Безопасный регион

Поиск механизмов защиты против формализованных собраний по инициативе управляющей организации

Каленов Андрей Васильевич,

руководитель рабочей группы по проблемам развития технических средств безопасности Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности, руководитель Ассоциации предприятий технических средств безопасности

Главный принцип безопасности жилищного фонда – это прозрачность системы и мгновенный вызов помощи, именно так люди хотят видеть свою безопасность, когда находятся у себя дома. Такие критерии позволяет обеспечить только одно – надежность поставщика услуги по обслуживанию системы контроля доступа в ваш подъезд.

Практика показывает, что рынок услуг по обслуживанию технических средств безопасности в многоквартирных жилых домах (запирающие устройства и системы контроля доступа) на сегодня состоит из небольших конкурирующих между собой компаний. Такая система с одной стороны позволяет обеспечить высокое качество услуг, жителям знать «в лицо» своего поставщика, а с другой стороны – создает благоприятную почву для злоупотреблений при смене одной компании на другую.

Фото: yugopolis.ru

Зачастую такая смена поставщика происходит не по инициативе жителей, что было бы очевидно, ведь выбор за ними, а по инициативе неустановленных лиц, которые в протоколе общего собрания скрыты за фамилией в доверенности. Во всех случаях инициатором таких собраний выступает управляющая организация, но вот вопрос – как проверить, кто и по какой причине вдруг ни с того ни с сего решил заменить вашего поставщика? Вопрос риторический, потому что ответа на него не найдено до сих пор, не смотря на десятки судов и заявлений в полицию, с которыми выступают возмущенные собственники, в попытке установить истину.

А ведь домофон – это вход в подъезд, наша безопасность, риски террористических проникновений и просто нарушение законодательства о неприкосновенности частной собственности и персональных данных. Не смотря на такие высокие риски, протоколы общих собраний по вопросу о выборе специализированной организации, оказывающей услуги по техническом обслуживанию запирающего устройства, продолжают поступать в Госжилинспекцию и далее в МФЦ для заключения договора с «рекомендованными» неизвестно кем компаниями.

Как же создать надежные механизмы защиты против такой ситуации?

Для ответа на этот вопрос мы обратились за разъяснением к специалисту.

Шевцова Виктория Валерьевна,

Управляющий партнер адвокатского бюро г. Москвы «Шевцова и партнеры»

Мы работаем с проблематикой рынка услуг по обслуживанию технических средств безопасности уже более шести лет. С юридической точки зрения механизм защиты, конечно, есть – это ст. 44-47 ЖК РФ, которые предлагают процедуру принятия решений собственникам в форме общего собрания с составлением протокола и четкого регламента. Здесь же законодатель предлагает и способ разрешения спорных ситуаций – право собственника оспорить такой протокол в судебном порядке (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ). Проблема состоит в том, что не всегда пострадавшими в спорной ситуации являются собственники. Их нарушенное право состоит в том, что без их ведома кто-то вмешался в вопросы управления и навязал им поставщика. Но по такому поводу в суд идут только люди с очень высокой социальной активностью, обладающие временем, средствами для оплаты услуг адвоката, а это, согласитесь, единицы. Финансово страдают смещенные таким решением поставщики. При этом способ восстановления нарушенного права, установленный ч. 6 ст. 46 ЖК РФ (оспаривание протокола) для них недоступен, а идти в арбитраж при не оспоренном протоколе нет смысла, суд откажет в возмещении убытков, ведь формально жители выбрали другую компанию и это их право. Оспорить протокол может только собственник, а это значит, что по каждому дому нужно идти в суд, собственники не хотят этого делать и их можно понять, не каждый может выступать истцом – и юридически  круг замкнулся. К тому же судебные споры – механизм долгий, а маленькая компания способна погибнуть без финансирования за считанные месяцы. В такой ситуации мы находим эффективные правовые решения, это достаточно сложно выстроенные стратегические механизмы, индивидуально разработанные для каждой компании. В чем же способы решения, предлагаемые на законодательной уровне? Это внесение изменений в действующие нормативные акты и создание новых нормативных актов, создающих систему альтернативных регуляторов данного рынка услуг».

Работают комиссии экспертов самых разных ведомств, в частности предлагается наделить орган жилищного надзора (ГЖИ) дополнительным функционалом по приостановлению принятия документов на хранение в порядке ч. 1 ст. 46 ЖК РФ при наличии документально установленных фактов подделки подписей в протоколе общего собрания или бланках голосований (решение собственников), при наличии соответствующего заявления собственника и (или) иного лица.

Домофонные компании имеют высокую социальную значимость, этот рынок требует мер государственной поддержки, ведь они нужны городу, это люди которые непосредственно на земле профилактируют и обеспечивают двери, доводчики, шлагбаумы, сами ремонтируют, подкрашивают, отслеживают, выстраивают доверительное общение со старшими по подъезду, с жильцами, оказывают помощь в работе участковых уполномоченных. Если эта структура будет стандартизирована или уйдет под единого крупного поставщика, которым на сегодня являются телекоммуникационные компании и операторы связи, это не принесет пользы ни жителям, ни предпринимателям, ни городу.

Утрата контроля за механизмами здоровой конкуренции, а также переход к единому поставщику приведет к непрозрачности услуги для жителей, утрате контакта с населением, снизит механизмы защиты безопасности жилищного фонда.

Наша задача совместно решать накопившиеся вопросы, сохраняя баланс интересов предпринимателей и жителей, управляющих организаций и структур ЖКХ. В противном случае мы рискуем получить полное отсутствие правовых гарантий для инвестиций, замедление процессов модернизации и другие негативные факторы.

Призываем организации и ведомства к открытому диалогу по заявленной тематике.

Фото: static.tildacdn.com