Новости, НСБ

Как повлиял уход зарубежных кампаний из России на рынок охранных услуг

Ирина ЕРОШКИНА, специалист по связям с общественностью, эксперт, ментор

В мартовском номере специализированного журнала «Директор по безопасности» вышла статья Игоря Еремина, генерального директора Группы компаний РСТБ, «Зарубежный заказчик охранных услуг. Особенности взаимодействия». Материал подготовлен на основе многолетнего опыта взаимодействия компании с зарубежным заказчиком в сфере оказания охранных услуг.

         В своей статье автор раскрывает тему построения бизнес-отношений с зарубежным заказчиком, акцентирует внимание читателей на особенностях, которые необходимо принимать во внимание при взаимодействии с иностранными партнерами.  В их числе — менталитет, правовое регулирование деятельности, этика ведения бизнеса и делового общения, культура взаимоотношений с персоналом, особенности составления отчетности и участия в тендерных закупках. На первый взгляд, может показаться, что тема утратила актуальность в текущих реалиях и не представляет интереса для бизнеса, в том числе — охранного. Но это не совсем так. Можно спрогнозировать, что взаимодействие частных охранных предприятий с зарубежным заказчиком продолжится. Другой вопрос — на каких условиях, на каких объектах, и в каком формате.

Некоторый контент статьи утратил актуальность в текущей ситуации. Прежде всего — это информация о численности международных компаний в России, которые на момент написания статьи составляли 28,4 тыс. по данным аналитиков компании «Контур», посольств иностранных государств в РФ, внешнеторговых палат, торговых представительств, ассоциаций зарубежных стран. Остальная же часть экспертного контента — основы взаимодействия частных охранных предприятий с зарубежным заказчиком, критерии отбора ЧОПов, особенности сопровождения охранной деятельности, структура организации тендеров и конкурсов, требования к периодичности и содержанию отчетности не утратит актуальности даже в текущих реалиях.

УЙТИ, ПЕРЕЖДАТЬ ИЛИ ОСТАТЬСЯ?

На 30 марта 2022 г. по информации основателя Института руководителей высшего звена Йельского университета Джефри Зонненфельда более 300 иностранных компаний заявило об уходе сиз России.

Наиболее громкими стали уходы с российского рынка British American Tobacco, IKEA, ОBI, Uniqlo, McDonald’s, Heineken, Smurfit Kappa Group, Mercedes-Benz,Coca-Cola, Adidas, H&M Group, Prisma, Fazer, Valio и др. Список уходящих с российского рынка международных компаний остается открытым. Однако, полноценно покидают Россию немногие. Часть западных компаний еще не озвучила свою позицию. Кто-то берет временную паузу, другие замораживают инвестиции в маркетинг, рекламу, спонсорскую активность, новые клинические исследования (фармкомпании) и т.д. При этом иностранные компании отмечают, что будут отслеживать и оценивать ситуацию по мере развития обстоятельств и далее принимать окончательные решения относительно промышленных активов, персонала, подрядчиков. Иными словами, оставляют дверь приоткрытой. Более того, некоторые иностранные компании ищут пути для продолжения работы в России.

И все же многие предпочли остаться и пока продолжают работу, несмотря на негативный санкционный и информационный фон. Присутствие в России пока сохраняют некоторые французские компании: «Ашан», Danone, «Леруа Мерлен». Немецкая Metro Cash & Carry не планирует уходить из России, магазины работают в штатном режиме.

ЧТО С БЕЗОПАСНОСТЬЮ?

Иностранные компании, которые решили сохранить бизнес в России, в том или ином формате продолжают сотрудничать с российскими организациями, которые занимаются обслуживанием непрофильных функций этих компаний, в том числе остаются и частные охранные предприятия, потому что вопрос безопасности бизнеса стоит перед любой организацией.

Следует отметить, что география производственных активов с локализацией промышленного производства зарубежных компаний охватывает большинство регионов Российской Федерации. В их числе — Калужская, Омская, Свердловская, Кемеровская, Воронежская, Ульяновская, Новосибирская области; Приморский, Хабаровский, Краснодарский край и др. За промышленными мощностями стоят тысячи объектов, которые нуждаются в профессиональной охране это: заводы, комбинаты, фабрики, складские площади и др. У каждого объекта своя специфика и свои регламенты охраны, а так как охранный бизнес в России — лицензированная деятельность, то работа в этом направлении передается на аутсорсинг. К тому же контракты на оказание охранных услуг по итогам конкурсного отбора заключаются, как правило, на 1–3 года.

МАСШТАБЫ БЕДСТВИЯ

 Очень сложно сейчас прогнозировать, что ждет рынок охранных услуг в связи с уходом зарубежных компаний из России. По оценкам экспертов, основные масштабы бедствия будут понятны к концу лета текущего года.

Рассмотрим, чем грозит уход или приостановка деятельности зарубежных компаний в России для охранной отрасли…

Во-первых, с приостановкой деятельности/уходом зарубежных компаний сократится потребность в услугах частных охранных предприятий в этом сегменте. Наиболее ожидаемая тенденция — сокращение постов охраны и изменение режима охраны. Произойдет высвобождение сотрудников охраны, которые выйдут на рынок труда.

Данная проблема уже коснулась ЧОП, которые оказывают охранные услуги крупным международным ритейлерам. По информации аналитиков Colliers International (источник: Retail.ru), по состоянию на конец марта 2022 г. более 95 крупнейших иностранных ритейлеров заявили о приостановке своей деятельности на территории России. В большинстве торговых центров данные компании являются ключевыми трафикогенерирующими арендаторами.

Во-вторых, охранный бизнес почувствует спад спроса на участие в тендерных закупках. Это формат, в котором закладываются основы взаимоотношения частных охранных предприятий с зарубежным заказчиком. Для ЧОП участие в тендерах и конкурсах — один из ключевых каналов продаж и шанс стать поставщиком охранных услуг для зарубежного заказчика с перспективой долгосрочного сотрудничества.

В-третьих, резко упадет спрос на охрану и сопровождение грузов, где доля западных компаний составляла от 20% до 30%.

В более выигрышном положении остаются частные охранные предприятия, которые работают с иностранными компаниями в статусе «продолжают работу». В первую очередь это компании с промышленными мощностями. Используя отраслевую терминологию, это объекты с огромными территориями, сложной инфраструктурой и многоуровневыми рубежами охраны.

При всем том, что в данный период времени многие вопросы по западным компаниям остаются в подвешенном состоянии, рынок охранных услуг остается стабильным. Количество объектов не сократилось, сократилось только количество физических постов, но не настолько критично.

 ГЛАВНЫЙ ФОКУС — КАЧЕСТВЕННЫЙ СЕРВИС

В текущей ситуации строить прогнозы — дело неблагодарное. Реальность меняется быстро. На сегодняшний день возможно только осторожно высказывать предположения, проводя параллели с кризисами прошлых лет (включая время ковидного локдауна).

Однако, текущий кризис отличается от других периодов турбулентности экстремальными условиями и значительными масштабами. Проблемы, с которыми столкнулся российский бизнес в 2022 году, не имеют прецедентов.

Несомненно, опыт прохождения кризисов поможет частным охранным предприятиям в сложившихся экономических реалиях скорректировать свою деятельность, оптимизировать бизнес-ресурсы, сохранить позиции в отрасли. Главный фокус качественный сервис и спокойная работа.