Аничкин Михаил Станиславович,
Председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК, Президент СРО Союза частных предприятий в сфере безопасности «Содружество Миротворец»
В настоящее время в экспертном сообществе ведется активная дискуссия о месте и роли структур НСБ в комплексной системе мер по обеспечению безопасности государства и определения значения НСБ, как негосударственной системы безопасности, претендующей на роль отдельной отрасли экономики страны.
Для начала необходимо еще раз напомнить основные положения НСБ, разработку которых осуществляли как представители научных кругов, так и практики, и которые в дальнейшем были использованы при подготовке и разработке проекта Концепции о Негосударственной системе безопасности.
Итак, стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет понятие «национальная безопасность», как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность, устойчивое развитие, оборону и безопасность Российской Федерации.
Федеральный закон «О безопасности» ставит состояние национальной безопасности в прямую зависимость от эффективности функционирования всей системы национальной безопасности, под которой понимают широкий спектр государственных и негосударственных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня защищенности личности, общества, государства.
В настоящее время в Российской Федерации наряду с государственной системой обеспечения национальной безопасности практически сформирована негосударственная система безопасности. Их наличие и одновременное функционирование создает стабильность в стране и то необходимое «равновесие», которое способно уберечь общество и государство от раскола, социальных потрясений и бед. Ослабление любой из них вредно как для страны в целом, так и для конкретной личности в частности. Кроме того, НСБ необходимо также рассматривать как эффективный вспомогательный механизм в комплексной системе мер по обеспечению безопасности государства и правопорядка в стране.
Негосударственная система обеспечения национальной безопасности объединяет на сегодняшний день субъекты, коммерческая и общественная деятельность которых в соответствии с законодательством является одним из средств обеспечения безопасности, либо направлена на техническое, информационное и иное обеспечение указанной деятельности.
В состав НСБ входят:
– частные охранные организации;
– частные детективные агентства;
– частные организации, оказывающие услуги в области пожарной безопасности;
– частные организации, выполняющие работу и оказание услуг в сфере информационной безопасности;
– частные аналитические агентства;
– частные организации, осуществляющие проектирование, производство, поставку, монтаж и обслуживание технических средств безопасности, специальных средств защиты и служебного оружия;
– частные агентства, работающие в деликатной сфере “security relations” (новое направления деятельности, практически частные разведывательно-информационные агентства);
– научные негосударственные образовательные учреждения и общественные организации, иные участники.
Кроме того, к системе НСБ можно отнести охранные предприятия, осуществляющие свою деятельность на основании Закона о транспортной безопасности, ФГУПЫ госкорпораций, собственные службы безопасности крупных коммерческих и финансовых структур, однако в экспертном сообществе ведется постоянная дискуссия об их месте на рынке частных охранных услуг.
Сообщество предприятий негосударственной системы безопасности располагает уникальными, по сравнению с другими отраслями бизнеса, ресурсными возможностями для реального участия в обеспечении национальной безопасности.
По данным экспертов эта сфера объединяет в общей сложности свыше 3 млн человек и практически превратилась на сегодняшний момент во вспомогательную отрасль, эффективный элемент системы национальной безопасности.
При этом необходимо особо отметить, что на 80 % предприятия негосударственной системы безопасности состоят из бывших сотрудников силовых органов и специальных ведомств, которые обладают навыками и специальными знаниями, позволяющими выявлять лиц, причастных к противоправным и преступным действиям, а также определения признаков готовящихся преступлений.
Ежегодно из силовых органов увольняются в запас значительное количество людей (контрактники – до 35 лет, по выслуге лет – 45-50 лет), которые по возрастным и медицинским показаниям способны вести активную работу, и которые как правило продолжают свою деятельность в качестве сотрудников предприятий негосударственной системы безопасности.
На сегодняшний день, в сложившихся условиях НСБ способна участвовать, при необходимости, в решении масштабных государственных задач, в том числе, и в сфере обеспечения национальной безопасности. Субъекты НСБ, взаимодействуя между собой, обеспечивают комплексную защиту охраняемых объектов, населённых пунктов, территорий и объектов гражданских прав, тем самым защищая ценности, которые составляют основу конституционного строя Российской Федерации. В тоже время они тесно сотрудничают с местными органами самоуправления и правоохранительными органами. Все это позволяет интегрировать объекты различных форм собственности в системы безопасности территорий, при этом обеспечив им высокий уровень защищенности
С учётом сложной криминальной обстановки, угроз террористического характера и проведения Специальной военной операции значительно возрастает роль негосударственных структур безопасности. Так, например, силами частной охраны обеспечивается безопасность значительной части социально значимых объектов, привлекательных для совершения преступных посягательств, в том числе, террористического характера. Выведение таких объектов из строя, нарушение нормального функционирования нередко создаёт большой общественный резонанс.
Частные охранные организации охраняют объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства. Обеспечивая надежную охрану более полумиллиона объектов, предприятия негосударственной системы безопасности принимают активное участие в решении государственной задачи по предупреждению и пресечению преступлений. Активное участие предприятий российского рынка частных охранных услуг позволило обеспечить квалифицированную защиту объектов в новых субъектах Российской Федерации, включая образовательные учреждения.
Вместе с тем в настоящее время имеется ряд нерешённых проблем, которые не позволяют эффективно использовать в обеспечении национальной безопасности потенциал субъектов НСБ.
Так, до настоящего времени отсутствует официальное признание негосударственной системы обеспечения национальной безопасности, её места и роли в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Вследствие этого, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, определяющие правовой статус негосударственной системы обеспечения национальной безопасности и её компетенции.
Субъекты НСБ не включены в силы и средства обеспечения национальной безопасности, предусмотренные Стратегией национальной безопасности Российской Федерации. До сих пор не налажено должное взаимодействие между субъектами НСБ и субъектами государственной системы обеспечения национальной безопасности. Недостаточно чётко прописаны в законодательстве вопросы взаимодействия субъектов НСБ в этой сфере с правоохранительными и иными государственными органами. Отсутствует системный подход в использовании субъектов НСБ в комплексных программах по профилактике и пресечению правонарушений, не выработан эффективный взаимосторонний алгоритм взаимодействия правоохранительных органов и органов безопасности с предприятиями негосударственной системы безопасности.
И самое главное: стремительное развитие государства, изменения, произошедшие за последние тридцать лет в экономических отношениях, беспрецедентное давление западных стран и ответные меры по стабилизации национальной экономики, появление новых направлений хозяйственно-экономической деятельности привели к тому, что законодательная, нормативная база, регулирующая деятельность предприятий частного охранного рынка безнадежно устарела, а понятийный словарь, соответствующий произошедшим изменениям не разработан.
Экспертное сообщество уже давно настоятельно рекомендовало законодателям внести соответствующие изменения в законодательство в области охраны, сыска, образования и технического регулирования. Однако, никакой реакции с их стороны на протяжении длительного периода времени не последовало, а все попытки отдельных депутатов привлечь внимание к проблемам нормативной базы в сфере негосударственных охранных услуг игнорировались коллегами.
Тем не менее прошедший год ознаменовался для рынка важным событием, – был разработан новый закон об охранной деятельности. Вместе с тем уже после первого чтения развернулась широкая дискуссия о его содержании, которую можно подразделить на несколько направлений:
а) закон продвигает интересы отдельных групп;
б) время уже обогнало положения нового закона и необходимо заново перерабатывать каждую главу нормативного акта;
в) закон вообще не нужен и не отражает интересы предприятий охранного рынка.
При этом отмечается, что как-то в стороне от законодательных изменений остались детективы, которые переживают сейчас не лучшие времена несмотря на то, что их востребованность неоценима в работе информационно-аналитических агентств, как участников нового направления рынка частных охранных услуг. Для многих не совсем понятна также позиция регулятора по этому вопросу.
В настоящее время в Государственной Думе РФ готовится второе слушание закона. Есть определенные надежды, что будут учтены рекомендации представителей экспертного сообщества, которые направлялись как в индивидуальном порядке, так и на последнем обсуждении проекта в ТПП РФ. Однако, как уже было сказано выше ситуация на рынке стремительно меняется вместе с формированием новых внешних и внутренних условий развития страны и уже необходимо думать, и работать над дальнейшим совершенствованием нормативной базы, причем эту работу необходимо было начинать уже вчера.
Таким образом в ближайшее время дискуссия о роли и месте НСБ, как об отдельной отрасли экономики, продолжится с новой интенсивностью, при этом и сторонники и противники именно такой формулировки реально наблюдают структурное изменения рынка охранных услуг, вызванные объективными и субъективными причинами, как внешними, так и внутренними. При этом наблюдается турбулентность в структурировании охранных сообществ. Как показала практика, на сегодняшний день оптимальными решениями являются объединения предприятий в Союзы работодателей, Саморегулируемые организации (СРО), профсоюзы.
Отдельного внимания и напряженных усилий со стороны охранного сообщества потребует борьба с недобросовестными участниками рынка. И здесь также необходимо признать недостаточным существующий правовой механизм выявления и достойного наказания физических и юридических лиц, осуществляющих не вполне законную деятельность И на это необходимо срочно обратить внимание законодателям во взаимодействии с регулятором рынка. Одним из реальных эффективных методов борьбы с незаконными действиями юридических лиц на рынке частных охранных услуг может являться Общественный контроль. Здесь необходимо разработать систему взаимодействия экспертного сообщества, правоохранителей и Общественной Палаты РФ, как единственного субъекта в РФ, которая может осуществлять контроль за законодательными и исполнительными органами власти, в соответствии с Законом «Об общественном контроле».
Заканчивая рассуждения о состоянии негосударственной системе безопасности в современных условиях необходимо отметить динамичные изменения, которые происходят в экономике страны и естественным образом влияют на рынок частных охранных услуг. Реагировать на происходящие события представляется необходимым всему сообществу. А это определяет плотное взаимодействие всех участников рынка, какие бы разногласия не существовали внутри сообщества.
Найти эффективный механизм реализации усилий по совершенствованию рынка представляется сегодня основной задачей всех структур, позиционирующих себя как часть Негосударственной системы страны.