Новости, Транспортная безопасность

Актуальные вопросы регламентации деятельности подразделений транспортной безопасности

Жирков Дмитрий Анатольевич,

заместитель председателя Правления Саморегулируемой организации Ассоциация предприятий безопасности «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ»

В 2023 году был принят ряд нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности, в том числе Приказ Минтранса от 15.05.2023 года №170 «Об установлении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним» и Постановление Правительства РФ от 01.06.2023 №905 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности».

С момента вступления в законную силу данных нормативных актов, подразделения транспортной безопасности, входящие в состав Саморегулируемой организации Ассоциация предприятий безопасности «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ» (далее – Ассоциация), столкнулись с рядом проблемных вопросов, требующих отдельного обсуждения.

Так, согласно пункту 13 Приказа Минтранса от 15.05.2023 года №170 «Об установлении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним» (далее – Порядок), для получения аккредитации соискатель аккредитации к заявлению прилагает следующие документы и сведения:

1) сведения о работниках для непосредственного осуществления защиты объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, рекомендуемый образец которых приведен в приложении №2 к настоящему Порядку;

2) копии документов, подтверждающих наличие подразделения для осуществления координации действий и подразделения для реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства (положение о подразделении транспортной безопасности, содержащее разделы о соответствующих подразделениях, штатное расписание или выписка из штатного расписания (для подразделения транспортной безопасности, созданного в субъекте транспортной инфраструктуры);

3) выписку из реестра соискателя аккредитации (для акционерных обществ).

На наш взгляд, обязанность предоставления сведений о трудоустройстве работников, в целом, является избыточной. Кроме того, предусмотренный ч.2 п.5 Порядка персонал в количестве 16 работников требует от юридического лица не только прием работников в штат, но и их обучение и аттестацию. Это требует значительного временного срока (подбор, обучение работников, сбор необходимых для аттестации справок, получение допуска для аттестации, назначение даты испытаний, экзамены, внесение в Реестр аттестованных работников), составляющего на практике более 3-х месяцев. Как следствие – финансовые расходы для юридического лица (в том числе и на выплату заработной платы работникам). В это время юридическое лицо еще не имеет правового статуса подразделения транспортной безопасности, соответственно и прибыли от осуществления такой деятельности не получает, поскольку не может обеспечивать защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

По мнению Ассоциации требования по наличию подразделений для координации действий ПТБ и подразделений для реагирования на АНВ необходимо смягчить или исключить. Для выполнения данных функций необходимо наличие работников, обученных и аттестованных по 3-й (работники субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящие выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС) и 4-й (работники подразделения транспортной безопасности, включенные в состав группы быстрого реагирования) категориям. Соответственно, наличие в штатном расписании конкретных структурных подразделений излишне. Полагаем, что подобные вопросы ПТБ должно решать самостоятельно.

Согласно пункту 14 Порядка для продления аккредитации подразделение транспортной безопасности к заявлению прилагает следующие документы и сведения:

1) сведения о работниках, непосредственно осуществляющих защиту объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств;

2) копии документов, подтверждающих прохождение работниками подразделения транспортной безопасности ежегодных профилактических медицинских осмотров, включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, за последний год срока действия аккредитации (заключение о прохождении медицинского осмотра, подтверждающее отсутствие противопоказаний к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, выданное медицинской организацией).

Такие требования также являются избыточными, поскольку прохождение профилактических медицинских осмотров является основанием для осуществления юридическим лицом деятельности по обеспечению защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и не могут быть условием для продления его аккредитации.

В соответствии с пунктом 28 Порядка подразделение транспортной безопасности в период действия аккредитации обязано уведомить компетентный орган об изменениях наименования, организационно-правовой формы, адреса и (или) места нахождения подразделения транспортной безопасности и организационной структуры, а также о возникновении обстоятельств несоответствия подразделения транспортной безопасности требованиям пункта 10 настоящего Порядка в срок не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения таких изменений или обстоятельств с приложением документов и сведений, подтверждающих указанные изменения.

Полагаем, что необходимо конкретизировать, о каких именно изменениях в организационной структуре необходимо уведомлять компетентные органы. Если следовать буквальному толкованию приказа, получается, что даже введение в штат секретаря, курьера, юриста и т.д. будет связано с необходимостью уведомления компетентного органа. В какие сроки и в какой форме должно подаваться уведомление приказ не содержит.

Далее, предлагаем обратить внимание на следующие моменты, содержащиеся в Постановлении Правительства РФ от 01.06.2023 №905 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» (далее – Порядок), требующие разъяснения или уточнения.

Так, согласно пункту 38 Порядка срок проведения аттестации со дня подачи заявления о проведении аттестации и до оформления свидетельства об аттестации составляет 47 рабочих дней.

Согласно пункту 43 Порядка срок подтверждения аттестации со дня подачи заявления и до дня формирования свидетельства об аттестации в виде выписки составляет 47 рабочих дней.

На наш взгляд, вызывают сомнения такие длительные сроки. На практике весь цикл аттестации, как правило, занимает более 3-х месяцев (подбор, обучение, сбор справок, получение допуска для аттестации, назначение даты испытаний, экзамены, внесение в Реестр). Представляется необходимым такие длительные сроки законодательно сократить.

Пунктом 41 Порядка предусмотрено, что заявители обязаны подтверждать аттестацию каждые 5 лет со дня внесения записи об аттестации в реестр.

Необходимо отметить, что в новой редакции Порядка появилась обязанность подтверждения аттестации. При этом, Порядок не разграничивает понятия «обязательное подтверждение аттестации» и, собственно, саму аттестацию. По мнению Ассоциации, законодателю следует прописать различие в указанных процедурах.

Также, согласно Порядку, документы на аттестацию могут подаваться юридическим лицом или самим аттестуемым (физическим лицом).

В перечне документов теперь уже отсутствует заключение из органов внутренних дел о возможности допуске к работам. Справка об отсутствии судимости, справка об отсутствии административного наказания, сведения о трудовой деятельности могут подаваться по желанию (т.к. в соответствии с приложением №3 к Порядку это обязательно только в том случае, если у государственных органов отсутствует возможность получить такие сведения в информационных ресурсах). В связи с чем, возникает закономерный вопрос: «Примет ли орган аттестации комплект документов, если в нем отсутствуют вышеуказанные документы? И можно ли с помощью приложения данных документов ускорить процесс аттестации?» 

Порядком предусмотрено, что свидетельство об аттестации подлежит аннулированию в случае, если у лица выявили несоответствие ст. 10 16-ФЗ (например, включение в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму). При этом обязанность информировать орган аттестации лежит на заявителе. По мнению Ассоциации здесь возникает уже следующий вопрос: «А если заявителем является ПТБ, и работник уже давно уволился из ПТБ? Какие санкции и ответственность возлагается в данном случае на ПТБ?»

Кроме того, среди документов, необходимых для аттестации присутствует справка, выданная соответствующей медицинской организацией не ранее 60 дней до дня представления этой справки, подтверждающая отсутствие психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании и отсутствие диспансерного наблюдения в отношении указанных заболеваний.

На практике аттестующие органы требуют предоставление 2-х справок: это заключение врача нарколога и психиатра, а также справки из диспансеров, подтверждающие отсутствие постановки лица на учет.  Часть справок платная, что несет дополнительные финансовые затраты для заявителя. На наш взгляд, необходимо объединить эти справки в одну, а еще лучше выработать единую форму справки, необходимой для предоставления в аттестующие органы.

В заключение необходимо отметить, что нормативно-правовое регулирование данной области не является статичным, а находится в постоянной динамике совершенствования и несмотря на вышеизложенные проблемные моменты, рассмотренные нормативные правовые акты обладают несомненными преимуществами. В частности, появилась возможность дистанционной подачи документов с целью прохождения аккредитации и аттестации, а также возможность подачи заявления об аттестации самим аттестуемым лицом, что значительно упрощает процедуру аттестации для подразделений транспортной безопасности; а срок действия свидетельства об аттестации увеличился до 5 лет, что значительно снизило финансовую нагрузку на подразделения.