Новости

О приоритетных задачах цифровой трансформации антикризисного управления на региональном уровне

Невыполненные планы создания до 2020 года аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» и комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения требуют поиска новых решений для их скорейшего внедрения в субъектах РФ.

Дополнительный стимул к эффективному решению стоящих проблем даёт цифровая трансформация государственного управления, которая касается и управленческой деятельности по предупреждению и ликвидации кризисных и чрезвычайных ситуаций (антикризисного управления) на территориях субъектов РФ, и в соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 является одной из национальных целей Российской Федерации на период до 2030 года.

Целью данной статьи является информирование заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ о текущем состоянии цифровизации регионального антикризисного управления и приоритетных задачах его цифровой трансформации, решение которых должно обеспечиваться соответствующим развитием федерального законодательства по вопросам безопасности жизнедеятельности.

Попов А.П.

кандидат технических наук, доцент Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий)

В настоящее время в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами комплексный и системный подход к цифровизации  управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации кризисных и чрезвычайных ситуаций (далее – антикризисное управление) на территориях субъектов РФ реализуется путем создания и развития аппаратно-программных комплексов (АПК) «Безопасный город», обеспечивающих информационно-аналитическую поддержку управленческой деятельности органов местного самоуправления и их обмен данными с вышестоящими органами государственного управления, и комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (КСОБЖН), обеспечивающих слаженное согласованное антикризисное управление на региональном и муниципальном уровнях.

К сожалению, несмотря на все принятые меры, планы по созданию АПК «Безопасный город» и КСОБЖН в сроки до 2020 года, обозначенные в ранее утвержденных концепциях этих систем, так и остались нереализованными.

Одной из основных причин сложившегося положения являются существующие межведомственные и межуровневые административные барьеры в организации цифрового информационного взаимодействия органов управления, отсутствие необходимого и достаточного для их преодоления нормативного правового, организационно-методического и нормативно-технического обеспечения.

Для примера, в интересах внедрения региональных систем-112, которое уже полностью завершено (кроме новых субъектов РФ), но начато приблизительно в то же время, что и создание КСОБЖН, были приняты два федеральных закона (от 28.12.2013 № 395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» и от 30.12.2020 № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112») и шесть постановлений Правительства РФ.

Во исполнение Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 стратегическим направлением дальнейшего совершенствования государственного управления стала его цифровая трансформация, в том числе и в сферах обеспечения безопасности.

Как подчеркнуто в Стратегическом направлении в области цифровой трансформации государственного управления, в ходе её реализации в управленческую деятельность должны быть внедрены такие «сквозные» информационные технологии как «искусственный интеллект», «большие данные» и «интернет вещей».

Основная цель цифровой трансформации регионального антикризисного управления – дальнейшее повышение его эффективности и достижение цифровой зрелости, преодоление «лоскутного подхода» к цифровизации на основе формирования единой региональной цифровой экосистемы «Безопасный регион» как важной составной части общей экосистемы цифровой экономики, обеспечивающей устойчивость социально-экономического развития субъекта РФ.

Региональная цифровая экосистема «Безопасный регион» должна формироваться путём:

  • разработки и внедрения региональной и муниципальных (при необходимости) вертикально интегрированных цифровых платформ безопасности жизнедеятельности для межведомственного и межуровневого, «сквозного» и «бесшовного» сопряжения на территории субъекта РФ взаимодействующих федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем, консолидации их информационных ресурсов и предоставления заинтересованным должностным лицам клиентоцентричных информационно-коммуникационных сервисов по принципу «одного окна»;
  • создания и развития специализированной информационно-коммуникационной инфраструктуры в целях обеспечения функционирования цифровых платформ безопасности жизнедеятельности, сбора, хранения и интеллектуальной аналитической обработки циркулирующей информации;
  • постепенного уменьшения общего количества взаимодействующих информационных систем антикризисного управления на основе реализации их функций в цифровых платформах.

По консолидированному мнению экспертного сообщества, высказанному на 2-ой Всероссийской конференции «Безопасный регион» в рамках XXVI Международной выставки средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2022» и Международного форума «Интерполитех: цифровая трансформация безопасности государства», именно КСОБЖН, внедрение которых Указом Президента РФ от 11.01.2018 № 12 определено одной из основных задач государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, должны стать ключевым инструментом цифровой трансформации антикризисного управления на региональном и муниципальном уровнях.

При этом для их построения уже при создании АПК «Безопасный город» должен быть сформирован необходимый «цифровой каркас», обеспечивающий «сквозное» и «бесшовное» информационно-программное сопряжение взаимодействующих объектовых, муниципальных и государственных информационных систем на территории субъекта РФ.

Именно такой подход сможет обеспечить возможную синергию в решении задач, поставленных Указами Президента РФ от 11.01.2018 № 12 и от 21.07.2020 № 474.

Цифровая трансформация управления – это не просто его цифровизация, это коренная модернизация управленческой деятельности на основе «сквозных» технологий и специально разрабатываемых для их внедрения нормативных правовых, организационно-методических и нормативно-технических документов.

Таким образом, отмечается острая необходимость дальнейшего развития имеющейся нормативно-правовой базы по вопросам АПК «Безопасный город» и КСОБЖН, требуемого для обеспечения цифровой трансформации регионального антикризисного управления, в том числе необходимость разработки соответствующего Федерального закона.

При этом следует учитывать нормативные правовые документы в области цифрового развития государственного управления, принятые в последнее время.

Во исполнение Указа Президента РФ от 30.03.2022  № 166 «О мерах обеспечения технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» органам государственной власти с 1 января 2025 г. запрещается использовать иностранное программное обеспечение на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры, а постановлением Правительства РФ от 14.11.2023 № 1912 – не допускается использование с 01.09.2024 программно-аппаратных комплексов, приобретенных с 01.09.2024 и не являющихся доверенными программно-аппаратными комплексами (за исключением случаев отсутствия доверенных программно-аппаратных комплексов, произведенных в Российской Федерации).

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» и принятыми подзаконными актами КСОБЖН и АПК «Безопасный город» в настоящее время не являются объектами критической информационной инфраструктуры (далее – КИИ). Однако так как они удовлетворяют целый ряд показателей и критериев значимости объектов КИИ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.02.2018 № 127, их необходимо рассматривать в качестве именно таких объектов.

Указом Президента РФ от 31.03.2023 № 231 «О создании, развитии и эксплуатация государственных информационных систем с использованием единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех» (далее – ЕЦП «ГосТех») устанавливается обязательность создания, развития и эксплуатации региональных государственных информационных систем на платформе «ГосТех», начиная с 01.01.2024.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под государственными информационными системами (далее – ГИС) понимаются информационные системы, которые «…создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях».

В настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные положения по созданию КСОБЖН и АПК «Безопасный город» именно как ГИС, однако, они полностью подходят под вышеприведенное определение.

В Указе Президента РФ № 231 подчеркивается, что создание, развитие и эксплуатация ГИС, являющихся объектами КИИ, осуществляются с использованием ЕЦП «ГосТех» на основании решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Положением о ЕЦП «ГосТех», утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 № 2338, целесообразность её использования обусловлена сокращением сроков создания и развития ГИС, повышением эффективности и результативности процессов их жизненного цикла с переходом на качественно новый уровень эргономичности, совместимости, надежности и защищенности.

При этом подчеркнуто, что разработка ГИС на платформе «ГосТех» осуществляется на основе архитектуры доменов, с использованием которых крупные сферы деятельности объединяются в единый объект управления и обеспечивается их цифровое взаимодействие.

С учетом всего вышеперечисленного КСОБЖН и АПК «Безопасный город» должны рассматриваться как региональные ГИС и объекты КИИ, при этом по решениям высших должностных лиц субъектов РФ они могут развиваться и эксплуатироваться с использованием возможностей ЕЦП «Гостех».

Таким образом, разрабатываемые нормативные правовые, организационно-методические и нормативно-технические документы по вопросам цифровой трансформации регионального антикризисного управления, на наш взгляд, должны обеспечить решение следующих приоритетных задач:

  • установление статусов АПК «Безопасный город» и КСОБЖН, как интегрированных региональных государственных информационных систем, определение полномочий по созданию и эксплуатации этих систем федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • категорирование АПК «Безопасный город» и КСОБЖН как объектов критической информационной инфраструктуры РФ;
  • формирование архитектуры домена «Безопасность жизнедеятельности», подготовка типового регламента обмена информацией в рамках АПК «Безопасный город» и КСОБЖН;
  • разработка методик использования «сквозных» технологий для мониторинга, прогнозирования и поддержки принятия управленческих решений в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • создание типовой региональной цифровой платформы КСОБЖН на базе единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех».

Фото: blattnertech.com