Комментарий редакции
В середине октября в СМИ появилась информация об инициативе бизнесе-объединения «Опора России» об обязательной ежегодной индексации предельного порога доходов, при котором налогоплательщики УНС начинают уплачивать НДС. В ней рассматриваются важнейшие вопросы выживаемости бизнеса в современных условиях. Помимо этого, и представители охранной отрасли поднимают этот наболевший вопрос. Мы предлагаем ознакомиться с предложением «Опоры России» и интервью с руководителем охранной организации, членом РСПП Федором Клочковым. А также с точкой зрения ведущего эксперта в области экономики и налогообложения в НСБ Инны Юрьевны Новиковой.

Бизнес попросил депутатов ввести с 2026 г. обязательную ежегодную индексацию предельного порога доходов, при котором налогоплательщики упрощенной системы налогообложения (УСН) начинают исчислять и уплачивать НДС. Такая мера вошла в перечень предложений «ОПОРЫ РОССИИ» к проекту закона «О федеральном бюджете на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 гг.» и Основным направлениям налоговой и бюджетной политики. Письмо направил Президент бизнес-объединения Александр Калинин на имя председателя думского комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова. Документ есть у «Ведомостей». Представитель Макарова подтвердил получение предложений от бизнес-объединения.
Плательщики УСН с доходами от 60 млн руб. будут обязаны исчислять и уплачивать НДС с 1 января 2025 г. Такая поправка вошла в состав структурных налоговых изменений, принятых летом текущего года. Они смогут самостоятельно выбрать ставку налога: 5% (при диапазоне доходов от 60 млн до 250 млн руб.) или 7% (от 250 млн до 450 млн руб.) без права вычета «входного» НДС или 20% (10%) с возможностью вычета.
Бизнес также просит предусмотреть возможность освобождения от НДС тех «упрощенцев», чьи доходы превысили порог в 60 млн руб. в результате продажи дорогостоящих основных средств (например, недвижимости и транспортных средств), а не по причине планомерного роста бизнеса.
Еще «ОПОРА РОССИИ» предложила распространить нулевой НДС на сферу клининга и охранные услуги, следует из письма. Аналогичный эксперимент в отношении услуг общественного питания действует с 1 января 2022 г. – они облагаются нулевым НДС при условии, что за предшествующий календарный год сумма доходов налогоплательщика не превысила 2 млрд руб., а доля выручки от профильной деятельности составила не менее 70%. Власти неоднократно признавали успешными промежуточные результаты этой меры и предлагали распространить ее на другие отрасли. Минфин рассматривает возможность включения в этот режим, например, охранных услуг и розничной торговли непищевыми товарами, говорил в июне 2023 г. замминистра финансов, статс-секретарь Алексей Сазанов.
Предпринятые ранее попытки властей по выводу клининга из тени оказались не эффективны. Профильный пилотный проект ФНС, предлагающий клининговым компаниям раскрывать налоговую тайну в обмен на вступление в специальный реестр добросовестных поставщиков, был запущен в 2018 г. Присутствие в таком реестре должно было стать одним из ключевых критериев при выборе заказчиками поставщика услуг. Результаты проекта не оправдали ожиданий, в начале года замглавы ФНС Дмитрий Сатин признавал, что запланированные результаты не были достигнуты, а опыт выведения из тени клининга называл «печальным». Бизнес-объединения предложили тогда ряд поправок к законодательству о госзакупках, которые могли бы помочь вывести клининг из тени, писали «Ведомости» 1 августа.
Еще одна мера, которую просит депутатов предусмотреть при бюджетном планировании «ОПОРА РОССИИ», – отмена обязанности три года платить налоги на предыдущих условиях в случае реального переезда плательщика УСН в регион с более привлекательными ставками. Меры по борьбе с номинальной миграцией компаний в регионы, предлагающие пониженные налоговые ставки, разработал Минфин. Поправка вошла в комплексный законопроект, который Госдума приняла в первом чтении 17 октября. В результате массовой смены регистраций страдают в первую очередь крупные регионы, доходы которых заметно снижаются, рассказал Сазанов, представляя документ в нижней палате.
Также бизнес-объединение напомнило законодателям о поручении председателя правительства Михаила Мишустина об исключении отдельных видов дорогостоящего высокотехнологического оборудования из расчета показателя остаточной стоимости основных средств. Этот показатель напрямую влияет на возможность налогоплательщика применять УСН – при превышении планки в 150 млн руб. он будет обязан перейти на общую систему налогообложения, отмечает Калинин.
Что еще предлагает малый бизнес
Субъекты МСП «считают несправедливым» сокращение финансирования федерального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», пишет Калинин. Проект федерального бюджета предусматривает, что в 2025 г. на него будет выделено 59,8 млрд руб., в то время как в текущем году на поддержку МСП в рамках нацпроекта направлено 68 млрд руб. Кроме того, проект бюджета на будущую трехлетку не предусматривает средств на создание и развитие единой инфраструктуры поддержки МСП, центров «Мой бизнес», центров поддержки экспорта, обращают внимание авторы письма. Необходимо выделить 2,5 млрд руб. в год на поддержку центров «Мой бизнес» и еще 3 млрд до 2030 г. на центры поддержки экспорта, указано в предложениях.
Бизнес-объединение также предостерегло законодателей от дополнительного увеличения налоговой нагрузки МСП. За последние годы малый и средний бизнес «существенно обелился и стал социально ответственным», что привело к ежегодному увеличению налоговых отчислений в бюджеты всех уровней более чем на 1 трлн руб., указывает в письме «ОПОРА РОССИИ». Чрезмерный рост налогов может привести к уходу бизнеса в тень и возвращению практики серых заработных плат, отмечают авторы письма.
Предложения «ОПОРЫ РОССИИ» полезны и своевременны, полагает партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов. Логика расширения эксперимента по обнулению НДС понятна: клининг и охранные услуги относятся к человекоемким отраслям с большим фондом оплаты труда, который раздувает добавленную стоимость услуг и увеличивает налог с нее, поясняет эксперт. Это заставляет компании уходить в тень и платить работникам серую или черную зарплату. При этом, по мнению Зарипова, решить задачу можно и другим способом – через повышение порога численности сотрудников для целей применения УСН в отношении конкретного перечня таких отраслей (сейчас это возможно, если трудоустроено не более 130 работников).
Учитывая, что Минфин признал эксперимент с «обелением» НДС для рестораторов успешным, было бы перспективным тиражировать его и на другие отрасли, которые сегодня находятся в серой зоне, считает партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования Kept Михаил Орлов. Заслуживает внимания и предложение «ОПОРЫ РОССИИ» освободить от НДС предпринимателей на УСН, чьи доходы превысили порог в 60 млн из-за продажи дорогостоящих основных средств, продолжает он. Такие доходы не должны рассматриваться как показатель «зрелости бизнеса и готовности начать платить НДС», уверен Орлов. При этом необходимо определить виды такого дорогостоящего оборудования, а также сформировать меры по предотвращению возможных злоупотреблений, заключает эксперт.
Источник: Ведомости
Интервью с руководителем охранной организации, членом РСПП Федором Клочковым

Клочков Федор Викторович
В своем послании Федеральному Собранию от 29.02.2024г. В.В. Путин заострил внимание, что не должно быть ситуации, когда компаниям фактически невыгодно набирать обороты, потому что налоговые платежи при переходе с упрощенного на общий налоговый режим резко возрастают. Получается, что государство подталкивает бизнес к дроблению — к другим способам так называемой оптимизации фискальной нагрузки?
— Вы считаете, что наше налоговое законодательство требует корректировки и доработки?
— Я всегда говорил и скажу еще раз — никому, ни представителям власти, ни сотрудникам правоохранительных органов, никому не позволено притеснять людей, преступать закон или использовать его в корыстных целях. Нужно людям, в том числе, из предпринимательской среды, а сейчас я говорю именно о них, нужно помогать. Они создают рабочие места, обеспечивают работой, зарплату платят людям. В этом призвание власти — помогать. Повторю: нужно создать все условия, чтобы малые и средние компании развивались динамично, а качество этого роста повышалось за счет высокотехнологичных направлений производственного бизнеса. В целом налоговый режим для производственных предприятий малого и среднего бизнеса должен быть смягчен.
— Что не так при смене режима налогообложения?
— Согласно Федерального закона от 12.07.2024 No 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» годовой оборот 60 млн рублей при средней численности работников не более 130 человек повлечет самые негативные последствия для развития бизнеса, особенно для человеко-затратных отраслей. Например, компании с годовой выручкой не более 60 млн рублей могут воспользоваться упрощённой системой налогообложения (УСН). Организации с годовым оборотом свыше 60 млн рублей будут обязаны уплачивать НДС. С 2025 года компаниям и ИП на УСН придется перестраивать работу бухгалтерии. Повышенных ставок для расчета налога больше не будет, остаются только базовые. А тем, у кого выручка 2024 года превысит 60 млн рублей, с 2025 года придется платить НДС, выставлять счета-фактуры, вести книги покупок и продаж, сдавать декларацию.
— Сокращение лимитов по выручке для плательщиков УСН предприниматели также называют серьезной проблемой. Почему?
— Ранее для тех, кто работал на УСН, был определен лимит по обороту — около 200 млн руб. в год. После преодоления этого порога компании переходили на другой налоговый режим — основную систему налогообложения (ОСН), с уплатой НДС, и требовалась другая квалификация бухгалтера. Теперь лимитом фактически стали 60 млн руб. в год. Но рост инфляции, налоговых сборов и расходов на закупки, платежи и логистику — не единственная проблема предпринимателей. Все последние годы растут и внутренние расходы на персонал.
Вместе с ростом оборота предприятия растут и зарплаты сотрудников и это имеет обратную сторону. Радость активного роста, после превышения 60 млн руб. Очень огорчает, с переходом на НДС стоимость услуг увеличится. Работая с представителями МСП, которые поставляют услуги без НДС, если будет введен налог, это приведет к росту цен. При этом не работая со входящим НДС в сфере услуг (ничего не продавая), а лишь оказывая услуги.
Даже если малый бизнес «не допрыгивает» по выручке до 60 млн руб. в год, то при ведении бизнеса он будет сталкиваться с более крупными УСН-плательщиками, и рентабельность малого бизнеса будет падать. При этом большая часть предпринимателей, в лимит не впишутся. И тогда, чтобы развиваться придется открывать новые организации на УСН, а это уже ФНС рассматривает как противоправные действия («дробленка»).
— Все настолько привыкли к налогу с оборота, что платили его и ни о чем не думали, и мелкие, и средние компании. Все платили и перестали вести бухучет. А сейчас при НДС всех заставят сдавать налоговые декларации, а это полноценная отчетность, и ее надо было вести с 2008 года. Это плохо?
— Это огромные издержки, в итоге нововведения усилят и кадровый голод на рынке — найти бухгалтеров будет сложнее. Готов ли бизнес платить сотрудникам необходимый уровень зарплат, при том, что его придется еще увеличить на ставку инфляции и ставку НДФЛ? А квалифицированные бухгалтеры нужны — с учетом, насколько делается важным налоговое планирование. В итоге предприятиям придется еще самостоятельно вкладываться в повышение квалификации нужных для ведения учета специалистов.
Налоговые изменения в итоге коснутся всех. Есть федеральные программы и налоговые вычеты, появились дотации на детей, появилось много нового в финансовой системе России. Но ни одна модель не делается просто так. Итоговым пострадавшим от налоговой реформы будем мы с вами, и приходя в магазин, будем страдать как покупатели. Проанализировав последствия реформы, не будет ни одного человека, которого бы она не коснулась.
— Кому придётся тяжелее? Может это приструнит «теневых дельцов»?
— В основном это негативно скажется на бизнесменах, которые стремятся и работают в основном легально. И главный вывод — будет потерян пласт возможностей, которые давались малому бизнесу, малый бизнес в этих условиях продолжит действовать: кто-то поменяет регион, кто-то уедет за границу, а большинство останется здесь и будет приспосабливаться. Кто-то постарается не превысить лимит выручки в 60 млн — так спокойнее. Особенно те, у кого нет основных средств, а есть только доходы от деятельности, тогда ни о каких либо, вложениях в развитие не может быть и речи. Но кто-то закроет свое дело и просто уйдет в найм. Остальные будут затягивать пояса потуже. Уже сейчас замедление темпов деловой активности наблюдается во всех сферах деятельности. В сфере услуг снизился из-за ожидаемого спада прибыли и снижения фактических инвестиций. В сегменте торговли показатель также сократился — из-за ухудшения ожиданий по выручке и ослабления кредитной активности. В производственном секторе помимо ожиданий заметно ухудшились и фактические продажи, а также замедлилось инвестиционное развитие.
— Но есть же и положительные моменты в налоговом законодательстве? При рассмотрении человекозатратных отраслей таких, как легкая промышленность, где среднесписочная численность работников при льготном режиме до 1000 человек (с 2017г.) Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2017г. No1412, оказывающие услуги общественного питания, вообще освобождены от уплаты НДС при обороте до 2 млрд. рублей (с 1 января 2022г.) ФЗ No305 от 02.07.2021г. (это уже привело к положительным результатам «по обелению» отрасли).
— Почему нельзя этот положительный опыт распространить на всех? Уровень дохода не более 250 млн. рублей за год, средняя численность работников не более 130 человек введен ФЗ с 2002г., изменения от 31.07.2020г. No266-ФЗ уже давно устарела и тормозит развитие человекозатратных отраслей. В сегодняшней непростой, тяжелой ситуации поддержка легального бизнеса в МСП просто жизненно необходима. Поэтому срочно необходимо пересмотреть критерии работы на УСН с 2025 года.
— Что делать?
— В принципе особо сложного для изменения ситуации нет. Нужно внести законодательную инициативу по внесению в НК изменения по аналогии с предприятиями, оказывающими услуги общественного питания, которые освобождены от уплаты НДС при обороте до 2 млрд. рублей (с 1 января 2022г.) ФЗ No305 от 02.07.2021г. (что уже принесло положительный эффект). А на время принятия законодательной инициативы ввести мораторий на проверки МСП.
Источник: argumenti.ru
Точка зрения ведущего эксперта в области экономики и налогообложения в НСБ Инны Юрьевны Новиковой

Новикова Инна Юрьевна,
аудитор, управляющий партнер ООО «Аудит, консалтинг и право+»
Питание и охрана в условиях нынешнего положения дел в области международной безопасности (нарастанием конфликтности на региональном и глобальном уровнях, общей нестабильностью, усилением стратегических рисков в результате обострения межгосударственных противоречий) является основой спокойствия общества.
Предложение распространить нулевой НДС на сферу охранной деятельности, был бы очень логичен, так как аналогичный эксперимент в отношении услуг общественного питания действует с 1 января 2022 г. – они облагаются нулевым НДС при условии, что за предшествующий календарный год сумма доходов налогоплательщика не превысила 2 млрд руб., а доля выручки от профильной деятельности составила не менее 70%.
Фото: dom.com