Новости

Когда мы наконец то научимся до конца бороться с мошенниками?

Васильев Юрий Николаевич,

президент группы охранных агентств «Волкодав» (г. Уфа)

В России по итогам прошедшего года наблюдается снижение преступности и улучшение раскрываемости ряда преступлений, включая убийства, разбойные нападения и квартирные кражи. Об этом сообщил Президент Владимир Владимирович Путин на заседании коллегии МВД. Он также отметил сокращение числа рецидивов среди преступников, получивших наказание. По приведённым данным, в России снижаются показатели уличной и подростковой преступности. Последний показатель уменьшился более чем вдвое за прошедшие десять лет. Президент призвал МВД делать всё возможное для защиты молодежи от криминальных угроз и вовлечения в противоправную деятельность, включая киберпреступность и наркобизнес.

О мерах противодействия преступности среди молодых людей говорил и Председатель Следственного комитета А.И. Бастрыкин во время годовой коллегии ведомства. Так, он предложил снизить возрастной порог для привлечения к уголовной ответственности за сбыт наркотиков с 16 до 14 лет. По его мнению, это поможет предотвратить вовлечение в наркобизнес подростков, не достигших возраста уголовной ответственности. Также он предложил не продавать алкоголь людям до 21 года для «предупреждения алкоголизации молодежи».

Это хорошая тенденция. Вместе с тем, я хотел бы поделиться своим мнением на эту важную для нас всех тему.

Во-первых, в положительных подвижках есть заслуга и частной охраны. Во-вторых, многие предприниматели, прочитав новости о сокращении преступности, делают поспешные выводы о том, что физическая охрана больше не нужна и её следует сокращать на своих объектах. Однако после таких поспешных решений, как правило, приходит обратный эффект. У таких предпринимателей-заказчиков охранных услуг подобное происходит с завидной регулярностью. Как только вводится налоговая нагрузка или падает выручка, начинается оптимизация затрат для сохранения рентабельности предприятия и так далее. Не мешало бы хотя бы иногда задумываться о том, сколько стоит жизнь каждого из нас, и кто несёт ответственность за её сохранность и обеспечение безопасности.

С точки зрения Конституции и законов, вроде бы это государство, поскольку мы платим налоги на содержание силовых и правоохранительных органов. Вместе с тем мы видим, что это не совсем так, поскольку нет заметных изменений, например, в области обеспечения безопасности в школах, больницах и детских садах. А крайними остаются нерадивые частные охранные организации, которые согласились на заранее невыполнимые условия контрактов. Разве не должен каждый работодатель — будь то частный, муниципальный или государственный — обеспечивать защиту жизни и здоровья работников, которых он нанимает? Ведь к работодателю предъявляется множество требований, но самого главного нет — обеспечить защиту работника от противоправных действий. Возможно, именно в этом и заключается проблема: работник должен трудиться, платить налоги, а вот обязанности обеспечивать его защиту у работодателя нет.

Поэтому я хотел бы отдельно обратить внимание на преступление, которое в 2024 году стало самым масштабным по росту и заняло 4-е место — это мошенничество (статьи 159-159.6 УК РФ).

От этого преступления в стране в настоящее время страдают как бизнес, так и рядовые граждане, а эффективных мер по борьбе с данным видом преступлений со стороны правоохранительных органов нет. С каждым днем ситуация становится все хуже: заявления по мошенничеству в большинстве случаев не рассматриваются, либо это делается формально с отсылкой на различные причины, такие как нехватка профессиональных кадров в органах внутренних дел и якобы отсутствие законодательных рычагов для борьбы с мошенничеством.

При обращении в правоохранительные органы вам обычно говорят: «Идите, например, в суд!» В суде ваши иски могут рассматриваться месяцами или даже годами. Кроме того, вы оплачиваете госпошлину, тратите деньги на адвоката, а затем, когда кажется, что решение суда уже принято и вы вот-вот получите свои кровно заработанные деньги, оказывается, что не всё так просто. В добровольном порядке никто не собирается с вами рассчитываться, и вы, как законопослушный предприниматель или гражданин, наконец получаете исполнительный лист, с которым идете в службу ФССП России. А там, как правило, тоже ничего не делают. Вы пишете кучу ходатайств и жалоб, а в итоге получаете постановление о невозможности взыскания, так как у ответчика нет денежных средств, а имущество отсутствует. Либо должник закрыл фирму или воспользовался банкротством, которое сейчас возвели в ранг бизнеса. На всех федеральных телеканалах призывают обращаться за помощью, но при этом приучают всех к тому, чтобы не платить.

Видя, что происходит, невольно хочется кричать: а как же мои права?   

Безотлагательно приходят требования об оплате налогов, и никто не спрашивает, откуда я возьму деньги на их оплату и зарплату работникам. Кто и почему решил, что моему должнику можно списать долги, не спросив меня? Это является дискриминацией по отношению к пострадавшим от таких мошеннических действий. В таком случае государство должно компенсировать мне эти потери или хотя бы принять меры к нерадивым службам, которые ничего не делают и затягивают проведение проверок и расследований по мошенничеству. Крайне обидно видеть, как твой должник проезжает мимо на новой дорогой машине.

Отрицательная практика стала применяться полицией в отношении возбуждения уголовных дел по мошенничеству (ст. 159-159.6 УК РФ) в отношении неустановленных лиц, хотя место события и другие факты уже установлены судом. При этом ст. 171 ч. 1 УПК РФ гласит: «при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого». В практике встречаются случаи «законного» ведения уголовного дела. Дело может расследоваться в отношении неустановленных лиц на протяжении полугода или года. При этом собираются все доказательства виновности конкретного лица; более того, изначально в рапорте или заявлении об обнаружении признаков преступления указывается на данное лицо как на совершившее преступление. В дальнейшем следователь выносит постановление о привлечении этого лица в качестве обвиняемого и объявляет его одновременно в розыск. Однако на практике это может быть злоупотреблением со стороны следователя, который ничего не делает и может прекратить уголовное дело ссылаясь на Постановление № 20-П от 19 мая 2022 г., согласно которому КС напомнил, что положения ст. 78 УК и п. 3 ч. 1 ст. 24 и ст. 27 УПК обязывают дознавателя и следователя при вынесении постановления о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования в связи с истечением срока давности приводить фактическое и правовое обоснование такого прекращения.

Мотивировка такого решения должна основываться на нормах материального и процессуального права, а также на доказательствах, подтверждающих само событие и правильность квалификации деяния, срок давности уголовного преследования за которое истек, совершение деяния (подозрение в совершении) конкретным лицом, наличие всех признаков состава преступления, отраженных в материалах уголовного дела.

Как пояснил Суд, прекращение уголовного преследования в связи с истечением срока давности допустимо при наличии оснований, предусмотренных ст. 78 УК РФ, а также при условии законности и обоснованности подозрения или обвинения. Важно также отсутствие возражений со стороны подозреваемого или обвиняемого против прекращения уголовного преследования по нереабилитирующему основанию. Необходимость волеизъявления подозреваемого или обвиняемого обусловлена тем, что прекращение уголовного преследования возможно лишь при обеспечении гарантированных Конституцией РФ прав участников уголовного судопроизводства. В частности, подозреваемому и обвиняемому должна предоставляться возможность судебной защиты их прав, включая право на возможную реабилитацию.

В итоге получается, что потерпевшие остаются без поддержки, в то время как обязанность платить налоги за предпринимателей и граждан сохраняется. Органы прокуратуры на местах не выполняют своих функций. Генеральный прокурор РФ И.В. Краснов издал приказ от 17 сентября 2021 г. N 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия». В пункте 1.5 данного приказа указано: «Обеспечить надлежащий надзор за законностью решения о возбуждении уголовного дела, а также за исполнением органами предварительного следствия требований части 4 статьи 146 УПК РФ о незамедлительном направлении прокурору копии постановления о возбуждении уголовного дела. Мерами прокурорского реагирования пресекать случаи возбуждения уголовных дел по факту при наличии данных о совершении деяния конкретным лицом.»

В связи с этим возникает вопрос: почему прокуратуры на местах игнорируют приказ Генерального прокурора РФ И.В. Краснова и этот так называемый «надзор»? Он фактически не работает.

Потерпевшие предоставили органам полиции многочисленные пояснения о том, кто и как завладел их деньгами по предварительному сговору, в том числе продав «воздушную недвижимость», к которой они не имеют никакого отношения. Эти факты нашли отражение в их пояснениях и допросах в рамках гражданского и уголовного дела. Кроме того, потерпевшие обладают письменными обязательствами от мошенников, в которых признается наличие долга и обязательство погасить его через выполнение работ и других действий.

Проблема заключается в том, что органы полиции и прокуратуры на местах игнорируют указания вышестоящих начальников. Факт возбуждения уголовного дела в отношении неустановленных лиц и последующее бездействие прокуратуры приводят к тому, что дело «заволокичивается» и в итоге прекращается. Это может свидетельствовать о заранее спланированной гибели данного уголовного дела, возможно, в угоду коррупционной деятельности ряда следователей и прокуроров на местах. Такое требует публичного разбирательства.

В этой связи хотелось бы напомнить о судьбе экс-начальника ОП № 3 Ильшата Нурмухаметова из города Уфы Республики Башкортостан, которого совсем недавно задержали сотрудники республиканского УФСБ за получение взятки с целью «реанимировать» подобное многострадальное дело.

Очень хотелось бы, чтобы «лед в этом деле всё же тронулся», и мы почувствовали реальную заботу со стороны должностных лиц, ответственных за такие дела. Чтобы мы знали и всегда ощущали поддержку и защиту от государства.

Фото: userapi.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *