
служб безопасности бизнеса», преподаватель Уральского государственного экономического университета дисциплины
«Корпоративная безопасность», главный редактор СМИ «Безопасность бизнеса», директор по безопасности торговой сети «Монетка», член общественного совета УМВД по городу Екатеринбургу
О технологии… касса самообслуживания self checkout (sco) – Электронно-механическое устройство, работающее без кассира (оператора), позволяющее реализовать процесс самообслуживания. Оплаты товара в магазинах розничной торговли. Sco, являясь альтернативой традиционным кассам розничных сетей, обеспечивают существенные конкурентные преимущества за счет создания условий для быстрой покупки и минимизации операционных затрат магазина.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИИ О БОЛЕЕ ЧЕМ 30-ЛЕТНЕЙ РАБОТЕ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА БЕЗ УЧАСТИЯ КАССИРОВ
С 1958 года в городах СССР перешли с кондукторной на кассовую систему оплаты проезда. Пассажир сам оплачивал проезд, бросив монету в кассу и открутив билет за
проезд. Позже появились компостеры – предоплатная система. В годы развитого социализма считалось, что совесть – лучший контролер. Высокая социальная ответственность заставляла практически каждого гражданина оплачивать проезд и следить за его оплатой. При этом контролеры также были включены в систему профилактики неоплат.
В сфере торговли товарами массового спроса, в том числе пищевыми продуктами, такого доверия клиентам не оказывалось. До появления универсамов покупателям в магазинах требовалось совершить следующую последовательность действий: пойти в отдел, выбрать все необходимые товары, получить от продавца общую сумму покупки, отправиться на кассу, заплатить, получить чек и с ним вернуться к прилавку, чтобы за-
брать свой товар. С распадом СССР и последующим катастрофическим падением сборов
за проезд транспортные предприятия снова перешли на кондукторную систему оплаты проезда. В большинстве городов России до сих пор сбор оплаты проезда обеспечивают
кассиры.
НАШЕ ВРЕМЯ
По оценке лаборатории СберИндекс и IT-компании «Платформа ОФД», доля безналичного торгово-
го оборота в России увеличивается каждый год и в IV квартале 2020 года составила 55,9%. Такая тенденция является потенциалом для постепенного отказа от наличных платежей и перехода к SCO, оснащенным только эквайринговой оплатой. Это позволяет большинству российских продуктовых торговых сетей с небольшим запозданием поддержать мировой тренд автоматизации ма-
газинов на базе технологий Self Checkout.
На данный момент идет переход к параллельному функционированию традиционных касс и касс самообслуживания. Некоторые магазины устанавливают кассы самообслуживания для разделения потока покупателей с небольшим числом товаров в корзине и покупателей с тележками. Пандемия COVID-19 также придала импульс развитию SCO для снижения контакта покупателей с персоналом магазина.
ВИДЫ SCO
На кассе магазина товар должен быть подсчитан, зафиксирован в чеке и оплачен. От четкой и слаженной работы касс зависит прибыль магазина.
Категории магазинов, использующих технологию касс самообслуживания, обширны, среди них FMCG (fast moving consumer goods) – товары повседневного спроса, в том числе продукты питания; DYI (Do it Yourself) – рынок строительно-отделочных материалов; уже тестируют и категории Non-food – промышленные непродовольственные товары. К ним относятся электрическое и электронное оборудование, бытовая техника и радиоаппаратура, игрушки, товары для интерьера, спортивные товары, канцелярские принадлежности, обувь и текстиль, косметические средства и товары бытовой химии.
Из разнообразия технических и IT-программных решений в зависимости от концепции кассы самообслуживания можно выделить:
– Fixed scan and go – фиксированные (стационарные) SCO;
– Scan and Go – покупатель получает автономный сканер на входе;
– Mobile Scan and Go – покупатель использует как сканер свое личное мобильное устройство.
Наиболее развитое в России направление – фиксированные SCO, в свою очередь, также подразделяются на несколько технических и программных решений. Есть SCO с
дополнительными контрольными технологиями по общему весу то- варов; SCO, включенные в закрытую зону (остров) с автоматическим контролем выхода. У большинства касс
самообслуживания есть свой светозвуковой маяк, подающий сигнал персоналу при необходимости уделить внимание кассе. Как правило, в зоне самообслуживания находится
сотрудник, который следит за происходящим на 4–6 кассах и помогает покупателям совершить покупку.

ПЛЮСЫ СОЗДАНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ
Возможность доверить покупателям самостоятельно сканировать и оплачивать покупки несет в себе конкурентные преимущества. Кассы самообслуживания помогают бизнесу работать без простоев и перерывов, способствуют сокращению расходов на персонал и минимизируют кассовые махинации с его участием; дают возможность экономить на аренде дорогостоящих торговых площадей (на месте одной обычной кассы умещается две, а то и больше, SCO); способствуют росту продаж благодаря уменьшению очередей и созданию условий для быстрой покупки.
МИНУСЫ ВВОДА ТЕХНОЛОГИЙ SELF CHECKOUT
Товарные потери – обратная сторона получаемых при внедрении технологии Self Checkout преимуществ. Заслуживающим внимания является международное исследование 2018 года «Касса самообслуживания в розничной торговле: оценка влияния на убытки». Анализ данных
13 торговых сетей и 140 миллионов транзакций на SCO показал, что, если в магазине 50% транзакций обрабатывается через SCO, можно ожидать, что его потери будут на 75% выше, чем средний показатель, установленный для розничной торговли продуктами питания. К примеру, если норматив неизвестных (ревизионных) товарных потерь продуктового магазина составлял 0,45%, то с вводом системы SCO стоит ожидать увеличения уровня потерь до 0,79%.
Увеличение количества товаров в чеке равно увеличению вероятности возникновения ошибки. Когда у покупателя более 50 товаров в корзине, вероятность того, что он совершит хотя бы одну ошибку при сканировании, составляет 60%. Выделяют 5 типовых точек потерь на SCO:
– несканирование части товара. Манипуляции с уменьшением количества товара, попадающего в чек. Согласно исследованию, 77% потерь на SCO связаны с этим видом манипуляций;
– вынос товара без оплаты (имитация оплаты товара);
– манипуляции с уменьшением веса товара, попадающего в чек;
– подмес. Смешивание дорогого весового товара с похожим дешевым и оплата как дешевого;
– неправильное сканирование или подмена продукта, когда покупатель сканирует штрихкод дешевого продукта, а кладет дорогой.
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ТОВАРНЫХ ПОТЕРЬ
К традиционным способам совершения магазинных краж (шоплиф- тинга) теперь добавились и махинации на кассах самообслуживания. На интернет-ресурсе «Судебные и нормативные акты Российской Федерации» (www.sudact.ru) по запросу «касса самообслуживания» на дату написания публикации представлено 8497 документов, и не все из них связаны именно с хищением товаров
с SCO. Практика административного и уголовного наказания по данным видам правонарушений и преступлений в России только формируется и имеет сложности с доказательной базой умысла хищения через манипуляции на SCO, а не случайными ошибками.
Ключом для управления рисками товарных потерь является комплексный подход, основанный на создании выделенной контролируемой доверительной среды и формировании сдерживающих от хищений факторов.
От расположения самих модулей SCO, системы освещения, видеонаблюдения, включения персонала в систему профилактики краж, контрольных процедур зависит многое, в том числе и формирование у покупателей социально одобряемой модели поведения. Отдельным блоком стоит отметить аналитическую работу и проактивный мониторинг действий покупателей на кассе, совмещенный с видеоаналитикой. Наиболее интересен в профилактике краж на SCO переход от системы распознавания лиц к системе контроля поведенческих признаков и персонализированной профилактике краж, анонсированной в 2021 году компанией «BIT», разработчиком ИАС «СТОП
Шоплифтер» совместно с компанией «НТехЛаб». Накопленный опыт коллаборации крупнейших торговых сетей по профилактике магазинных краж позволяет реализовывать амбициозные проекты по SCO с минимизацией доли неизвестных потерь, осуществлять переход от устаревшей и затратной системы антикражных решений к персонализированному контролю и предупреждению
краж.
Большой технологический шаг сделан и в видеоконтроле на базе машинного зрения и искусственного интеллекта сверки соответствия товара в чеке и на весах. На SCO, оснащенных весами с распознаванием продуктов, подменить один товар другим практически невозможно.
Выбирать товар на таких SCO не нужно, все делается автоматически, система умеет также распознавать сорта фруктов и овощей, которые в дальнейшем попадают в чек.
Телеметрия работы SCO также по- зволяет включать различные сценарии и протоколы контрольных мероприятий по фродовым транзакциям и проводить оперативное оповещение
о событиях по заданным параметрам.
Настроенные автоматические алгоритмы, состоящие из нескольких параметров, позволяют выделять «тревожные транзакции» и рецидивные кражи, помогают в создании доказательной базы, направленной на быстрое и полное раскрытие преступлений. Так, может быть поставлена на
контроль оплата ранее скомпрометированной на хищениях банковской картой; нехарактерные повторяющиеся виды и веса товаров, временные промежутки сканирования, отказы от
покупки и т.д.
Магазинные кражи – одно из самых распространенных правонарушений в России, которое носит в
первую очередь социальный характер. Создание даже высокотехнологичных барьеров и контрольных мероприятий самими ритейлерами минимизирует кражи, но не решает
проблему в целом. Уход государства в сторону декриминализации проблемы, массовые отказные материалы полиции по фактам мелких хищений – путь замалчивания, но не
решения проблемы. Безусловно, данная проблема должна решаться посредством государственного партнерства с торговыми сетями и общественными организациями с использованием
передовых технологий и видео-инфраструктуры для создания единого контура безопасности на примере системы «Безопасный город». Немаловажно также внедрение специализированых социальных программ с акцентом на профилактику подростковой преступности и фор-
мированием в обществе нетерпимости к правонарушениям, в том числе к магазинным кражам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ритейл является одной из самых динамичных отраслей экономики. Оплаты по технологии Face ID, персонализированные предложения с прогнозом потребностей в покупке и поддержка системы лояльности покупателей, умные полки, определенные алгоритмы формирования заявок на поставки необходимых товаров на определенную торговую точку – эти и многие другие инновации уже тестируются в ритейле. Внедрение таких технологий, как
кассы самообслуживания, – это всего лишь этап перехода офлайн-розницы к «магазину будущего» Take&Go. Безусловно, развитие эффективных мер предотвращения потерь движется в направлении
IT-контроля, основанного на нейросетях, автоматического обогащения информации и проактивного персонализированного контроля. Уже сейчас поиск баланса между «быстро» и «точно и под контролем» становится настоящим вызовом для специалистов по безопасности в ритейле, формируя новый подход к управлению рисками.