются на несколько технических и программных решений. Есть SCO с
дополнительными контрольными технологиями по общему весу то- варов; SCO, включенные в закрытую зону (остров) с автоматическим контролем выхода. У большинства касс
самообслуживания есть свой светозвуковой маяк, подающий сигнал персоналу при необходимости уделить внимание кассе. Как правило, в зоне самообслуживания находится
сотрудник, который следит за происходящим на 4–6 кассах и помогает покупателям совершить покупку.


ПЛЮСЫ СОЗДАНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ
Возможность доверить покупателям самостоятельно сканировать и оплачивать покупки несет в себе конкурентные преимущества. Кассы самообслуживания помогают бизнесу работать без простоев и перерывов, способствуют сокращению расходов на персонал и минимизируют кассовые махинации с его участием; дают возможность экономить на аренде дорогостоящих торговых площадей (на месте одной обычной кассы умещается две, а то и больше, SCO); способствуют росту продаж благодаря уменьшению очередей и созданию условий для быстрой покупки.

МИНУСЫ ВВОДА ТЕХНОЛОГИЙ SELF CHECKOUT
Товарные потери – обратная сторона получаемых при внедрении технологии Self Checkout преимуществ. Заслуживающим внимания является международное исследование 2018 года «Касса самообслуживания в розничной торговле: оценка влияния на убытки». Анализ данных
13 торговых сетей и 140 миллионов транзакций на SCO показал, что, если в магазине 50% транзакций обрабатывается через SCO, можно ожидать, что его потери будут на 75% выше, чем средний показатель, установленный для розничной торговли продуктами питания. К примеру, если норматив неизвестных (ревизионных) товарных потерь продуктового магазина составлял 0,45%, то с вводом системы SCO стоит ожидать увеличения уровня потерь до 0,79%.
Увеличение количества товаров в чеке равно увеличению вероятности возникновения ошибки. Когда у покупателя более 50 товаров в корзине, вероятность того, что он совершит хотя бы одну ошибку при сканировании, составляет 60%. Выделяют 5 типовых точек потерь на SCO:
– несканирование части товара. Манипуляции с уменьшением количества товара, попадающего в чек. Согласно исследованию, 77% потерь на SCO связаны с этим видом манипуляций;
– вынос товара без оплаты (имитация оплаты товара);
– манипуляции с уменьшением веса товара, попадающего в чек;
– подмес. Смешивание дорогого весового товара с похожим дешевым и оплата как дешевого;
– неправильное сканирование или подмена продукта, когда покупатель сканирует штрихкод дешевого продукта, а кладет дорогой.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ТОВАРНЫХ ПОТЕРЬ
К традиционным способам совершения магазинных краж (шоплиф- тинга) теперь добавились и махинации на кассах самообслуживания. На интернет-ресурсе «Судебные и нормативные акты Российской Федерации» (www.sudact.ru) по запросу «касса самообслуживания» на дату написания публикации представлено 8497 документов, и не все из них связаны именно с хищением товаров
с SCO. Практика административного и уголовного наказания по данным видам правонарушений и преступлений в России только формируется и имеет сложности с доказательной базой умысла хищения через манипуляции на SCO, а не случайными ошибками.
Ключом для управления рисками товарных потерь является комплексный подход, основанный на создании выделенной контролируемой доверительной среды и формировании сдерживающих от хищений факторов.
От расположения самих модулей SCO, системы освещения, видеонаблюдения, включения персонала в систему профилактики краж, контрольных процедур зависит многое, в том числе и формирование у покупателей социально одобряемой модели поведения. Отдельным блоком стоит отметить аналитическую работу и проактивный мониторинг действий покупателей на кассе, совмещенный с видеоаналитикой. Наиболее интересен в профилактике краж на SCO переход от системы распознавания лиц к системе контроля поведенческих признаков и персонализированной профилактике краж, анонсированной в 2021 году компанией «BIT», разработчиком ИАС «СТОП
Шоплифтер» совместно с компанией «НТехЛаб». Накопленный опыт коллаборации крупнейших торговых сетей по профилактике магазинных краж позволяет реализовывать амбициозные проекты по SCO с минимизацией доли неизвестных потерь, осуществлять переход от устаревшей и затратной системы антикражных решений к персонализированному контролю и предупреждению
краж.
Большой технологический шаг сделан и в видеоконтроле на базе машинного зрения и искусственного интеллекта сверки соответствия товара в чеке и на весах. На SCO, оснащенных весами с распознаванием продуктов, подменить один товар другим практически невозможно.
Выбирать товар на таких SCO не нужно, все делается автоматически, система умеет также распознавать сорта фруктов и овощей, которые в дальнейшем попадают в чек.
Телеметрия работы SCO также по- зволяет включать различные сценарии и протоколы контрольных мероприятий по фродовым транзакциям и проводить оперативное оповещение
о событиях по заданным параметрам.
Настроенные автоматические алгоритмы, состоящие из нескольких параметров, позволяют выделять «тревожные транзакции» и рецидивные кражи, помогают в создании доказательной базы, направленной на быстрое и полное раскрытие преступлений. Так, может быть поставлена на
контроль оплата ранее скомпрометированной на хищениях банковской картой; нехарактерные повторяющиеся виды и веса товаров, временные промежутки сканирования, отказы от
покупки и т.д.
Магазинные кражи – одно из самых распространенных правонарушений в России, которое носит в
первую очередь социальный характер. Создание даже высокотехнологичных барьеров и контрольных мероприятий самими ритейлерами минимизирует кражи, но не решает
проблему в целом. Уход государства в сторону декриминализации проблемы, массовые отказные материалы полиции по фактам мелких хищений – путь замалчивания, но не
решения проблемы. Безусловно, данная проблема должна решаться посредством государственного партнерства с торговыми сетями и общественными организациями с использованием
передовых технологий и видео-инфраструктуры для создания единого контура безопасности на примере системы «Безопасный город». Немаловажно также внедрение специализированых социальных программ с акцентом на профилактику подростковой преступности и фор-
мированием в обществе нетерпимости к правонарушениям, в том числе к магазинным кражам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ритейл является одной из самых динамичных отраслей экономики. Оплаты по технологии Face ID, персонализированные предложения с прогнозом потребностей в покупке и поддержка системы лояльности покупателей, умные полки, определенные алгоритмы формирования заявок на поставки необходимых товаров на определенную торговую точку – эти и многие другие инновации уже тестируются в ритейле. Внедрение таких технологий, как
кассы самообслуживания, – это всего лишь этап перехода офлайн-розницы к «магазину будущего» Take&Go. Безусловно, развитие эффективных мер предотвращения потерь движется в направлении
IT-контроля, основанного на нейросетях, автоматического обогащения информации и проактивного персонализированного контроля. Уже сейчас поиск баланса между «быстро» и «точно и под контролем» становится настоящим вызовом для специалистов по безопасности в ритейле, формируя новый подход к управлению рисками.