Безопасность, Новости

Как сделать квартал без опасности?

11 мая 2023 г. на площадке Московской торгово-промышленной палаты состоялся круглый стол на тему: «Безопасный квартал: умные механизмы поддержки молодёжи и защиты детей». Организаторами мероприятия выступили: Комитет МТПП по молодёжной политике, Комиссия РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности совместно с Ассоциацией предприятий технических средств безопасности (сайт Ассоциации – www.aptsb.ru).

Открывая заседание, вице-президент МТПП Александр Крутов указал на актуальность рассматриваемой темы, подчеркнул, что обеспечение безопасности подрастающего поколения определяет созидающее направление развитие молодежи, в рамках которого формируется ее положительная позиция в отношениях с обществом. В частности, он заявил:

 − Поднятые сегодня вопросы позволят найти ответы и понять: насколько активно используются возможности городских властей, общественных организаций, учебных заведений, бизнеса, да и просто неравнодушных людей, которые готовы направить свои усилия на создание такой городской среды, которую можно признать гармоничной, комфортной и безопасной для нашей молодёжи; достаточно ли всё сделано или предстоит ещё многое сделать для того, чтобы город чувствовал себя в безопасности.

Председатель Комитета МТПП по молодёжной политике и спорту Маршалл Савчук подчеркнул, что площадка МТПП традиционно хороша тем, что позволяет именно в конструктивном русле собраться и обсудить темы, острые и насущные, затрагивающие интересы большого количества жителей города, для которых вопросы обеспечения безопасности важны всегда и в любой ситуации, а не только когда происходят трагические резонансные случаи.

− Комитет МТПП по молодёжной политике как организатор мероприятия постарался подойти к решению вопросов обеспечения безопасности молодёжи как с научной точки зрения − педагогики, психологии, социологии, так и с точки зрения конкретного многолетнего опыта работы специалистов, занимающихся, в том числе и вопросами антитеррористической защищённости, − отметил сопредседатель Комитета МТПП по молодёжной политике, управляющий партнер адвокатского бюро «Аранибар и партнеры» Антон Аранибар.

Тревожность в городской среде проявляется через призму личной безопасности. Как жители вообще воспринимают безопасность, чтó для них важно, что они хотели бы улучшить, – об этом рассказал руководитель подкомитета «Безопасный Квартал: умные механизмы поддержки молодёжи и защиты детей» Комитета МТПП по молодёжной политике, руководитель секции Технических средств безопасности гильдии НСБ МТПП Андрей Каленов. Он начал своё выступление с данных социологического опроса, согласно которым жители априори считают, что город должен иметь отработанную систему безопасности (опрос подготовлен совместно с «ЦСП «Платформа» https://pltf.ru).

Далее оратор остановился на следующем:

− Безопасность рассматривается прежде всего, как возможность в любое время суток находиться без опаски на улице и оставлять своих детей одних на придомовых территориях. Безопасность понимается как защищённость от посторонних лиц, как возможность контроля за происходящим на территории, хорошую освещённость. Такие популярные средства защиты территории, как ограждения и шлагбаумы, вызывают на сегодняшний день наименьшее доверие. Тем не менее формируется интерес к современным средствам обеспечения безопасности. Показательно, что доверие к видеонаблюдению и доступу по распознаванию лиц уже сравнялось с доверием к человеческому контролю. Но доверие к «умным» системам всё же пока недостаточно высоко. Главное, чего хотят жители, − это ведение постоянной записи за придомной территорией и возможность немедленного вызова специалиста.

− Одной из задач, стоящих перед НКО «Ассоциация предприятий технически средств безопасности» − продолжил Андрей Васильевич, − является обеспечение безопасного и комфортного проживания граждан в многоквартирных домах, а именно обеспечение безопасности техническими средствами в подъездах. Как раз этим мы и занимаемся, причем достаточно успешно. Домофон как устройство, обеспечивающее безопасность жителей, на сегодняшний день остаётся самым простым, удобным и недорогим техническим средством, которому доверяют большинство жителей нашей страны. Несомненно, в век цифровизации технологии не должны стоять на месте, и здесь важно совершенствование технических средств безопасности МКД за счет применения цифровых технологий и создания благоприятной инвестиционной среды в сфере их применения.

О необходимости совмещать работу подкомитета «Безопасный Квартал: умные механизмы поддержки молодёжи и защиты детей» с другими структурами и рабочими мероприятиями МТПП в системе общей работы с техническими средствами безопасности и цифровыми технологиями говорил в своем выступлении сопредседатель Комитета МТПП по молодёжной политике, помощник Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Антон Аранибар, который, в частности, добавил:

− Говоря о мероприятиях по обеспечению безопасности в подъездах, хочется отметить роль общественных организаций, таких как ООПН «Безопасная столица», которые совместно с представителями правоохранительных органов, общественных структур, управляющих компаний, самих жителей проводят разъяснительную и информационную работу по повышению осведомлённости родителей, детей, подростков о правилах безопасного поведения в подъездах и на прилегающих домовых территориях.

Предыдущего оратора поддержал руководитель синдиката «Национальная гвардия», руководитель рабочей группы по аудиту безопасности хозяйствующих субъектов и антитеррористической защищенности объектов (территорий) Комиссии по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности РСПП РФ Валерий Макаров.

В частности, он отметил, что в последнее время мы регулярно слышим и видим сообщения о деятельности правоохранительных органов, пресекающих террористическую деятельность радикальных группировок, незаконное производство оружия и боеприпасов и т.д. Получаем информацию и о не предотвращенных терактах. Ясно, что в таких условиях население чувствует себя некомфортно, тревожно.  Государственные власти прилагают значительные усилия в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма. На сегодняшний день в России законодательная база противодействия терроризму и экстремизму составляет более трехсот документов, в которые входят как международные акты, так и российские законы, указы Президента, постановления и распоряжения правительства, ведомственные приказы, ГОСТы и иные нормативно-правовые акты. При всей громадной работе, проводимой федеральными органами исполнительной власти, на практике нередко происходит формальное исполнение принятых документов слабо подготовленными людьми или имеет место принятие полумер.

Но бывают и не совсем удачные проекты разрабатываемых документов. В июле 2018 года Минстроем России был подготовлен Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности многоквартирных домов и формы паспорта безопасности многоквартирного дома», который предусматривает строительство систем ТСО дома и территории за счет собственников квартир, равно как и физическую охрану, и инженерную защищенность дома. Реализация этого проекта в данном виде, очевидно, вызвала бы социальное возмущение по стране. Поэтому-то этот проект так и остается проектом. Но проблема-то по-прежнему существует и требует своего разрешения.

Ещё одна проблема. По данным ФНС РФ на 01 февраля 2023 года, в России действует 3 906 197 ИП, количество юридических лиц составляет 3 227 373. Ясно, что первые лица организаций сами обследовать объекты и заниматься антитеррором не будут. Это будет поручено должностным лицам, которые «отвечают за антитеррористическое состояние объекта (территории)». Но рассчитывать на то, что во всех организациях, учреждениях и предприятиях собрались сведущие в антитеррористической защищенности объектов люди (10 миллионов) не приходится, как и рассчитывать на то, что объекты имеют кондиционные Паспорта безопасности и в полной мере отвечают антитеррористическим требованиям.

− Практика работы по вопросам антитеррористической защищенности объектов (территорий) выявила складывающуюся технологию антитеррористической деятельности в стране – от разработки законодательных актов до исполнения их требований «на земле». Выяснилось, что к этой работе не готовы не только органы исполнительной власти, но и все собственники всех форм собственности, – уверен руководитель рабочей группы по аудиту безопасности хозяйствующих субъектов и антитеррористической защищенности объектов (территорий) Комиссии по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности РСПП РФ Валерий Макаров.

Так, по мнению спикера, потенциал негосударственных предприятий безопасности практически не используется органами Росгвардии, внутренних дел и ФСБ. Целая индустрия услуг безопасности (в стране более 670 000 человек, имеющих официальный статус охранника) находится в подвешенном состоянии, возможности ее не оценены и не рассматриваются как потенциально полезные. Отношение государства к этому вопросу отражает отношение к нему силовых ведомств. А оно в лучшем случае нейтральное. И только реально работающие «на земле» полицейские патрульно-постовой службы и участковые, положительно оценивают деятельность частной охраны и сыска, которые реально снижают уровень преступности в местах выполнения ими функциональных обязанностей. 

Валерий Борисович напомнил, что в настоящее время в Российской Федерации функционирует около 17,5 тысяч частных охранных структур, в которых работает более 670 тысяч квалифицированных охранников. С учетом неквалифицированных – более 2-х миллионов. Охранные структуры привлекаются к исполнению отдельных задач в социальной сфере: патрулирование территорий, охрана учебных заведений, видеонаблюдение, иногда пультовая охрана квартир или объектов. Но всё это не носит комплексного, системного характера. На одной и той же территории выполняют сходные задачи несколько охранных фирм, не взаимодействуя друг с другом, не имея опорных пунктов для обращения в них населения, зачастую имитируя охрану общественного порядка, а не охраняя его.

Опираясь на практический опыт работы, Валерий Борисович предложил направить усилия негосударственных структур безопасности прежде всего на «организацию и сплочение гражданского общества» в вопросах антитеррористической деятельности, в защите населения от противоправных посягательств на его жизнь, здоровье, имущество. Сославшись на уже упоминавшийся проект Постановления от июля 2018 года, в котором предусматривается в качестве необходимой меры для налаживание эффективной работы по обеспечению безопасности города размежевание территорий между домами, сооружениями, другими объектами, он сказал, что можно было бы взять уже обособленные территории с находящимися на них строениями различного назначения, в том числе жилыми домами. Это кварталы. Архитектурно они уже обособлены, существует конечное число заездов и проходов, в какой-то степени они освещены и частично оборудованы видеонаблюдением, часть объектов охраняется либо вневедомственной охраной, либо частной, либо пультовой. Не в каждом квартале, наверное, есть опорный пункт полиции, но и нельзя сказать, что такой квартал − заброшенная территория, не контролируемая полицией.

Надо только объединить всё имеющееся в каждом квартале под ответственностью одного субъекта. И таким субъектом может стать частная охранная организация, имеющая в этом квартале опорный пункт с оперативным дежурным, с диспетчерским пунктом видеонаблюдения за кварталом, с группой быстрого реагирования, резервом охранников. ГБР может оперативно реагировать не только на нарушения общественного порядка, но и на сигналы граждан, пультовой охраны, а также патрулировать квартал. Через два-три месяца руководству ЧОО будут известны все неблагополучные семьи, все потенциальные нарушители, все БОМЖи, обстановка станет прогнозируемой, контролируемой. Опорный пункт ЧОО может стать и местом размещения местного отряда ДНД. Чем оживленнее территория, тем меньше надо строить преград в виде заборов и шлагбаумов. Тогда, возможно, для АТЗ многоквартирных домов достаточно будет иметь домофоны на входных дверях подъездов. Это реальная помощь полиции города «на земле» и наведение порядка в отдельно взятом квартале. «Безопасном квартале». С целью облегчения финансирования проекта предлагаю обратиться к закону № 224-ФЗ 2015 года «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации». В рамках заключенного с ЧОО договора об оказании услуг обеспечения безопасности территории (квартала) город мог бы предоставить на льготных условиях указанной ЧОО аренду площадей и юридического адреса, долгосрочные контракты на обслуживание ТСО и охрану объектов. ЧОО, в свою очередь, могло бы вложиться своими (кредитными) деньгами в покупку и монтаж ТСО, инженерных систем, служебного транспорта, − подытожил своё выступление Валерий Борисович Макаров.

Безопасность детей – это два слова, которые стоят в пирамиде Маслова среди первейших потребностей человека наряду с такими потребностями, как еда, дыхание, сон и прочее. Случаи применения холодного и огнестрельного оружия в российских учебных заведениях носят эпизодический характер, но есть определённые тенденции, которые вызывают вопросы у гражданского общества. Как сделать так, чтобы безопасность в образовательных учреждениях была комплексной и учитывала безопасность: физическую, пожарную, антитеррористическую, психологическую, медицинскую, пищевую, информационную, морально-нравственную? Ведь это серьёзная работа, которая включает и физическую защиту зданий.

− И здесь введение паспортов безопасности объектов и территорий Министерства науки и высшего образования, подведомственных организаций для выполнения требования к антитеррористической защищенности было бы весьма кстати, − уверен сопредседатель Комитета МТПП по молодёжной политике Антон Аранибар.

Все родители беспокоятся о безопасности своих детей. Проблемы безопасности в связи с дорожным движением возле социальных объектов в московском регионе затронул профессор Российского университета транспорта и Высшей школы экономики, к.т.н. Александр Поляков:

− Известно, что освещение на пешеходном переходе должно быть в два с половиной раза ярче, чем на других участках проезжей части дороги. Это позволяет снизить общее количество ДТП до тридцати процентов. Но это не единственное средство повышения безопасности на дороге.  В целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием детей, прилегающие к школам перекрёстки необходимо оснащать дополнительными техническими средствами регулирования дорожного движения, проводить модернизацию светофоров, соответствующих требованиям сегодняшнего времени. Одним из успешных экспериментов, проводимых в ряде регионов РФ для оценки транспортной ситуации, стало использование органами местного самоуправления умных энергосберегающих российских сертифицированных светофоров, позволяющих взамен старых ламповых регулировать при помощи подсветки движение пешеходов и транспортных средств (когда загорается «красный» – подсвечивается тротуар, «зелёный» – пешеходный переход). Данный светофорный объект, кроме того, оснащен встроенными видеокамерами, позволяющими выявлять цифровой профиль подозрительных лиц с изменённым психофизическим настроением − наркоманов, убийц и прочих злоумышленников, − рассказал в своем выступлении Александр Сергеевич Поляков.

Своим опытом в области формирования ответственного поведения детей, подростков и юношества поделилась кандидат педагогических наук Ольга Викторовна Кардашина, педагог-психолог ГБУ г. Москвы «Городской психолого-педагогический центр» Департамента образования и науки города Москвы, уникальный специалист, поработавший более тридцати лет с жертвами терактов и техногенных природных катастроф:

− Хорошо, что сегодня мы может затронуть такую важную тему, как формирование ответственного поведения у детей, подростков и юношества. Можно наполнить свой город самыми умными машинами, но если потребители этих услуг не будут разделять ответственность за свою безопасность, то это будет односторонним решением проблемы. Речь идет о таком массовом явлении как социальная инфантильность подрастающей молодежи. Приходится констатировать, что махровый эгоизм, эгоцентризм – это теперь характерное явление для молодых людей.

В нашем Центре работает более семисот специалистов сопровождения психологического развития детей и подростков г. Москвы. Из них сто – сто двадцать специалистов два-три раза в месяц встречаются с теми, кто попал в сложную жизненную ситуацию. И такие ситуации часто происходят не в вечернее время и не при исследовании подвалов либо мест «кучкования» бомжей. Это происходит в родном дворе, в родном подъезде. И это при осознании того, что для ребенка улица − небезопасна, транспорт – небезопасен. Характерная особенность социального интеллекта у современных детей и подростков − переоценка своих возможностей. У детей репертуар защитного поведения подчеркнут из кинофильмов и электронных игр, где можно высоко прыгать, метко стрелять и быть победителем, а реальной оценки своих возможностей нет. То есть происходит девалидизация опасности – дети обесценивают опасность, с одной стороны, и переоценивают свои возможности − с другой. Это осложненное поведение, препятствующее развитию навыков ответственного поведения и осложненное не только девиантным поведением, которое сейчас приобретает характер подросткового хакерства, например взламывание информационных сетей. Осложненное поведение – это не только социальная инфантильность или переоценка своих возможностей, это – наличие негативного социального опыта, в том числе опыт буллинга в школе. Дети, которые переживали семейное либо школьное насилие, испытывают значительные трудности в столкновении с неожиданными событиями.

Очень часто присутствие негативного социального опыта заключается не только в том, чтобы быть объектом агрессии со стороны других, это и гиперопека со стороны взрослых. Родители, конечно, должны в какие-то моменты страховать детей, но очень важно сформировать у самих детей желание нести ответственность за свою жизнь. Детский подростковый вандализм (когда в отремонтированном подъезде, например, расписывают стены) – это, к сожалению, реальность нашей жизни, и это тоже попытка одиннадцати- – тринадцатиилетнего человека заявить о себе как о «крутом».

Отдельная группа детей – это дети со склонностью к невротическим реакциям: гиперактивные, не дослушивающие фразы, дети с замедленным психическим развитием и с аутоподобным поведением. Не всегда рядом с ними взрослые, и всё это особая группа риска. Примерно одна четверть детей, оказывающихся в сложной ситуации, – это дети со склонностью к невротическим реакциям.  Как правило, они учатся в обычных школах, но для этой группы детей должны быть специальные занятия – как общие, так и учитывающие их индивидуальную специфику. Курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для таких детей недостаточно, и хорошим дополнением к нему могли бы быть муниципальные программы, связанные с исследованием особенностей своего района и двора. Дети должны знать об ответственности за прожженные почтовые ящики и взломанные запирающие устройства в подъездах. В заключение Ольга Викторовна пожелала всем безопасности и подчеркнула, что именно с помощью родителей, учителей и внешних специалистов, заинтересованных в безопасности, сам ребенок становится уже не объектом, а обеспечивающим себе безопасность субъектом.

В этой связи, присутствующие поддержали необходимость подготовки методических рекомендаций, соответствующей программы и производства обучающих видеороликов.

Директор Научной школы «Прикладные научные исследования в области социально-экономической безопасности РФ в сфере управления многоквартирными домами» Елена Панина затронула тему нехватки в стране государственной молодежной политики:

− Для формирования молодежной политики нужна особая цель, и она должна быть неизменной. Молодежная государственная идеология безопасности проживания в домах должна быть доктриной, юридически закрепляющей ценность жизни и здоровья, семьи, уважения к себе, родителям, учителям, старшим и т.д. Основная задача доктрины – реализация положения «мой дом», «моя Отчизна», «моя Родина».

Предметом государственной молодежной политики должно быть утверждение «Россия может быть сильной тогда, когда защищен сам дом». Он символ безопасности для семьи и детей, если молодежь получает знания, умения и способности, необходимые для сильной экономики. Но возникает вопрос: что такое сильная экономика?  Это та экономика, которая каждому молодому человеку может обеспечить получение и удовлетворение его потребностей.  Сильная экономика, сильное государство, сильная страна – это та страна, в которой экономически, политически и общественно молодой человек может обеспечить себе потребности. Таких потребностей, как правило, две: иметь дом, в котором живет его семья и дети, где он воспитывает своих детей. И вторая потребность − экономическая стабильность семьи. Инструмент внедрения идеологии − формирование в общественном сознании граждан России понимания того, что Родина и Отчизна начинается с дома, с семьи, в воплощении и формировании родного и безопасного пространства. Место, в котором рождается представление о себе, о мире, о жизни, где человек с рождения получает ласку, заботу и любовь.

Молодежная политика современного этапа должна учитывать новый фактор, который долгое время был незаметен, но сегодня проявился во всём своём безобразии – невоенный терроризм, скрытый, незаметный и очень опасный фактор, посредством которого много десятилетий осуществлялось воздействие на нашу страну. В основе невоенного терроризма лежит неисполнение законов. Оно рождает у людей страшную мысль – закона в стране нет, власть плохая, государство нехорошее. Именно в таком духе ведется идеологическая борьба против нашей страны. Важно понять, что у нас экономики, связанной с домом, не существует По данным Росстата (а это заниженные данные) из 100 процентов оплаченных средств только двадцать пять процентов идет на дом. Это означает разрушение жилого дома на семьдесят и больше процентов, если говорить об отдельных регионах. Да, очень здорово поставить светофоры, это очень актуально.  Но когда рухнет дом, нам уже не до всего остального.

Мы вывели формулировку: «Нет дома − нет родины и нет государства». Однако в стране ни на один дом, где проживают живые люди, у нас нет ни одного антитеррористического паспорта. В государственном реестре недвижимости не существует вообще ни одного жилого дома, а речь-то идет о целом пласте фундаментальной экономики, на которой базируется экономика государства.

Невоенный терроризм не требует финансирования. Мы заплатили денежные средства, эти средства вывели, на дом не направили, дом рухнул сам по себе. Невоенный терроризм построен на том, что не надо учить кадры. На сегодняшний день в нашей стране подготовкой кадров по безопасности проживания и антитеррору многоквартирных домов не готовит ни один ВУЗ, ни один колледж не готовит рабочих. Ни один колледж не готовит сантехников (а это серьезная специализация), не готовит электриков. О какой безопасности здесь можно говорить?

Невоенный терроризм ставит цель уничтожить знания. Знания в нашей стране с 1996 года исчезли одновременно из всех ВУЗов. Ни экономистов, ни юристов, ни рабочих никто не готовит в нашей стране для наших домов.

Мы долгое время все исследовали и видим один единственный выход: нужно поставить дома на государственный учет, ввести во всех регионах государственное регулирование управления домами. УК, ТСЖ занимаются эксплуатацией домов, а мы с вами говорим о том, чтобы государство взяло на себя обязательства быть заказчиком всех жилищно-коммунальных услуг. И такой вид обязательства прописан у нас в Гражданском Кодексе, в котором стоит следующее: «реализация института права собственности совершается через доверительное государственное управление этой недвижимостью в виде домов». На сегодняшний день государственное регулирование у нас выпало из вида. Во времена царизма и большевизма у нас всегда было государственное регулирование, и всегда оно строилось на доверительном управлении. Обязательно нужно ввести государственное регулирование на основе доверительного управления домами. А если мы такое управление вводим, то вводятся все виды ответственности, о которых мы постоянно говорим. Ни у кого нет свидетельства о собственности на долю в многоквартирном доме. И когда нам говорят, что мы должны исполнять свою обязанность как собственника дома, возникает вопрос: мы же не собственники дома, мы собственники квартир.

Молодежная политика упирается в образование. Если мы готовы такой доктринальный документ разрабатывать, принимать и вводить, то мы должны ввести экономический вид деятельности в состав государственных видов деятельности и начинать подготовку соответствующих кадров в ВУЗах и колледжах.

Приоритет экономических интересов граждан и государства должен быть выше, чем приоритет экономических интересов организаций. В себестоимости любой продукции доля затрат на коммунальные услуги на промышленных предприятий доходит до сорока двух процентов. Практически все производимое «съедают» коммунальные организации, и, как следствие, нашей экономике не хватает средств, чтобы развиваться дальше.  Норма прибыли, которую могут себе позволить промышленные предприятия составляет пятнадцать – двадцать процентов. Но когда коммунальные организации «съели» денежные средства, остается один путь – кредитоваться. Процент кредитования заведомо выше, чем та норма прибыли, которую может себе позволить промышленное предприятие. Мы таким образом разорили свою экономику.

Управляющий партнёр Адвокатского бюро г. Москвы «Шевцова и партнёры» Виктория Шевцова отметила, что презентация и доклад Елены Николаевны являются базовыми для понимания поставленных задач. Приоритет жизни и здоровья граждан в любой технологической системе очевиден и не подлежит обсуждение, но должно быть понимание следующего: мы не просто действуем ради улучшения жизни, а действуем, опираясь на определенные принципы.

− Есть категории базисные, а есть производные этих категорий – желание что-либо улучшить, сделать комфортную городскую среду, обезопасить дом и подъезд. Кто хочет это сделать? Житель. Как человек, как единица населения субъекта. Он − определенный психотип, имеющий нравственные, духовные, моральные и идеологические установки, и вольно или не вольно транслирующий их на своего ребенка. Мы, взрослые, должны осознавать, что именно делали и делаем в ситуации, чтобы формировалась положительная среда обитания в нашем Отечестве. К сожалению, наступил момент выхолащивания темы любви к родине, патриотического воспитания и защиты ценностей.

Далее Виктория Валерьевна выступила с докладом «Системы безопасности многоквартирного дома как элемент общей системы безопасности». Она отметила, что сейчас много разработано проектов на тему «умного города» и «безопасного подъезда». Но вся работа должна делаться в четкой связке с другими рабочими группами, такими как Московской торгово-промышленной палаты, другие площадки, на которых ведется работа по укреплению, в том числе, систем безопасности граждан Москвы и субъектов. Наработки терять нельзя, поскольку на протяжении восьми лет велась интенсивная работа над темой безопасности многоквартирных домов и возможным изменением законодательства в этой области. Поэтому все предложения не должны повиснуть в воздухе, а должны обрести нормативную правовую базу.

− Если мы возьмем многоквартирный дом, защищенный системой контроля доступа, − домофоном, иным запирающим устройством, осуществляющим блокировку входа в подъезд, то следует отметить, что, с нормативной точки зрения, на сегодняшний день всё, что касается жилого дома, отдано в систему жилищного законодательства. Это выводит нас на необходимость решения любого мельчайшего вопроса через систему общего собрания собственников, а это не просто. По всем вопросам, если мы хотим стать инициатором изменения, нужно пройти через систему общего собрания собственников. Оспорить решение ОСС крайне трудно, и сделать это может только собственник, который обязательно должен быть мотивирован, чтобы посещать общие собрания. Мы понимаем, что нельзя людей железной рукой привести к счастью. Но просто есть категория людей, жителей – дети, которые требуют особого внимания. При этом из чего следует исходить, какими приоритетами руководствоваться:

  1. Приоритет жизни и здоровья граждан над всеми другими задачами любой технологической системы. Мы должны понимать − все делается для людей.
  2. Гарантии безопасности и прозрачности механизмов контроля за предлагаемыми технологическими системами.

Ещё одна проблема защита персональных данных. Приходилось иметь дело с дикими вещами, ведь что такое общее собрание – это бюллетени (ФИО, номер квартиры и площадь твоя). Мы даже не задумываемся, откуда черпаются персональные данные для заполнения бюллетеня. Получается, что те люди, которые инициируют собрание, с легкостью получают эти данные и куда-то их передают. Вся процедура должна быть четко и ясно описана, регламентирована, данные защищены.

Повышение качества жизни, комфортная городская среда, учитывающая особенности детей и особые их потребности − это тоже задача не коммерческого интереса. На сегодняшний день предпринимателям невыгодно вкладывать деньги в те же запирающие устройства.  Сегодня он в них вкладывает, завтра придет управляющая компания, и всё уплывает к ней.

Несколько лет не менялись нормы. Статья 36 «Общее имущество» Жилищного Кодекса не менялась с 2005 года. Сфера безопасности, система контроля доступа, видеонаблюдение отдано Жилищному кодексу. Вся эта база дает право действовать только управляющим компаниям. Всё, что повесили на дом, – это общее имущество. Для того чтобы свое право реализовать, нужно пройти суд. В суде это все выстраивается, доказывается, и ты регулируешь историю с домофоном, запирающим устройством и т.д. Мы бы хотели выделить в отдельную самостоятельную отрасль сферу систем контроля доступа, чтобы она была регламентирована, стандартизирована, имела свою нормативную базу хотя бы на уровне Постановлений Правительства, муниципальных норм. Что мы получим? Мы не дадим умереть этой отрасли. Она началась в девяностых годах, до этого времени никто не запирал подъезды. Домофонные компании тогда возникли в том виде, в котором мы их сейчас имеем. Эти компании уже тридцать лет имеют уникальные наработки, которые нужно сохранить, дать им развиваться, и, если мы этого не сделаем, они вымрут, а это малый и средний бизнес. Совсем не хотелось бы получить незащищенный подъезд, как минимум, который сейчас в руках УК. Волеизъявление жителя легко подвергнуть деформации, воздействию и т.д. Нужно регламентировать, стандартизировать те наработки, которые есть и дать людям спокойно их реализовывать в правовом поле, это их укрепит, простимулирует инвестиции, и всё нормализуется.

Модератор мероприятия отметил, что в выступлении прозвучал совершенно замечательный термин «социальная инфантильность»:

− Условно говоря, она строится под воздействием невоенного терроризма, который опирается на разрушении семьи. Но в русской культуре есть определение семьи. Это не только группа родственников, проживающих под одной крышей и ведущих единое хозяйство, но это и группа лиц, объединенная общей целью и выполняющая единые задачи. У нас в русской культуре есть офицерская семья, школьная семья, трудовая семья. Термин «семья» с 90-х годов у нас уничтожается.

Роман Михайлович Аргатюк, генеральный директор НП ОБЖД «Безопасный дом» и член «Опоры России», предложил проекты изменений в Жилищный Кодекс в части уточнения термина «общее имущество многоквартирного дома», уточнения порядка проведения общих собраний собственников и в Постановление Правительства РФ № 649 о дополнении перечня оборудования, которое может монтироваться без привлечения средств собственников МКД:

− В последние несколько лет на различных общественных площадках, профильных группах и комитетах приходилось обсуждать проблему размещения домофонного оборудования, систем контроля доступа и видеонаблюдения. Все это можно объединить в термин «умные устройства» в жилых многоквартирных домах. Были привлечены депутаты Государственной Думы, законодательных органов субъектов РФ, много было высказано мнений, но если резюмировать, то все сходятся в едином мнении, что единственным способом управления домом является проведение Общего собрания собственников. Но при этом одновременно отмечается, что существующие правила проведения таких собраний очень сложны и не гарантируют никакого результата. Одновременно ведется работа над оптимизацией этих правил в сторону их упрощения. Однако, упрощая эти правила, создаем возможность для фальсификации решений собственников. Ситуация такова, что из-за сложности проведения собраний собственников МКД, их стараются не проводить в соответствии с правилами. Их просто фальсифицируют, и это огромная проблема, поскольку проверить подлинность практически невозможно.

Протокол фальсифицируется заинтересованным лицом, представляется в жилищную инспекцию через управляющую организацию, никто не проверяет, проводилось ли собрание на самом деле и по каким правилам он составлен.

Мы говорим о создании умных устройств обеспечения безопасности в МКД, но как показывает практика, ни управляющие компании (т.к. занимаются в основном ЖКХ), ни сами собственники (устройства стоят больших денег) не заинтересованы в покупке таких устройств и их размещении. Поэтому умные устройства, как правило, появляются в результате инвестиционной деятельности организации, обслуживающей умные устройства. Они же их монтируют, передают в пользование собственникам, и собственники пользуются ими в своих интересах. Дальше речь идет уже о техническом обслуживании. Но жилищное законодательстве об общем имуществе, которое сейчас определяется как любое имущество, обслуживающее больше одного помещения МКД, гласит: если любое имущество как-то связано с МКД, то оно автоматически становится общим. Эти нормы надо менять наравне с нормами альтернативного посредничества управляющих организаций.  Нужно проработать действенный механизм получения волеизъявления собственников.  Собственников на собрание после тяжелого трудового дня призвать очень сложно. Но они очень легко поднимаются, когда это касается их интересов, то есть Жилищный кодекс должен допускать проведение собраний каких-то заинтересованных групп собственников, и эти собрания должны признаваться легитимными. Например, в привязке к домофонной отрасли — это будет собрание собственников одного подъезда. 

Инструменты механизма обхода собрания в законодательстве все же закреплены. Так, в п. 4.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ законодатель предусмотрел, что установка приспособлений общего имущества в МКД для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов допускается без решения собрания собственников в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения средств собственников. Перечень оборудования,  которое может монтироваться без привлечения средств собственников указан в  Постановлении Правительства РФ № 649, но туда не включены технические средства обеспечения безопасности, например умные домофоны; в частности современное домофонное оборудование обладает панелью со шрифтом Брайля для слепых людей, реализованы функции голосового набора, удаленного открывания двери для инвалида и общение с посетителем через смартфон, контроль открытия и закрывания двери,  контроль родителей за детьми, функции вызова помощи. Очевидно, что перечисленные функции в полной мере соответствуют критериям обеспечения доступа инвалидов в МКД и возможно использование этого имущества для обеспечения такого доступа.  В связи с этим предложение: обратиться к Правительству РФ, чтобы умные домофонные устройства, обладающие функцией доступа для инвалидов, были включены в Постановление Правительства № 649, а также обратиться с законодательной инициативной: внести изменения в Жилищном кодексе для уточнения термина «общее имущество МКД» и уточнения порядка проведения Общих собраний собственников.

По поводу безопасности МКД полковник милиции в отставке ведущий эксперт журнала «Мир безопасности» Лякишев Сергей Валентинович поднял серьезную тему о необходимости работать на опережение:

− В 90-х годах, когда шла контртеррористическая операция на Кавказе, была мотивация, ведь происходили взрывы жилых домов. Но в то время возможного террориста можно было определить по внешнему виду. Сейчас проходит СВО на Украине и определить террористов очень сложно. Они такие же славяне, как и мы. Вот возьмите Брянск. Человек еще в 2018 году был завербован украинской разведкой. Я уверен, что еще находятся «спящие» агенты, которым уже намечены цели со всеми вытекающими последствиями.  Давайте не будем ждать. Давайте проверим все дома. Говорят, что упор надо сделать на частные охранные предприятия. А что с ними? Если в Москве в 2021 году зарегистрировано 3068 предприятий, то в 2022 году − уже 2779.  В Санкт-Петербурге в 2021 году – 1400, в 2022 году – 1085 предприятий. Естественно, снижается количество охранников. Людей не хватает. В Москве численность частных охранников в 2021 году – 127 тыс., в 2022 году − 122 тыс. В Санкт-Петербурге в 2021 году – 86 тыс., в 2022 году – численность уже 46 тыс. Получается, что каждый занимается своими вопросами: Росгвардия, участковый инспектор, техники-смотрители ЖКХ, а ответа на вопрос «Кто будет заниматься контртеррористическими вопросами?» до сих пор нет. К примеру, домофон не работает, кто будет отлеживать стоящие подозрительные машины, кому сообщать есть, а кто будет отслеживать. Надо работать на опережение. Светофоры и освещение – вещь очень необходимая, но давайте как-то более глобально посмотрим на сложившуюся ситуацию.

Тему поддержал представитель Донецкой Народной Республики и поделился практическим опытом исходя из существующих в ДНР реалий:

− Ясиноватский − один из тех районов, который регулярно подвергается ударам ВСУ.  Всё то, о чем сегодня было сказано, не работает там, где война. Вообще не работает. Трудиться надо, наверное, в десять раз интенсивнее, подключать профильные министерства. На одном энтузиазме людям отсидеться не получится. Дай Бог, чтобы дальше Курска и Брянска не пошло, ведь если еще пару лет всё это протянется, то каждый и здесь на себе почувствует. Очень сильные связи должны быть с соседями. Все друг друга должны знать, и каждый что-то должен делать. С высотками серьезная проблема. В ДНР сейчас обратная ситуация – открывают подъезды, потому что когда идут обстрелы, то жертв больше, если подъезд закрыт.

Очень правильно был сделан акцент на воспитании детей, потому что дети в своем мире живут. Они сейчас в Донецке играют в песочнице, и раз-два в неделю прилетают ракеты, но для детей это уже не является фактором риска, они не распознают его. У них своя игра, и неважно, что вокруг будет летать. Поэтому очень хорошо, что эти вопросы здесь обсуждаются. Уже год идет «движуха», а мы девять лет живем в этой «движухе», и у нас у всех уже реакция притупилась на опасность, не только у детей. Раз-два в неделю прилетает в центр города, – «Ну что, это ж не каждый день, как в Ясиноватой…» И вот эта логика очень какая-то неправильная. Люди ко всему привыкают…

На последнее замечание откликнулась Ольга Кардашина:

− Я два дня как из Белгорода. Там взрослые люди за ужином общаются: «Ну, сегодня было от нас столько-то, от них столько-то, ну и ладно». Это норма, стилистика проявления уверенного поведения.

− Здесь многие занимаются гуманитарной помощью, мы тоже готовим медицинские шины, за последние три месяца сделали восемь тысяч шин, не говоря уже про таблички «заминировано», окопные свечи и прочее. Здесь присутствуют небезразличные люди, и это дает нам основания, что все инициативы будут преобразованы в дела, а это и есть цель сегодняшнего мероприятия, − отметил председатель Комитета МТПП по молодёжной политике и спорту Маршалл Савчук.

 В заключение модератор мероприятия Антон Аранибар, сопредседатель Комитета МТПП по молодёжной политике, управляющий партнер адвокатского бюро «Аранибар и партнеры», поблагодарил присутствующих за участие в мероприятии и проинформировал всех о том, что по результатам обсуждения будет подготовлена Резолюция, текст, который будет направлен всем участникам, и что Информация о мероприятии будет размещена в СМИ и социальных сетях.

Автор и фото: Маркелова Марина