Лица, НСБ

Анатолий Данилов: “Саморегулирование- лучшая форма организации частной охранной деятельности”

Анатолий Михайлович Данилов более тридцати пяти лет отдал службе в различных военно-политических должностях Советской Армии и командных должностях Вооруженных сил Российской Федерации.

Сегодня, генерал-майор в отставке, применяет свой богатый опыт на благо развития негосударственной сферы безопасности, являясь заместителем председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, а также председателем правления Союза саморегулируемых организаций Негосударственной сферы безопасности.

– Анатолий Михайлович, здравствуйте! Большую часть своей жизни вы посвятили службе в Армии, это ваше призвание, династия, или был пример для подражания?

— Скорее всего, это воспитание и желание быть полезным для своей Родины. Мой родной дед в Великую Отечественную войну сгорел в танке, освобождая Киев, все родственники по его линии — фронтовики. Гришаев Михаил Ильич, брат моей бабушки, пришел с войны кавалером трех орденов Славы. Они были для меня примером и если так можно выразиться — кумирами! Я, как и они, хотел защищать свою страну, своих родных и близких.

– Есть такое выражение, что генералами не рождаются, ими становятся, труден ли путь от солдата до генерала?

— Ещё говорят, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом! Я мечтал быть офицером и звёзды на погонах не имели для меня большого значения. Для меня было важно стать лучшим, слово офицерская честь в то время значило очень многое. В армии я прошел все ступени: от суворовского училища до Академии, от кадета до генерал-майора. Я советский офицер и гордился своей страной и своей Армией. Я и младшего брата «поставил в строй». У нас разница в шесть лет. Приехал домой после училища лейтенантом, забрал брата и определил к своему командиру взвода в училище! Такая вот династия… Брат закончил службу в звании полковника. Ну, а для того чтобы стать генералом, надо постоянно учиться и учиться.

– Кстати об образовании… Какая у вас специальность?

— Таких, генералов, как я, в вооруженных силах, наверное, теперь нет, да и не было. Дело в том, что по первому высшему образованию я заканчивал военно-политическое училище инженерных войск и войск связи и выпустился офицером-политработником войск связи, а в военной академии имени Ленина заканчивал общевойсковой факультет и служил замполитом танкового полка. Далее я закончил высшие офицерские курсы «Выстрел» по специальности командир мотострелковых и танковых полков, а в Военной академии Генерального штаба ВС РФ обучался военному и государственному управлению, стал специалистом в области управления. Проще говоря, я и жнец и швец и на дуде игрец! (улыбается). Работал с личным составом, как политработник и как командир подразделения в казармах и в поле, имею богатый опыт штабной и управленческой работы.

.

– Если провести параллели, есть ли что-то общее между военной и гражданской службой?

— Служба в Армии и работа в ТПП и СРО НСБ — это разные величины, которые нельзя сравнивать. Хотя есть одно общее, и там и там мы стоим на защите интересов. В первом случае — интересов Родины, во втором — интересов охранного сообщества и бизнеса.

Что касается охранного бизнеса… Почему Вами было принято решение создать союз, объединяющий именно саморегулируемые организации?

— Самой практикой доказано, что саморегулируемые организации представляют собой наиболее дееспособную силу в негосударственной сфере безопасности. Самые значимые достижения в отрасли связаны именно с их начинаниями. Пожалуй, наиболее яркий пример — это первый в НСБ профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». Неслучайно его создание — это результат усилий СРО Ассоциация «Школа без опасности».

Мог ли он быть разработан, если бы безопасностью образовательных организаций занимались разрозненные предприятия? Уверен, что нет. Только живой обмен опытом, практика работы по единым стандартам, воплощающим все лучшее в своей сфере деятельности, уже имеющиеся навыки формирования внутренних стандартов саморегулируемой организации — такой фундамент мог привести к появлению профессионального стандарта.

И сегодня мы видим: за пределами структур, которые бы консолидировали усилия различных организаций, столь же плодотворная работа попросту не ведется. Все перспективные стандарты создаются ведущими организациями отрасли, совместными усилиями. Сейчас в этом направлении активно работают СРО Ассоциация «Школа без опасности», ФКЦ РОС, Комитет Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, СПК Антитеррор и, конечно, Союз СРО НСБ.

Еще одно важное преимущество института саморегулирования в том, что он позволяет донести до органов государственной власти позицию отдельных предприятий. Сами по себе они не могут достучаться до министерств и ведомств. Государство попросту не может в своих решениях опираться на мнение одного предприятия. Саморегулируемая организация — это иной уровень диалога. Это опытные эксперты, которые умеют ясно, юридически точно сформулировать те или иные предложения, представлять интересы отрасли в различных рабочих группах и комиссиях при органах власти.

— Расскажите, пожалуйста, об истории создания Союза СРО НСБ.

— Он был создан в 2014 году. Именно в тот период шло активное формирование саморегулируемых организаций в отрасли. Только с 2013 по 2015 годы их было создано восемь. В наш Союз изначально вошли организации, представляющие Москву, Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Что неудивительно: именно в этих регионах частные охранные предприятия установили самую высокую планку качества и активно искали новые пути для дальнейшего развития отрасли.

— Что сегодня представляет собой Союз СРО НСБ?

— Сегодня он по-прежнему объединяет ряд ведущих саморегулируемых организаций страны из одиннадцати регионов. Это Москва, Владивосток, Екатеринбург, Краснодар, Курск, Ростов, Санкт-Петербург, Тольятти, Уфа, Хабаровск, Ленинградская область. Под их эгидой действует более 300 частных охранных предприятий.

Опыт, аккумулированный членами Союза, мы направляем на совершенствование всей негосударственной сферы безопасности. Именно саморегулирование дает возможность бизнесу активно общаться с регулятором, законодательной и исполнительной властью, министерствами, ведомствами и региональными администрациями отстаивая интересы охранного сообщества.

Сейчас перед нами стоит ряд неотложных задач. Самое главное — необходимо дальнейшее развитие системы национальных квалификаций.

Не буду говорить лишний раз о международной обстановке, но совершенно очевидно, что риски террористических и приравненных к ним угроз значительно выросли. И не в последнюю очередь они выросли в отношении социальных объектов. Поэтому члены нашего Союза совместно с другими ведущими организациями отрасли ведут работу над новым профессиональным стандартом «Охранник объектов с массовым пребыванием людей, подлежащих антитеррористической защищенности». Возглавляет его разработку Сергей Саминский, председатель Комиссии по профессиональным квалификациям специалистов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий) с массовым пребыванием людей в составе СПК Антитеррор.

Профессиональная несостоятельность тех, кто призван охранять такие объекты — это серьезная национальная угроза. В настоящее время мы видим

по-настоящему качественное обеспечение охраны социальных объектов практически в одном только регионе и в одной только сфере — это охрана образовательных организаций Москвы. Этот результат — прямое следствие реализации в столице единственного существующего в отрасли профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». Насущная задача — обеспечить профессиональную охрану всех объектов с массовым пребыванием людей.

Второе важное направление нашей деятельности — это совершенствование законодательства, регулирующего частную охранную деятельность. В настоящее время отрасль продолжает жить по закону тридцатилетней давности. С участием членов нашего Союза был подготовлен проект нового федерального закона о частной охранной деятельности. Необходимость изменений не то что назрела — она перезрела. И в бурных событиях, в которых мы живем, промедление непростительно. Рынок частных охранных услуг активно развивается, реагируя на новые угрозы. Но вынужден подстраиваться под законодательство, созданное в реалиях начала 90-х.

Охранное сообщество свое видение нового закона предложило. В решении этой задачи были консолидированы лучшие силы всей негосударственной сферы безопасности. И, убежден, в ближайшее время мы обязательно добьемся положительных сдвигов в данном вопросе.

— А какие еще задачи решает сегодня Союз СРО НСБ?

— Говоря о глобальных задачах, мы не должны забывать и о точечных переменах. Так, сейчас мы поддерживаем усилия охранного сообщества, добивающегося изменения критериев оценки заявок на торгах. Цена должна составлять 40% этой пропорции, а качество — 60%. Это вопрос безопасности тысяч объектов с массовым пребыванием людей! Самое дешевое предложение — не лучший критерий для выбора поставщика услуги по охране, к примеру, больницы.

Кроме того, мы добиваемся отмены аукционов по закупке охранных услуг при стоимости лота более миллиона. Сегодня этой возможностью пользуются недобросовестные предприятия, побеждающие за счет самой низкой цены. Анализ показывает, что такие цены обеспечиваются только двумя способами: либо невыполнением налогового законодательства, либо фактическим непредоставлением услуги, то есть выставлением непрофессиональной охраны.

В продолжение темы недобросовестных поставщиков добавлю, что Союз СРО НСБ намерен оказывать помощь в реализации положений приказа № 45 директора Росгвардии Виктора Золотова, который утвердил новый метод определения начальной (максимальной) цены контракта на охранные услуги. Не секрет, что заказчики неохотно следуют этому приказу, так как многие привыкли экономить на безопасности, и справедливая цена кажется им завышенной. Нужно доносить до них: эта цена не берется наобум, она рассчитывается по строгой формуле. И это не выбор между экономией и излишней тратой. Это выбор в пользу сохранности жизни и здоровья граждан.

К тому же сейчас мы прорабатываем вопрос о введении такого термина и понятия, как конечная минимальная цена контракта (КМЦК), что позволит уйти от серых схем в бизнесе и исключит демпинг.

— Есть ли планы на расширение деятельности Союза СРО НСБ?

— Разумеется. Мы уже объединили в своих рядах несколько ведущих саморегулируемых организаций, но мы надеемся на включение в состав Союза новых членов, а также хотели бы охватить нашей деятельностью больше регионов. Убежден, что лучшей формы организации частной охраны деятельности в настоящее время не существует

Сегодня Россия проводит специальную военную операцию по денацификации Украины и освобождению ДНР и ЛНР. Украинские наземные и воздушные диверсионные группы пересекают нашу границу для совершения террористических актов, в связи с чем на частную охрану возлагается непомерная ответственность по безопасности охраняемых объектов. Вы совместно с Саминским С.В. обсуждали и поднимали данный вопрос по расширению полномочий частной охраны в чрезвычайных ситуациях. Есть ли подвижки в этом направлении?

— Данный вопрос мы широко обсудили на совместном заседании ТПП, РСПП и Общественной палаты, и на сегодняшний день разработаны профстандарты и подготавливаются проекты нормативно-правовых актов. Но это вопрос законодателей и нового закона о частной охранной деятельности, необходимость которого давно назрела. Да, наша деятельность лицензируется и есть регулятор в лице Росгвардии, но мы пока не имеем статуса, или точнее не встроены, как элемент, в государственную национальную безопасность. Хотя существуют постановления Парламентской Ассамблеи ОДКБ «Об обеспечении национальной безопасности» № 11–3.1 от 30 октября 2018 года и «О негосударственных субъектах обеспечения национальной безопасности» № 12–6 от 5 ноября 2019 года. Введение в действие этих постановлений ОДКБ коренным образом меняют отношение к частной охранной деятельности и к самим задачам заказчиков и участников процесса, а также надзорно-контролирующих органов. Однако имплементация их до настоящего времени не проведена, а п. 2 об использовании в работе по совершенствованию законодательства государства не применяется. Скажу больше, нами совместно с общественными организациями и объединениями, входящими в охранную структуру, был создан Координационный Совет НСБ, которым руководил председатель Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны Озеров В.А., и выдвигалось предложение, чтобы Виктор Алексеевич представлял частную охранную отрасль в Совете безопасности России, но видимо эта инициатива не дошла до руководителей, принимающих решение. Тем не менее КС НСБ существует, и работа в этом направлении продолжается. Мое[ДГ2]  личное мнение, у нас есть авторитетный представитель НСБ — это Рогожкин Николай Евгеньевич, член Правления РСПП, Председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности, который может представлять наши интересы в Совете безопасности РФ.

— Что бы вы изменили в частной охранной деятельности, если бы была такая возможность?

— Вообще я за то, чтобы саморегулирование в отрасли было добровольным, но одновременно считаю, что для охранных структур, выполняющих договорные обязательства по муниципальным и государственным заказам, необходимо обязательное членство в саморегулируемой организации, это повысит профессиональный уровень сотрудников, будут соблюдены все необходимые стандарты и требования. Мы в перспективе хотим, чтобы бюджет, выделяемый на охрану социальных образовательных объектов, медицинских учреждений и мест массового пребывания людей формировался не по остаточному принципу, как это делается сейчас, а был конкретно прописан отдельной статьей и был грамотно просчитан и утвержден.

– И в конце традиционные пожелания нашим коллегам…

– Прежде всего хочу пожелать всем здоровья – это единственное в жизни, что нельзя приобрести или натренировать, а всего остального мы добьемся вместе!