Новости

Творчество и креативность: конфликт или согласие?

Артёменкова Татьяна Анатольевна,

доктор педагогических наук, руководитель Школы креативных индустрий г. Ярославль

Школы креативных индустрий, создаваемые во всех субъекта России под эгидой Министерства культуры, начинают активно развиваться и занимать своё место в культурном пространстве регионов. Безусловно, пока это первые шаги, но именно в этот период у креативного сообщества и возникает самое большое количество вопросов. Некоторые из них мы сегодня обсудим на страницах этого журнала.

Один из основных вопросов связан с двумя, казалось бы, ясными понятиями – это креативность и творчество. Ведь даже в нормативных документах обозначается так – «Креативные (творческие) индустрии». Но, на наш взгляд, пояснение в скобках не даёт оснований поставить знак равенства между понятиями «креативность» и «творчество». Во-первых, в нормативных документах не разводятся непосредственно смысловые понятия «креативность» и «творчество», а во-вторых, во всех документах без исключения говорится о «креативных индустриях», а не о «креативности» как таковой.

Понимание смыслов названных терминов представляется крайне важным, поскольку от их толкования во многом зависит всё содержание образовательного процесса Школы креативных индустрий.

Итак, творчество  — процесс деятельности человека (творца), в результате которого создаются качественно новые объекты  и/или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления, то  есть от производства, от тиражирования – это уникальность его результата. Результат творчества невозможно предугадать, невозможно предсказать и невозможно запланировать. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства и тиражирования.

Но продукт творчества далеко не всегда понятен и принят современниками, и уж тем более, далеко не всегда имеет рыночную стоимость. История знает массу примеров того, как произведения искусства были не поняты, не восприняты и даже гонимы современниками, а их авторы влачили практически нищее существование. Хотя спустя какое-то время, те же самые произведения искусства стали относить к шедеврам и продавать по баснословным ценам. В творческой сфере такой ход событий далеко не редкость. Вероятнее всего это происходит потому, что истинные творцы часто думают и видят вперёд своего времени.

Объяснение этому тоже есть. Если рассматривать понятие «творчество» в философском смысле, то можно сказать, что творчество – это обращенность Бога к миру. Первый творец, первое творение, искра Божья – все эти понятия, так или иначе, у огромного количества людей ассоциируются с Богом. Человек, который считает себя творцом, как бы примеряет на себя функцию Бога.

На осмыслении роли человека и Бога в творческих процессах построена смена эпох в культуре. Так в античной культуре человек признавался творцом (отсюда и в культуре своеобразный культ человека, его красота, сила, мудрость), в эпоху средневековья человек представлялся как раб Божий (отсюда в произведениях искусства исчезла красота человеческого тела, но воспевалась красота творений Божьих), эпоха Возрождения вновь вернула человеку статус творца. Эту логику можно проследить вплоть до настоящего времени.

В этой связи для нас важно понять, что творчество – это сложный процесс создания нового, уникального, ранее не существовавшего. Творчество мало отношения имеет к рынку, оно просто в силу своей природы не может быть ориентировано на рынок.

Следовательно, если образовательный процесс в школе креативных индустрий направлен на создание творческого продукта, то мы не вправе требовать ни от преподавателей, ни от учащихся продукта, который будет востребован на современном рынке.

Творчество – это про вечность, это про непроходящие ценности!

Второе понятие, которые нам предстоит сопоставить с понятием «творчество» – это креативность.

Креативность – это умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов. Это умение объединить свойства разнородных предметов, вещей, явлений и создать новое, не стандартное явление.

Таким образом, креативностью можно считать умение искусно комбинировать уже известную информацию, предметы, явления, но преподносить всё это с иных, неизвестных позиций, с разных нестандартных ракурсов.

Следовательно, вполне оправданно можно сказать, что креативность в первую очередь предполагает умение работать с информацией, со свойствами предметов и явлений. Креативность обязательно включает в себя интеллект и воображение, возможность думать и работать, выходя за привычные рамки, а также способность человека выходить за пределы привычных инструментов и шаблонов. 

Может ли в результате креативной деятельности возникнуть произведение творчества? Ответ очевиден: да, может. Но если рассматривать творчество как мы описали это выше, то стоит отметить, что именно «творческое» произведение может и не возникнуть.  

У творца одна цель – творчество! У креативщика – другая цель – создать нечто, разрывающее привычные шаблоны!

Таким образом, в понятиях «творчество» и «креативность» есть общее, но эти понятия нельзя считать тождественными.

Общим можно считать стремление (или внутреннее целеполагание) создать уникальный продукт. Разница в том, что творец создаёт уникальность из «ничто», то есть из своего внутреннего мира, убеждений, озарений, таланта и т.д., а креативщик может создать уникальность на основе имеющейся информации, на основе нового видения привычных явлений, на основе комбинирования, коллабораций, компиляций.

Рассуждая о понятиях «творчество» и «креативность», мы на время отошли от самих Школ креативных индустрий. Если идти по пути смыслов тех понятий, которые звучат в названии, то их три.

Первое понятие – это школа. Всем понятно, что «жанр» школы предполагает образовательную программу, учебные планы, уроки, расписание, контрольные точки, измерение качества образования и т.д. В образовательную программу закладываются смыслы обучения, формы и методы обучения определяет преподаватель, исходя из содержания образования и на основе имеющихся личных компетенций.

Второе понятие – «креативных». Мы уже достаточно препарировали это понятие и здесь не будем отступать от сказанного.

Третье понятие – «индустрия». Это понятие можно трактовать как промышленность, как сильно развитая отрасль какого-либо вида деятельности. Но в любом случае и при любой трактовке, понятие индустрии связано с экономикой, бизнесом, с деньгами, с заработком.

Соединив все три понятия в единую логическую цепочку, можно сделать вывод о том, что Школа креативных индустрий – это образовательная организация (или структурное подразделение образовательной организации), которая обучает своих воспитанников-студийцев навыкам креативного мышления и навыкам создания креативного продукта, ориентированного на современный рынок, на спрос различных клиентских групп.

Вполне закономерно встают вопросы: «а где же здесь творчество, как же без творчества в школе креативных индустрий?» Отвечая на эти вопросы, можно сказать, что творчество и должно стать главной основой для создания креативной продукции. Именно творчество, во всем его многообразии, должно стать основой содержания образовательных программ. Именно явления творчества (народные ремёсла, песни, живопись, произведения литературы и др.) должны стать источником содержания, которое будет транслироваться с новых позиций, с разных позиций, с иных ракурсов, иными выразительными свойствами, иным современным языком, при помощи иных технических средств.

Если такая концепция будет воспринята сообществом школ креативных индустрий, тогда удастся избежать многих противоречий. Противоречий между обучением и творчеством с одной стороны, и бизнесом и рынком с другой, между творчеством и креативностью, между выбором чему учить в ШКИ – бизнесу или творчеству. Ответ приходит сам собой – учить нужно навыкам разработки креативных продуктов на основе переосмысления творческих культурных продуктов.   

  Поэтому важными модулями в ШКИ должны стать:

– изучение явлений культуры искусства (= основа содержания);

– формирование креативного мышления;

– основы креативного бизнеса;

– креативные технологии (фото- и видеопроизводство, дизайн и т.д.). 

Содержание первого модуля должно включать как минимум два раздела – это изучение Российской (отечественной) культуры и изучение региональной (локальной) культуры. В идеале, следует изучить и мировую культуру, но это уже решает конкретный педагогический коллектив.

Второй модуль должен научить студийцев креативно мыслить: уметь выделять интересные свойства в обычных предметах и явлениях, уметь комбинировать свойства различных явлений и создавать новые вяления и др.

Третий модуль должен дать основы таких понятий, как потребительские предпочтения, конкуренция, цена товара, способы продвижения товара, бизнес-план, интеллектуальная собственность и др.

Четвёртый модуль – это технологии тех студий, которые открыты в ШКИ, т.е. технологии фотопроизводства, дизайна, создания АR/VR-продуктов и т.д.   

Таким образом, мы рассмотрели самые главные смыслы и понятия, которые по мнению автора должны стать отправной точкой в развитии нового для России явления Школ креативных индустрий.  И уже по традиции, связь между этим, казалось бы, чуждым материалом для Мира безопасности, мы раскрываем в прикреплённом видео-формате.