Новости

Незаконная охранная деятельность в России: вызовы, решения и правовые аспекты

Охранный рынок в России — это огромный и важный сектор, который служит основой безопасности частных лиц, бизнеса и государственной инфраструктуры. Однако в последнее время с этим сектором связана одна из наиболее актуальных и сложных проблем — незаконная охранная деятельность. Такие структуры, часто называемые «САВОКерами», работают без соответствующих лицензий, нарушая как законы, так и общие принципы безопасности. В этой статье мы рассмотрим, как российское законодательство регулирует незаконную охранную деятельность, какие санкции за это предусмотрены и какие пути решения проблемы существуют.

Как регламентирует закон незаконную охранную деятельность?

Законодательство России тщательно регулирует вопросы частной охранной деятельности. Одним из главных документов является Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», который чётко устанавливает требования для физических и юридических лиц, оказывающих охранные услуги. В соответствии с этим законом, любые лица, не имеющие правового статуса частного охранника или частной охранной организации, не могут оказывать охранные услуги. Более того, законодательство накладывает строгие ограничения на предоставление охранных услуг без лицензии.

Если говорить о КоАП РФ и УК РФ, то ряд статей непосредственно касается незаконной охранной деятельности:

  1. Ст. 20.16 КоАП РФ: Незаконная частная детективная или охранная деятельность.
  2. Ст. 20.35 КоАП РФ: Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
  3. Ст. 19.5.1 КоАП РФ: Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму.
  4. Ст. 21.4 КоАП РФ Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами государственных органов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета.
  5. Ст. 199 УК РФ: Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией плательщиком страховых взносов.
  6. Ст. 171 УК РФ: Незаконное предпринимательство.

Штрафы за незаконную охранную деятельность

Нарушения в сфере охранной деятельности могут быть наказаны достаточно серьезно:

  • Статья 20.16 КоАП РФ предусматривает штрафы для физических лиц от 2500 до 10000 рублей, а для юридических — до 100000 рублей.
  • Статья 171 УК РФ — за незаконное предпринимательство штрафы до 500000 рублей и лишение свободы.

Статья 201 УК РФ — «Злоупотребление полномочиями» может привести к штрафам до 200000 рублей и даже к лишению свободы, если это связано с нарушением охранной деятельности

Проблемы незаконной охранной деятельности

По результатам исследований незаконная охранная деятельность становится всё более распространенной. Так, в России на рынке охраны до 50% составляет деятельность «неофициальных» охранников — контролеров, сторожей, так называемых «САВОКеров». В то время как законные частные охранные предприятия приносят государству около 76 миллиардов рублей в год в виде налоговых поступлений, недобросовестные компании, нанимающие «САВОКеров», не только не платят налоги, но и представляют реальную угрозу для безопасности и стабильности.

Незаконные охранные структуры не могут гарантировать качественную защиту; они часто не проходят проверку на антитеррористическую защищенность, не имеют аттестации и необходимого оборудования. Это создает дополнительные риски для безопасности объектов и людей.

Пути решения проблемы

Регулирование и контроль

  1. Охранное сообщество
    Для решения проблемы важно активизировать работу охранного сообщества. Важным шагом является создание специальных рабочих групп в Москве и регионах для контроля за деятельностью ЧОПов и выявления незаконных структур. Это необходимо для предотвращения распространения нелегальной охраны и обеспечения соблюдения законодательства. Охранные организации могут и должны сообщать о нарушениях через официальные каналы, такие как ФКЦ РОС и КЦ РОС.
  2. Работа с госорганами и СМИ
    Необходимо активное сотрудничество с правоохранительными органами и СМИ. Работа с журналистами поможет осветить проблему незаконной охраны, показать её масштабы и последствия. Это также привлечет внимание общественности и правозащитников к необходимости усиления контроля.

Роль ФКЦ РОС и правоохранительных органов

  1. ФКЦ РОС. Для эффективной борьбы с незаконной охранной деятельностью необходимо:
    • Создать рабочие группы в Москве и регионах, которые будут заниматься мониторингом и проверкой деятельности частных охранных организаций.
    • Обеспечить юридическое сопровождение расследований.
    • Составить рекомендации для таких государственных органов, как МВД, ФНС и других, по улучшению ситуации.
    • Отслеживать и составлять отчеты о результатах работы.
  2. Правоохранительные органы. Применение санкций и создание действенного механизма контроля должны стать приоритетными задачами. Необходимо:
    • Разработать четкий механизм воздействия на физических и юридических лиц, занимающихся нелегальной охранной деятельностью.
    • Донести информацию до руководителей регионов о рисках, связанных с незаконной охранной деятельностью.
    • Внедрить разработанный механизм с целью легализации охранных компаний и защиты рынка от нелегальных структур.

Шаги по информированию и предупреждению

Также важно, чтобы организации и граждане знали о своих правах и обязанностях. Для этого нужно подготовить образцы писем в государственные органы, информирующих о рисках использования охраны без лицензии. Эти письма могут быть распространены через официальные площадки, такие как сайты ФКЦ РОС и другие государственные ресурсы. 

Переходите по ссылке, чтобы получить образец письма уведомления об ответственности за использование сторожей без лицензии.

Заключение

Незаконная охранная деятельность представляет собой значительную угрозу для безопасности граждан и бизнеса в России. Однако при правильных действиях со стороны государственных органов, правоохранительных структур и охранных компаний проблему можно эффективно решить. Важнейшей задачей остается активизация контроля и повышение осведомленности всех участников охранного рынка о последствиях использования незаконных услуг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *