Эксперты

Рынок охранных услуг. Основные направления развития и проблемы

Шестаков Валерий Иннокентьевич – к.ю.н., доцент, руководитель научного совета Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития», член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности

 11 марта 2023 года охранное сообщество отмечало 31 годовщину со дня принятия Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

В России на сегодня официально зарегистрировано более 17 тысяч частных охранных организаций, где трудятся почти 700 тысяч охранников, которые обеспечивают безопасность 1,4 миллиона объектов. По количеству охранников на сто тысяч населения Россия занимает одно из первых мест в мире – 525 охранников на сто тысяч населения (лидируют Венгрия, Бразилия, ЮАР). По оценкам экспертов в России с учетом роста преступности (преступлений против собственности, жизни и здоровья), новых угроз в связи с проведением СВО количество охранников необходимо около трех миллионов.

Что касается количества ЧОО, то, начиная с 2008 года, их число постоянно сокращается. Так если даже сравнить с 2020 годом, в котором было зарегистрировано свыше 26 тысяч ЧОО, то к 2023 году их численность сократилась  более чем на 9 тысяч. Причины здесь разные. Это и ужесточение требований в целом к деятельности и ценовая политика при проведении конкурсов. В результате чего значительная часть субъектов рынка покинула его.

 Объем рынка охранных услуг составляет более 120 млрд. рублей. По прогнозам в ближайшие пять лет эта сумма может увеличиться в 2-3 раза.

Практика наглядно свидетельствует, что частная охрана востребована в России и потребность в ней возрастает. Ее необходимость и полезность как для граждан, юридических лиц, так и государства не вызывает сомнения и обусловлена объективными причинами. Повышенный спрос на охранные услуги сохраняется. Он обусловлен сложной криминальной обстановкой. Согласно статистическим данным отмечается  рост преступлений против собственности, жизни и здоровья. Вследствие этого население и бизнес стремятся обеспечить себя  путем покупки услуг по защите себя и своей собственности.

По данным экспертов ООО «Индексбокс Маркетинг» компании, оказывающие охранные услуги, чаще всего предоставляют такие услуги, как: физическая охрана объекта (95% компаний), сопровождение грузов (68%), защита жизни и здоровья граждан (68%), обеспечение порядка в местах проведения  массовых мероприятий (59%).

Характерной особенностью рынка охранных услуг состоит в том, что в настоящее время на нем, наряду с частной охраной, активно участвуют вневедомственная охрана и ФГУП «Охрана», отнесенная в 2016 году к ведению Росгвардии, а также ведомственная охрана федеральных органов и организаций, которые будучи государственными предприятиями, по сути, оказывают частные услуги безопасности и вследствие этого являются субъектами рынка охранных услуг. При этом на их долю приходится около 50% рынка охранных услуг. Используя административный ресурс, целый ряд других преимуществ, закрепленных в профильном законодательстве, они существенно препятствуют развитию конкуренции в сфере охраны, что противоречит основе конституционного строя России. Особенно отрицательно влияет на развитие конкуренции в сфере охраны не основанная на действующем законодательстве практика создания федеральных государственных унитарных предприятий. Так, в настоящее время из 15 министерств и организаций, имеющих право на создание ведомственной охраны, 9 создали ведомственную охрану в форме государственных унитарных предприятий и вследствие этого занимаются коммерческой деятельностью. Кроме того, в 2005 г. на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны был создан ФГУП «Охрана» МВД России.

Развитию рынка охранных услуг будет способствовать появление на рынке новых объектов охраны. Соответствующие предпосылки для этого имеются. Это, например, наметившаяся тенденция по уходу с рынка охранных услуг субъектов государственной военизированной охраны, рост, пусть даже незначительный, ключевых отраслей экономики, возможный аутсо́рсинг объектов Министерства обороны России, заинтересованность государства в использовании потенциала частных охранных организаций в целях обеспечения общественной безопасности, защите иных законных интересов.

Основной причиной роста спроса на безопасность со стороны населения будет являться все еще высокий уровень преступности, растущее ощущение у него незащищенности от противоправных посягательств.

Принципиально важна для дальнейшего развития частной охраны позиция государства относительно будущего вневедомственной и ведомственной государственной охраны – останутся ли они в перспективе участниками рынка охранных услуг или их сфера деятельности в целях экономии средств налогоплательщиков будет поэтапно сокращаться.

Для этого необходима госполитика.

Развитие рынка охранных услуг в ближайшие годы будет происходить дифференцированно. Наиболее востребованными охранными услугами будут оставаться охрана имущества, обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий, защита жизни и здоровья людей. При охране имущества физическая охрана будет продолжать уступать свои позиции охране пультовой. Это связано с тем, что пультовая охрана находится на пересечении охранных, технических услуг и IT-технологий, является более экономичным и надежным способом защиты.

Не исключено, что на рынке могут появиться новые виды услуг, позволяющие заинтересовать потенциальных клиентов, как ценой и качеством, так и набором сервисных предложений. Будет и впредь востребован полный комплекс охранных услуг. Однако приоритетным направлением будет все большее развитие технических средств охраны.

Но пока государство не будет рассматривать предприятия негосударственной сферы безопасности как силы и средства комплексной системы мер по обеспечению безопасности страны и правопорядка, активное развитие НСБ ясно не представляется. Прибавьте к этому сужение клиентской базы за счет сокращения финансовых возможностей и субъективных факторов (кризисные явления, пандемия и др.), наступление искусственного интеллекта, несовершенство законодательства по проведению тендеров и другие факторы, и картина становится еще больше удручающей.

Основные факторы, негативно влияющие на развитие рынка охранных услуг.

1) отсутствие единой государственной политики в сфере охранной деятельности в целом (охрана рязанская, калужская воронежская, кто в лес, кто по дрова);

2) несовершенство законодательства в сфере охраны (направлено на совершенствование (ужесточение) контроля, не на создание условий для формирования цивилизованного рынка охранных услуг, излишнее регулирование);

3) наличие у контролирующих органов возможности опосредованно  влиять на охранный бизнес (вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов, понуждение к заключению договоров с субъектами государственной охраны, подмена контроля за соблюдением лицензионных требований контролем за осуществлением охранной деятельностью);

4) наличие необоснованных конкурентных преимуществ у основных участников рынка охранных услуг (вневедомственная и ведомственная охрана занимают около 50% рынка);

5)несовершенство законодательства по организации закупок для государственных и муниципальных нужд (основной критерий не качество, а цена);

6) несоблюдение принципа равенства субъектов охраны.