Эксперты

О проблемах противодействия чрезвычайным происшествиям в школах, связанных с преступным использованием оружия

Михаил ГАВРИЛОВ, председатель подкомитета по развитию индустрии безопасности, член Экспертного совета Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности

На сегодняшний день, как в мире, так и в России, одной из проблем, представляющей опасность для личности, общества и государства остаются проявления чрезвычайных происшествий, связанных с преступным использованием оружия для физических расправ над обучающимися, педагогами и работниками в образовательных организациях.

Трудно передать чувства, когда приходится слышать об очередном акте насилия или гибели детей, произошедшем в школе. Наверное, каждый из нас задается вопросом, как и почему это может происходить? Почему проявление агрессивного поведения доходит до такой степени, что обучающиеся совершают такие тяжкие, античеловечные преступления?

В связи с этим логично возникают вопросы по целому ряду обстоятельств и заявленных государством мер по обеспечению защищенности жизни, здоровья, прав и законных интересов обучающихся и работников образовательных организаций от угроз и опасностей в процессе их учебной и трудовой деятельности.

Существует категория целого ряда психологов, представителей государственных и политических организаций, придерживающихся позиции, что определение безопасности как «отсутствие опасности» в реальной жизни практически недостижимо, и ни для кого не является секретом, что данная проблема во всем мире не нова. И действительно, следует признать, что неблагоприятные факторы и явления, влекущие ущерб здоровью, имуществу и интересам людей, присутствуют и сопровождают их по жизни в обществе, проявляясь в той или иной степени опасности.

Вместе с тем, такой подход к решению проблемы оставляет целый ряд лазеек для ухода от ответственности, в т. ч. для представителей публичной власти, за состояние обеспечения безопасности подрастающего поколения и в частности за обеспечение безопасности в образовательных организациях. Следовало бы такой категории лиц, особенно государственного уровня деятельности, с особой ответственностью осознавать, что каждая образовательная организация и тем более школа представляют собой важнейший социальный институт, который призван формировать как личностные качества членов подрастающего поколения, так и их последующую жизненную позицию, поэтому важно устранить или свести к минимуму все, что может негативно отразиться на развитии обучающихся и воспитанников.

Направления, формы, пути совершенствования государственного реагирования, а также работа соответствующих ответственных за безопасность органов, педагогических коллективов, принимаемые в течение последних лет в сфере образования, касающиеся обеспечения безопасности, приобретают положительную тенденцию и все же остаются в полной мере актуальными.

Современная политическая, социально-экономическая, военная обстановки требуют более обусловленных решений по обеспечению безопасности с непосредственным участием и контролем местных органов власти в подведомственных им образовательных организациях. Практически при каждом трагическом происшествии вскрываются упущения в реализации ряда предписанных профилактических мер, заниженная исполнительность на местах положений законодательных актов, ведомственных предписаний и другие существенные недоработки.

Из-за попыток нивелировать остроту данной проблемы администрациями образовательных организаций, муниципалитетами, на региональном уровне, получение полной и действительно адекватной картины состояния происходящих в них процессов не только по обеспечению безопасности, но и образовательной, воспитательной направленности остается проблематичным. Такие и подобные им обстоятельства служат причиной того, что имеющиеся по такому поводу информация и мнения носят порой разноречивый характер, отражая недостаточно объективное состояние относительно общей образовательной действительности.

Изучение отечественных и зарубежных источников личностного профи­ля «школьного стрелка» показывает, что более 80% лиц, со­вершивших нападения на школы, испы­тывали на себе несправедливые претензии, психологическое давление, издевательства, групповую травлю, побои и даже причинение физических травм. Обиды, раз­рушение отношений, социальная несправедливость, безысходный пессимизм в отношении своего будущего также служат побудительными мотивами к мести и переходу к радикальным действи­ям.

К сожалению, несмотря на видимые переживания, поте­ри и выраженную депрессию, большин­ство «школьных стрелков», оставались вне внимания родителей, педагогов, товарищей и не получали вовремя необходимую им поддержку, тем более специализированную психоло­гическую помощь.

В основном причиной проявления преступных действий является обида, фрустрация, переживания от разочарований, унижения, неудачи, приводящие к желанию мести. В результате у подростков появляются нарушение отношений со сверстниками, депрессия, снижение способно­сти справляться с возникшими трудностями, давать правильную оценку своим побуждениям и действиям, что приводит к восприя­тию всех окружающих в качестве причин его проблем и неудач. Все это делает его более жестоким в своих суждениях и поступках, с желанием отыграть несправедливость любыми средствами, вплоть до вооруженного нападения и убийства.

По мнению специалистов, распознать потенциальную агрессию за время пребывания подростка в школе не просто. Однако если не прилагать должных мер и усилий к решению этой проблемы, последствия могут быть непоправимыми.

Поэтому меры по выявлению факторов, провоцирующих и приводящих к происшествиям в образовательных организациях и тем более влияющих на защищенность детей и подростков от жестокости, предупреждению преступлений против них являются чрезвычайно важными, социально значимыми и постоянно актуальными.

Неоднозначность в подходах к этим проблемам органов правоохранительной системы, опеки и попечительства, представителей социальной, педагогической сфер, психологической, медицинской служб и др. отчасти объясняется сохраняющимся несовершенством и даже отсутствием востребованных законодательных норм и правоприменительной практики по защите детей. Отчасти этим объясняются несвоевременность предоставления и занижение материальных доходов многодетным и остро нуждающимся в этом семьям, отсутствие на местах квалифицированной помощи.

Таким образом, ведомственные недоработки в обеспечении комплексной безопасности образовательных организаций, профилактической работы с подрастающим поколением, проблемными и малообеспеченными семьями не способствуют становлению эффективно действующей практики по вопросам защиты детей и подростков от жестокости, исключению преступлений против них.

Второстепенное отношение на местах к данным проблемам в значительной степени сказывается на уровне детской преступности, увеличении численности «трудных» детей, детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации, своевременном оказании другой необходимой им помощи.

Требуют внимания и принципиальной оценки низкая правовая грамотность, несформированность единых методических и системных подходов в организации профилактической работы с подростками и молодежью, а порой и допускаемые сокрытие или замалчивание выявленных фактов насилия, в целях «приукрашивания» положения дел либо другой заинтересованности участников данного процесса.

Из опыта работы практиков есть мнение, что проявление любой опасной ситуации в значительной части случаев имеет явную или скрытую причину. Статистика ряда лет иногда поразительно сходна, о чем свидетельствуют некоторые закономерности в проявлении факторов, приводящие к тем либо другим происшествиям, что сподвигает к возможности прогнозирования некоторых видов угроз (происшествий, опасностей, несчастных случаев, ЧС) в т. ч. в образовательных организациях.

Анализируя выводы комиссий по расследованию ЧС в образовательных организациях, нетрудно обобщить причины и негативные факторы (процессы и явления), их значимость и степень влияния. В ряду первоочередных можно свидетельствовать такие как:

  • отсутствие должного понимания руководством и педагогическими коллективами серьезности проблемы обеспечения безопасности обучающихся и воспитанников в период нахождения в образовательной организации;
  • неисполнительность и бесконтрольность, допускаемые администрацией, персоналом и обучающимися в отношении выполнения установленных положений законодательными, ведомственными требованиями, методическими рекомендациями, внутренними правилами, инструкциями и памятками;
  • неудовлетворительно организованные системы обеспечения антитеррористической, противокриминальной защищенности, слабая или отсутствующая техническая оснащенность и непрофессиональная физическая охрана образовательной организации;
  • упущения в ведении правовой, воспитательной работы с педагогическими, родительскими коллективами, обучающимися, отсутствие должной социальной информации, что влечет неосведомленность данных коллективов о реальной жизни детей, их интересах и контактах;
  • отсутствие должной реакции на распространение идеологии насилия средствами информации и интернет-сайтами как инструмента решения конфликтных ситуаций, противодействия негативному влиянию преступной субкультуры, романтизирующей криминальную жизнь, и пр. противоправным действиям.

Безусловно, нейтрализация предпосылок опасностей в образовательной организации не исчерпывается только указанными причинами, но то, что они должны являться одними из первоочередных объектов внимания в работе по совершенствованию профилактической деятельности по противодействию антиобщественным проявлениям, преступности и насилию остается неоспоримым фактом.

За последние три года подростками было совершено более 20 громких преступлений в различных регионах России: Республике Бурятия, Республике Коми, Московской области, Республике Крым, Хабаровском крае, Перми, Республике Татарстан и совсем недавнее — в Ижевске. Почти каждый из таких случаев преступного применения оружия в школе, колледже, лицее заканчивался трагедией и тяжелыми увечьями.

Для современной России рост такой угрозы вполне может быть прогнозируемым и ожидаемым, и это не только на фоне военной обстановки, связанной с проведением специальной военной операции на Украине, но и целенаправленно проводимой политики правительств стран ЕС и США по обострению враждебных политических, идеологических, националистических проявлений, этнического, религиозного экстремизма, представляющих значительную опасность для российских граждан, общества, государства, ее конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Открытая политика поддержания русофобии, призывы к совершению насилия к гражданам России на территории стран ЕС, лишение законно приобретенного имущества, уничтожение, повреждение памятников на местах захоронения воинов Красной Армии, другие противоправные действия, создающие опасность для жизни и здоровья русскоязычного населения, уже стали обыденными явлениями.

В связи с этим проблема вооруженных нападений на образовательные организации становится особенно актуальной в российском социуме и требует более конкретной проработки положений законодательных актов о видах оружия, которое находится в гражданском обороте и на руках у населения, пересмотра порядка и ответственности за выдачу лицензий на его приобретение, усиления требований за его безопасное содержание. Необходимы повышение контроля за хранением оружия и боеприпасов и даже введение дополнительных требований к владельцам оружия, обучающимся и работающим в образовательных организациях.

В настоящий момент в обществе все больше укореняется мнение, что значимой причиной агрессивного поведения подростков являются компьютерные игры, содержащие и пропагандирующие жестокость, бездумное виртуальное применение оружия. Значительная часть граждан стоят на позициях, что данная социальная проблема не должна оставаться без внимания и более предметно находиться в поле контроля и профилактической работы.

На территории России в различных социальных сетях продолжает сохраняться присутствие аккаунтов (групп), в которых размещаются публикации о намерении напасть на своих сверстников, на образовательную организацию или совершить иные поступки экстремистского характера. Такие паблики сохраняют значительное количество подписчиков из подростковой аудитории. Блокировка пагубной информации подобных сообществ ведется, но сказать, что она является в полной мере результативной, было бы преувеличением. Поэтому вопросы пресечения распространения агрессивных молодежных идей и движений, в т. ч. и в сети интернет, противодействие распространению демонстрации акций массового насилия с использованием СМИ требуют более принципиальной позиции со стороны ответственных государственных структур. Особого внимания требует ведение системного мониторинга аккаунтов учащихся и студентов в социальных сетях на предмет профилактики вовлечения их в опасные сообщества, тематические группы и деструктивные молодежные субкультуры.

К сожалению, администрациям и владельцам российских социальных сетей удается уклоняться от ответственности за действия лиц, деструктивно использующих эти сети, за бесконтрольность формирования и использования содержания страниц сайтов, модерации пользовательского контента.

Было бы целесообразным организовать и постоянно вести специальный правительственный сайт, на котором впоследствии размещать информацию о потенциальных и возникающих угрозах, видах преступлений, совершаемых подростками и молодежью и с их участием. Давать анализ целей, признаков и условий их проявления, сообщать о наступившей ответственности за их совершение, публиковать методические рекомендации по правоприменению, профилактике проявлений насилия в образовательных организациях и др.

Особого внимания требует профилактика раннего выявления и реабилитации психических нарушений и работа с «группами риска», подростками, имеющими выраженную склонность к проявлению агрессивного поведения, решение задач по лечению нервно-психических расстройств, предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Опыт ряда регионов России показывает, что организация специальных центров, подразделений и ответственных должностных лиц в администрациях в городах, поселках позволит соотносить установленные законодательством требования с обстановкой на территориях, особенностями образовательных организаций и более предметно содействовать защите жизни, здоровья и безопасности их контингента. На базе таких государственных и муниципальных учреждений по работе с подростками и молодежью можно создавать подразделения и иметь специалистов по работе с молодежью уличных групп, дворовых компаний, с неформальными объединениями и субкультурами, реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, формированию культуры безопасности, организовать целевую работу с родителями и представителями СМИ.

В сегодняшней обстановке повышается роль практики координации деятельности всех ответственных структур за безопасность в пределах административно-территориальных единиц (городов, районов, поселений) не только в самих образовательных организациях, но и в организациях по выявлению и противодействию внешним угрозам, сил быстрого реагирования, обеспечения надежной профессиональной физической охраны.

Делая выводы о состоянии защищенности обучающихся и работников образовательных организаций от реальных угроз посягательств против жизни, здоровья, собственности, угроз социального, техногенного характера, принимая во внимание положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», следует отметить, что образовательные организации обязаны также создавать все необходимые условия для обеспечения защищенности детей, начиная от организации питания и соблюдения санитарно-эпидемиологических правил до обеспечения безопасности жизни обучающихся и воспитанников, своевременного реагирования на факты предпосылок и проявления угроз.

Одним из приоритетов их деятельности должна быть задача устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в коллективе, обществе, формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. 

Образовательная организация как юридическое лицо, ответственное за охрану здоровья, жизни обучающихся в период их нахождения в образовательной организации, отвечает за своевременное принятие мер, исключающих угрозу жизни и причинение вреда здоровью обучающихся и воспитанников. Факты наступления такой ответственности неоднократно подтверждены исследованными судами доказательствами и принятыми решениями по доказанным основаниям о привлечении ответчиков из администрации образовательных организаций к уголовной и административной ответственности, компенсации причиненного вреда пострадавшим.

По убеждению специалистов, одной из наиболее действенных мер в условиях образовательной организации является своевременное обнаружение признаков подготовки или совершения теракта, надежное воспрепятствование  проникновению на образовательные объекты и их территории нарушителей установленного пропускного и внутриобъектового режимов, выявление и предотвращение несанкционированного проноса или провоза и применения оружия, боеприпасов, опасных предметов и веществ, предотвращение антиобщественных проявлений.

С 1 сентября 2019 года в Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 августа 2019 г. № 492-ст принятием ГОСТ Р 58485-2019 установлены общие требования к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. В целях повышения защищенности вышеперечисленных организаций введена обязательность использования физической охраны на их объектах.

Целью ставится, чтобы физическая охрана, представляя собой комплекс правовых, режимных, организационных, силовых, профилактических, инженерно-технических мер и мероприятий, во взаимодействии с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, действуя по общему замыслу, целям, и задачам в вопросах защиты обучающихся и работников от реальных угроз, в большей степени способствовала обеспечению безопасного функционирования образовательных организаций.

Правовой основой является то, что работа охранных организаций, их сотрудников, обеспечивающих охрану образовательных учреждений и их территорий, строго регламентирована законодательными, правовыми, нормативными актами, соответствующими лицензиями, стандартами, внутренними правилами, распорядительными документами, инструкциями.

Значительная часть охраны образовательных объектов и их территорий приходится на частные охранные организации (по итогам 2021 года около 65% объектов).

По мнению экспертов, в2023–2025 годы востребованность заказов охранных услуг частных охранных организаций в российской образовательной системе будет все выше. Этому способствует ставшая нормой практика взаимодействия их с администрациями, педагогическими и техническими работниками образовательных организаций, в ходе которых определяются меры по выявлению предпосылок, получению информации о возможности совершения террористических актов, нарушениях общественного порядка, совершения преступлений, обнаружению проноса оружия, взрывных устройств, других опасных и подозрительных предметов, по выявлению лиц, замышляющих совершение преступлений.

Руководство и работники частных охранных организаций активно участвуют на охраняемых объектах в формировании у обучающегося контингента сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, противодействия антисоциальным проявлениям. Нормой работы частных охранных организаций стала совместная с администрацией образовательных организаций работа по совершенствованию надежности их охраны с учетом возможных рисков и угроз различного характера, развитию инженерно-технической оснащенности и средств защиты объектов, систематические проверки охраняемых объектов на предмет состояния их антитеррористической защищенности, обнаружению оружия, взрывчатых, других опасных веществ и предметов.

Многолетняя работа по совершенствованию организации охранных услуг частными организациями все больше свидетельствует об эффективности механизма использования их потенциала и возможностей в обеспечении безопасности. Взаимодействие частных охранных организаций с правоохранительными органами и оказание содействия им в выполнении стоящих перед ними задач повышают их роль не только по сохранности имущества, но и в поддержании общественного порядка, обеспечении безопасности.

Работники частных охранных организаций, выполняющие обязанности охранников, имеют необходимую квалификацию, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям профессиональных стандартов, обладают необходимой подготовкой и правовым статусом для исполнения охранных функций на постах охраны образовательных организаций.

Например, для работы охранником в московских школах потенциальному претенденту необходимо иметь правовой статус охранника четвертого или пятого разряда. Еще одним обязательным требованием к частному охраннику является наличие иммунитета к коронавирусной инфекции.

Более конкретизирующую роль в осуществлении физической охраны образовательных объектов сыграло принятие профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций».

Президент СРО «Ассоциация “Школа без опасности”» Сергей Саминский, отвечая на вопросы об охране образовательных организаций в одном из своих интервью, очень точно отметил, что с появлением профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» в России появилась благородная и необходимая обществу профессия защищать детей.

Данный стандарт определил и закрепил требования к уровням квалификации работников охраны образовательных организаций, показал существенные отличия в необходимости их подготовки для обеспечения безопасности в образовательной системе в условиях постоянного общения с несовершеннолетним контингентом.

С использованием технической оснащенности охраняемого объекта квалифицированный специалист способен практически точно определить слабые места для проявления угроз террористического и преступного характера и противодействовать совершению преступления, начиная от видеопросматриваемых подступов к объекту и заканчивая прохождением злоумышленником рубежей охраны и технического контроля пропуска на объект.

Действуя в строго определенных полномочиях в пределах охраняемых объектов, охранники частных охранных организаций выявляют, пресекают, помогают раскрывать преступления и правонарушения. Они противодействуют незаконному проносу оружия и преступным действиям с его применением, во многом берут на себя повышенную ответственность за принятие оперативных мер безопасности на охраняемых объектах, противодействуют антиобщественному поведению и правонарушениям, защищают здоровье, жизнь, личное достоинство обучающихся и работников организаций, оказывая этим значительную помощь гражданам, образовательным коллективам и государственным правоохранительным органам.