Кропанев Вадим Георгиевич
Преподаватель кафедры проблем безопасности, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Глушенкова Алина Павловна
Студентка 3-го курса майнора «Безопасность предпринимательской деятельности», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Липаева Ксения Максимовна
Студентка 3-го курса майнора «Безопасность предпринимательской деятельности», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Введение
Дистанционная занятость (иными словами, «удалённая работа») стала неотъемлемой частью современного рабочего процесса в Российской Федерации. Особую популярность она приобрела в результате развития общественных институтов периода пандемии COVID-19 (2020-2022 года в России). Существует множество, на первый взгляд, очевидных преимуществ удалённой работы, – однако следует особенно отметить её положительное влияние на кадровую безопасность организации, так как уставшие сотрудники и сотрудники, которые потеряли интерес к работе, могут служить угрозой для работоспособности организации при условии классического варианта занятости персонала. Безусловно, дистанционная занятость принесёт пользу организации только в том случае, если для неё грамотно создадут все условия, а сами «удалёнщики» будут добросовестно выполнять свой труд.
Основная часть
Как известно, в 2019 году в Китае, городе Ухань провинции Хубэй, впервые вспыхнуло неизвестное заболевание, которое сопровождалось температурой, воспалением лёгких и последующей смертью от осложнений. Тогда ещё международное сообщество плохо представляло, чем обернётся неизвестная болезнь. Спустя месяц она вышла за пределы страны и разошлась по миру: практически в каждом государстве наблюдался стремительный рост заболеваемости и смертности. Спустя некоторое время началась практика введения локдаунов (карантинов). Это коснулось и России. Чтобы минимизировать потенциальный ущерб Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования, а также Министерство труда и социальной защиты РФ предложили введение дистанционного формата обучения и работы.
О влиянии на образование
В целом, удалённый формат положительно повлиял на учебные заведения (за исключением некоторых специальностей, как лечебное дело) – были отмечены улучшения в эффективности и доступности образовательного процесса. В частности, профессорско-преподавательский состав ВУЗов обучился ведению занятий онлайн, что позволяет большему количеству студентов их посещать. Это особенно полезно для тех студентов, которые живут далеко от кампуса или имеют ограниченные возможности для мобильности. Также, преподаватели могут проводить дополнительные консультации, не тратя время на поездки в ВУЗ и не сталкиваясь с проблемой бронирования аудиторий. Таким образом, дистанционный формат обучения не только расширяет доступ к образовательным ресурсам, но и позволяет преподавателям более гибко конструировать образовательную среду, повышая общую продуктивность и удовлётворенность всех участников образовательного процесса.
Ещё одним интересным и новым аспектом дистанционной занятости в образовании является возможность привлечения специалистов из различных регионов и стран, что способствует расширению географических границ образовательного учреждения и закрывает недостающие компетенции у штатного персонала. Благодаря удалённому формату ВУЗы активно приглашают ведущих экспертов для проведения лекций и семинаров, не ограничиваясь только местными кадрами. Всё это обогащает учебный процесс, позволяя студентам получать знания от признанных специалистов в своей области, независимо от их местоположения.
О влиянии на организацию труда
Что касается рабочего процесса, то введение гибких графиков и возможности работать удалённо значительно повлияло на структуру занятости населения и на удовлетворённость специалистов. Такой формат предоставляет ряд преимуществ, которые, при грамотном менеджменте, способствуют повышению эффективности труда и росту удовлетворённости сотрудников от рабочего процесса. Дистанционная занятость позволяет самостоятельно планировать рабочее время, что облегчает сосуществование профессиональных и личных интересов. Отсутствие необходимости ежедневных поездок на работу снижает уровень стресса и финансовые затраты на транспорт. Сотрудники получают больше автономии в выборе методов и подходов к выполнению работы, что потенциально может повысить их мотивацию и удовлетворённость.
Например, в некотором университете преподаватели столкнулись с проблемой поддержки активного взаимодействия со студентами во время занятий в условиях дистанционного обучения. Отсутствие возможности личного общения и проведения живых дискуссий в аудитории усложнило процесс достижения образовательных результатов. Студенты стали менее активно участвовать в дискурсе и реже задавали вопросы, что привело к снижению уровня их вовлечённости и качества усвоения материала. Преподавателям приходилось больше времени тратить на индивидуальные консультации через электронную почту, что увеличило их рабочую нагрузку.
Помимо этого, отсутствие личных контактов с коллегами способно привести к формированию и укреплению чувств одиночества и изоляции, что негативно сказывается на удовлетворённости работой и общем благополучии. Границы между работой и личной жизнью могут стать размытыми, что увеличивает риск выгорания и стресса из-за необходимости постоянно быть «на связи». Всё перечисленное имеет шанс привести к сбою в работе организации, ведь организация – это единый механизм. Если одно звено выпадет, скорее всего, за ним последуют и остальные. Крайне важно для сотрудников иметь возможность как-либо коммуницировать друг с другом. Например, выходить на работу, чтобы отдохнуть от домашней суеты и вживую пообщаться с коллегами. Так, например, женщины, у которых есть дети, на дистанционной занятости чувствуют себя хуже, чем если бы работали в офисе. Это связано с необходимостью присматривать за детьми, параллельно работая, – от этого женщина устаёт едва ли не в два раза больше. Из-за накапливающейся усталости такой сотрудник может невольно некачественно выполнить свою работу.
О влиянии на кибербезопасность организации
Дистанционная занятость неразрывно связана с использованием различных технологических инструментов и платформ, которые обеспечивают возможность выполнения рабочих задач практически из любого места. Однако этот аспект удалённой работы также несёт в себе значительные риски, связанные с утечкой чувствительной информации и данных организации. Одним из главных технологических вызовов дистанционной занятости является обеспечение кибербезопасности. Сотрудники, работающие удалённо, зачастую используют личные устройства и домашние сети, которые могут быть менее защищены по сравнению с корпоративными сетями. Подобное положение дел создаёт потенциальные уязвимости, которые могут быть использованы злоумышленниками для доступа к конфиденциальной информации и данным организации. Работая удалённо, сотрудники имеют риск случайно предоставить доступ к корпоративным ресурсам посторонним лицам, используя слабые пароли, общедоступные сети Wi-Fi, игнорируя установку двухфакторной аутентификации и прочее, что увеличивает риск несанкционированного доступа к данным. Личные компьютеры и мобильные устройства сотрудников могут не иметь необходимого уровня защиты, включая, но не ограничиваясь антивирусным ПО, шифрованием данных и регулярным обновлением систем безопасности, что делает такие устройства уязвимыми для вирусов, троянов и иных вредоносных программ. Для минимизации этих рисков необходимо регулярное обучение сотрудников информационной защите, а также разработка и внедрение чётких политик безопасности, использование систем мониторинга и контроля доступа, обеспечение всех удалённых устройств необходимыми средствами защиты.
Таким образом, несмотря на преимущества дистанционной занятости, важно уделять особое внимание технологическим аспектам и вопросам кибербезопасности, чтобы минимизировать риски утечки информации и защитить данные компании. Подобные технологические аспекты работы также могут вызывать «техностресс» у удалённых сотрудников, снижая общую удовлетворённость работой.
Выводы
Удалённая занятость предоставила работникам и работодателям больше гибкости, снижая при этом затраты. Её влияние на удовлетворённость работой оказалось двояким. С одной стороны, удалённая работа позволила людям получить больше автономии, лучше балансировать работу и личную жизнь, экономить время и развивать лидерские качества, С другой стороны, ненормированный график, социальная изоляция и стирание границ между личной жизнью и работой привели к снижению удовлетворённости работой. Рост популярности удалённой работы требует эффективных программ профилактики выгорания, включающих меры по оптимизации рабочей среды, поддержке сотрудников и созданию условий для их профессионального и личностного развития. Организации, внедряющие такие программы, отмечают повышение удовлетворённости работников и общей производительности труда.