НСБ

Февральский вопрос месяца. Редакция подвела итоги

Редакционная коллегия Издательского дома «Мир безопасности+» подвела итоги голосования по февральскому вопросу месяца, который был размещен на нашем сайте с 02 февраля по 28 февраля и Телеграмм- канале,  а именно:

«В проекте Федерального закона «О частной охранной деятельности в РФ» (см. в разделе “Законодательство”), принятом в первом чтении на работников ЧОО за рамками выполнения ими трудовой функции возлагается обязанность оказания содействия правоохранительным органам в охране общественного порядка, наделяя их при этом несвойственными для работников ЧОО правами (ст. ст. 27, 29). Как Вы считаете правомерно ли такое участие ЧОО в охране общественного порядка?»

По результатам голосования более 80% опрошенных высказались против такой формулировки, считая ее незаконной.

И вот почему.

По мнению экспертов и руководителей охранного дела, любое обязательное требование тем более в законодательном плане должно подробно и конкретно быть прописано в самом законе, как и за счет каких средств руководитель ЧОО будет выделять сотрудников для выполнения поставленной задачи, включая правомерность их участия, полномочия и социальные гарантии.

Различные предполагаемые преференции со стороны органов власти могут быть, но как следует из практики, их может и не быть, а требования к обязательному исполнению подписанного договора останутся.

Кроме того, и наверное, самое главное, что работники ЧОО в рамках своих трудовых обязанностях не могут заниматься охраной общественного порядка, так как такими правами наделены граждане страны в соответствии с Законом РФ «Об участии граждан в охране общественного порядка».

Вывод: в данном пункте законопроект не проработан.

Мы попросили дать комментарий по данному вопросу ведущего эксперта ИД «Мир безопасности+», эксперта Комитета ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции, члена Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, профессора Академии ФСБ, руководитель научного совета Независимого научного фонда “Институт проблем безопасности и устойчивого развития” Валерия Шестакова

Обязывать частных охранников оказывать содействие правоохранительным органам (участвовать в патрулировании, осуществлять задержание и т. п.) является незаконным. Это не входит и не может входить в трудовую функцию охранника. После окончания работы охранник является обычным гражданином и может участвовать в обеспечении общественного порядка только как обычный гражданин в соответствии с Федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка». Привлечение охранника в случаях, не предусмотренных указанным Федеральным законом, является нарушением конституционного права граждан на отдых.  Согласно ч.5 ст.37 Конституции РФ, каждый имеет право на отдых, под которым понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Не может служить правовым основанием для привлечения охранника к охране общественного порядка и соглашение руководителя охранной организации с соответствующим правоохранительным органом, в котором содержится положение о привлечении охранника к охране общественного порядка. В этом случае руководитель нарушает как нормы Конституции РФ, так и Трудового кодекса РФ. На основании этого в законе, регулирующем частную охранную деятельность, не может содержаться норма, обязывающая охранника (а тем более любого работника частной охранной организации) участвовать в охране общественного порядка за рамками выполнения трудовой функции, так как Конституция РФ обладает высшей юридической силой, а нормы трудового права, содержащиеся в других федеральных законах должны соответствовать нормам трудового законодательства. Поэтому непонятно, как эта норма (обязанность охранника участвовать в охране общественного порядка) содержащаяся в проекте Федерального закона «О частной охранной деятельности», принятом в первом чтении осталась незамеченной.

              Не меняет положения (незаконность привлечения охранника к охране общественного порядка) и предоставление преференций охранной организации и частному охраннику за участие в охране общественного порядка, предусмотренных проектом Федерального закона «О частной охранной деятельности».

              Что касается других субъектов охранной деятельности, то ни в одном федеральном законе, регулирующем тот или иной вид охраны, такой нормы не содержится. Применительно к ведомственной охране, Федеральным законом «О ведомственной охране» (п. 7 ч. 1 ст. 12) работники ведомственной охраны обязаны оказывать содействие правоохранительным органам в пределах своей компетенции, то есть в рамках выполнения трудовой функции.  Поэтому в проекте Федерального закона «О частной охранной деятельности», подготовленного Институтом проблем безопасности и устойчивого развития прописан именно такой подход.

Редакционная коллегия предоставляет вам возможность обратиться к нашим экспертам с вопросами на самые волнующие вас темы и получить ответы и комментарии на них, в частности действующего законодательства в сферы частной охранной деятельности и других.